Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ДГМА — крупный учебный, научный и лечебный центр Российской Федерации №1(7), 2011 год

Георгий Золотов

Дагестанский государственный медицинский институт имеет свою уникальную историю, славные и добрые традиции, многолетний опыт в подготовке и воспитании специалистов и по праву гордится своими успехами и достижениями в различных областях медицины. В историю медакадемии вписаны имена преподавателей и учёных, чей творческий, научный и педагогический авторитет способствовал становлению и развитию вуза, превращению его в крупный научный и лечебный центр не только Северного Кавказа, но и всей Российской Федерации. О том, чем славен сегодня alma-mater многих российских врачей, рассказывает нашему корреспонденту ректор ДГМА, доктор медицинских наук, профессор Абдурахман Османович Османов.

— Уважаемый Абдурахман Османович, много лет Вы возглавляете один из известнейших медицинских вузов страны. Расскажите о самых ярких, поворотных моментах становления академии.

— Время становления нашей академии совпало с ростом экономического и культурного потенциала страны. Вуз был основан в далёком 1932 году, за годы своего существования он пережил много трудностей и переломных моментов. В тридцатые годы потребность в национальных врачебных кадрах была обусловлена необходимостью борьбы с эпидемическими и паразитарными инфекционными заболеваниями. Их искоренение было поставлено во главу угла учёными молодого вуза. Его профессора И.Н. Пикуль, Х.О. Булач, И.П. Руднев, А.Г. Подварко, А.В. Россов возглавили борьбу с малярией, трахомой, бруцеллёзом, кожными и венерическими заболеваниями.

В Великую Отечественную войну в Махачкалу был эвакуирован 1-й Московский медицинский институт с его великолепным профессорско-преподавательским составом. Многие профессора остались у нас, и мы благодарны им за большой вклад, внесённый ими в нашу среду.

Институт пережил трудные предвоенные, военные и послевоенные годы, но с каждым годом набирал силу, по праву заняв достойное место среди медицинских вузов страны.

Особый расцвет института пришёлся на 70–80-е годы, когда были построены морфологический корпус и учебно-лабораторный комплекс. Расширилась Республиканская клиническая больница, вступили в строй стоматологические и педиатрические учреждения, что позволило открыть стоматологический и педиатрический факультеты. Большинство кафедр возглавили доктора наук, профессора. Значительная часть из них была выпускниками нашего института.

В 1993 году постановлением Президиума Российской академии наук и правительства Республики Дагестан на базе Дагмединститута создан Дагестанский научный центр Российской академии медицинских наук.

В 1994 году при Дагмединституте открыт специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по внутренним болезням и хирургии.

В 1995 году по результатам рейтинговой оценки медицинских вузов РФ Дагестанский государственный медицинский институт был переименован в академию.

В 1999 году открыты три новых факультета: высшего сестринского образования, медико-профилактический и фармацевтический.

В 2001 году в академии открыта докторантура по внутренним болезням и хирургии.

За 79 лет ДГМА превратилась в настоящую школу врачебного искусства. Дагестанская медицина всегда славилась своими специалистами, известными далеко за пределами республики. Этому способствовали самоотверженный труд профессорско-преподавательского коллектива.

Сегодня в ДГМА сформирован высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, который поддерживает и развивает традиции, заложенные своими учителями, ветеранами вуза. В академии работают 676 преподавателей. Среди них 111 докторов наук и профессоров, 378 кандидатов наук, доцентов, четыре заслуженных деятеля науки РФ, 46 заслуженных деятелей науки РД, 27 заслуженных врачей РФ и 126 заслуженных врачей РД. По удельному весу преподавателей с учеными степенями академия находится в первой десятке медицинских вузов России..

За период своей деятельности медакадемия подготовила более 25 тыс. врачей, в том числе около 700 иностранных граждан. Ежегодный выпуск по всем факультетам составляет около 800 врачей. В настоящее время в вузе обучаются 4860 студентов по шести специальностям. Среди них более 300 иностранных граждан из 29 стран мира.

