Потенциал отечественной индустрии образования №2(6), 2010 год
ЗАО «Дидактические Системы» – известный разработчик и производитель учебного оборудования в РФ. Успех многих лидеров приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) ковался в сотрудничестве со специалистами этого московского предприятия. Не просто поставщика, а консультанта руководителей и наставника преподавателей. Среди них – ПУ № 10 и металлургический колледж г. Липецка (оснащены девять лабораторий «под ключ»); Чебоксарский электромеханический колледж (семь лабораторий); Савеловский промышленно-экономический колледж (шесть лабораторий); Пермский авиационный колледж им. А.Д. Шведова (пять лабораторий); Таганрогский авиационный колледж им. В.М Петлякова (пять лабораторий) и мн.др. (Москва, Челябинск, Астрахань, Магнитогорск, Екатеринбург, Первоуральск, Нижний Тагил, Воронеж).
ЗАО «Дидактические Системы» – член Межгосударственной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ). Точкой отсчёта истории предприятия можно считать 1989 год. Именно тогда группа инженеров и учёных, выпускников знаменитой Бауманки, организовала первое совместное российско-австрийское предприятие в области образования и поставок учебной техники. Семь лет работы на этом предприятии позволило ведущим специалистам приобрести бесценный опыт в первоклассном оснащении учебных центров и переподготовке персонала для промышленности, а созданное ими собственное предприятие позволило начать выпуск импортозамещающего учебного оборудования, создаваемого теперь уже на чисто российском предприятии.
Государственный подход
— Действительное богатство государства определяется не запасами нефти и газа в недрах земли, а интеллектуальным потенциалом граждан и возможностью его полноценной самореализации для каждого, — эти слова, произнесённые техническим директором предприятия Сергеем Тарховым в начале нашего импровизированного круглого стола, удачно ложились ёмким эпиграфом к моей будущей статье. — Мы принимаем самое активное участие в приоритетном национальном проекте «Образование». За три прошедших года более 100 учебных заведений выбрали наше оборудование для реализации инновационных образовательных программ. Сегодня партнёрами и заказчиками ЗАО «Дидактические Системы» являются более 170 колледжей и 20 вузов страны.
Мои собеседники — руководители ЗАО «Дидактические Системы». Разговор совершенно нетипично для подобных встреч начался не с того, какое удивительное и неповторимое предприятие они возглавляют, а с обсуждения проблем общегосударственных. Действительно, являясь активным участником приоритетного нацпроекта «Образование», это малое предприятие (!), в котором работают всего несколько десятков специалистов, решает глобальные задачи.
— В середине 90-х годов, когда мы расстались с нашими зарубежными партнёрами, уже было ясно, что потребности страны в учебном оборудовании весьма широки, — рассказывает директор по региональному развитию Владимир Федотов. — У иностранных производителей на российском рынке цель одна — продать как можно больше своей продукции. Проблемы и потребности нашего образования их интересуют в последнюю очередь. Мы понимали уже тогда, что в рамках совместного предприятия у нас не будет возможности решать масштабные задачи отечественного образования. Поэтому и было принято решение о создании собственной компании, ориентированной на внутренний рынок и реальные потребности профессионального образования. Основные направления нашей работы — создание полноценных учебно-методических комплексов (УМК) по «Технологии машиностроения» и «Автоматизации технологических процессов (АСУТП)». Этими вопросами мы занимаемся последние 15 лет, выдерживая реальную конкуренцию с немецкой, китайской, итальянской и израильской учебной техникой.
Не секрет, что сегодня острейшей проблемой промышленности нашей страны является катастрофическая нехватка квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств. Речь идёт об инженерах, техниках, рабочих. Однако быстрая и качественная подготовка технических специалистов без специализированного учебно-лабораторного оборудования невозможна!
В Советском Союзе учебное оборудование выпускали предприятия ВСНПО «Союзвузприбор» (с 1991 — РНПО «Росучприбор»). Существовала целая индустрия, занимавшаяся разработкой, изготовлением и поставкой учебной техники для всей системы образования, начиная от детских садиков и заканчивая высшей школой. Изготовлением учебного оборудования занимались государственные промышленные предприятия и к концу 80-х годов прошлого столетия их было около 150. В начале 90-х годов вся эта система обрушилась.
В эти сложные годы ведущие специалисты ЗАО «Дидактические Системы» работали по заказам промышленных предприятий, разрабатывая идеологию и оборудование для оснащения учебных центров. Так, по заказу ОАО «АвтоВАЗ», ими был создан и запущен в серию УМК «Гидравлические и пневматические системы и приводы», а по заказу ОАО «СеверСталь» совместно с Институтом электросварки им. Е.О. Патона был разработан и изготовлен широко известный «Малоамперный дуговой тренажёр сварщика МДТС-05». В составе этих УМК есть всё необходимое — от учебников и сборников задач до стендового оборудования (тренажёров). Лаборатория с таким УМК очень многофункциональна и может использоваться для подготовки студентов разных специальностей.
Сегодня эти комплексы стали своеобразным эталоном оснащения учебной лаборатории.
В 2001 году правительству РФ удалось получить кредит Мирового банка в 50 млн долларов с целью реанимировать начальное профессиональное образование хотя бы в трёх регионах РФ — Чувашии, Самарской и Воронежской областях. Оператором проекта выступил Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Больше половины средств были направлены на административную реформу. Остальные — на переоснащение учреждений начального профессионального образования этих регионов. Специалисты ЗАО «Дидактические Системы» были одними из первых, кто предложил свои услуги по реализации проекта. Однако анализ заявок на закупку оборудования, поступивших от учебных заведений вышеназванных областей, вызвал полное недоумение — заказы касались исключительно промышленного оборудования. Об учебной технике речь вообще не шла. Пришлось обращаться к руководству проекта, которое правильно оценило ситуацию и ввело при закупках условие — не менее 50% заказанного оборудования должно быть учебно-лабораторного исполнения! Это позволило не только перенаправить средства в пользу развития лабораторной базы профучилищ, но и поддержать только-только зарождающуюся инициативу частного бизнеса по разработке и производству специальной учебной техники.
ПНПО — оценка с пристрастием
С 2003 года система профобразования России начала получать от правительства субсидии на техническое оснащение лабораторий, а с 2006 был запущен приоритетный нацпроект «Образование» (ПНПО). На тот момент система профобразования в нашей стране отставала от кадровых потребностей российских предприятий лет на 15, а от мирового уровня — вовсе на четверть века и даже более. ПНПО был задуман как «прорывной» в повышении качества профобразования России. И вроде бы внешне всё удалось — за прошедшие 4 года около 350 учреждений НСПО стали победителями в конкурсе инновационных образовательных программ (ИОП), получили на своё переоснащение от 40 до 60 млн рублей каждый и обновили, в меру своего понимания, собственную учебную базу.
— К сожалению, реальные результаты ПНПО оказались далеки от ожидаемых, — продолжает Владимир Федотов. — Во-первых, обновлению подверглись в первую очередь учебно-производственные мощности учреждений (станки, тракторы и комбайны), т.е. то, что вне образовательной деятельности может приносить доход учебному заведению, а учебно-лабораторная база — как придётся, по остаточному принципу; во-