В 2010 году Дагестанская медицинская академия успешно прошла очередную аттестацию, лицензирование и аккредитацию.

— Расскажите о самых выдающихся людях, называющих Дагестанскую государственную медицинскую академию своей alma-mater.

— Дагестанские учёные занимают достойное место среди учёных медиков страны, принимают активное участие в разработке актуальных проблем медицинской науки и практики. Доброй репутацией пользуются медицинские школы: хирургическая школа член-корреспондента АМН СССР, профессора Р.П. Аскерханова, школа стоматологов профессора М.М. Максудова, терапевтическая школа профессора Х.Э. Гаджиева и лауреата Государственной премии СССР профессора И.А. Шамова, школа акушеров-гинекологов член-корреспондента РАМН, профессора С.-М.А. Омарова.

Мы гордимся сотрудниками и выпускниками, которые занимали и занимают видные посты в системе оте-чественного здравоохранения: академик О.Л. Бароян — главный эпидемиолог СССР, академик-секретарь АМН СССР Г.П. Руднев, профессор К.А. Агамова — руководитель цитологической лаборатории в московском онкологическом институте, профессор В.Я. Ясногородский — научный руководитель Всесоюзного НИИ физиотерапии и главный физиотерапевт Минздрава РСФСР, замминистра здравоохранения СССР А.Ф. Серенко, академик АМН СССР Н.К. Агаджанян, член-корреспондент АМН СССР М.Л. Дарбинян, профессор К.Н. Цицианиди — один из ведущих хирургов института хирургии им. А.В. Вишневского, лауреат государственной премии СССР по науке В.И. Кныш, профессор Б.Д. Минаев — ректор Ставропольской медицинской академии.

Наши выпускники работают в медицинских учреждениях по всему миру, возглавляют крупные лечебные и научно-исследовательские центры. Среди них: Джалалудин Саидбеков — профессор медицинского факультета Римского университета «La Sapienza», Кудрат Абдулкадыров — д.м.н., профессор, директор Российского НИИ гематологии и переливании крови (Санкт-Петербург), Осман Махачев — д.м.н., профессор, зав. лабораторией в НЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, Висампаша Ханалиев — д.м.н., профессор, зам. директора по лечебной работе ГУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова МЗ СР РФ», Эльмира Глубоковская — д.м.н., профессор, депутат Государственной думы РФ, Пётр Клименко — д.м.н., профессор, главный судебно-медицинский эксперт РФ по акушерству и гинекологии, Земфира Алекберова — д.м.н., профессор, зав. отделом Института ревматологии РАМН, Гасан Давудов — д.м.н., профессор, зам. директора ГУ «Научно-клинический центр отоларингологии МЗ СР РФ», Магомедбег Дибиров — заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор, зав. кафедрой хирургии ГОУ ВПО «МГМСУ МЗ СР РФ», Хийир Абдулкеримов — д.м.н., профессор, зав. кафедрой отоларингологии ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия МЗ СР РФ», Янсият Зайдиева — д.м.н., профессор, ст. научный сотрудник в ГУ «НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН» и другие.

— Сейчас перед высшей школой поставлена задача: выстраивать процесс инновационного образования. Ваше место и успехи в этом процессе?

— Инновации в образовании в первую очередь предполагают современные средства обучения. Первостепенные задачи диктуются тем, что вуз — прежде всего учебное заведение. Поэтому мы внедряем современные образовательные учебные технологии. Сейчас работаем над совершенствованием учебно-методических комплексов, создаём новые учебники, учебные пособия.

Готовимся к переходу на новые образовательные стандарты с первого сентября этого года. Это модульно-компетентностный подход в подготовке специалистов, осваиваемый сейчас нашими преподавателями. Вскоре ДГМА предполагает выйти на международный уровень и получить сертификат системы менеджмента качества образования серии ИСО 9000.

Мы убеждены, что система управления качеством образования в медицинском вузе должна полностью соответствовать европейским стандартам. Вхождение России в число стран-участниц Болонского процесса требует этого от российских вузов.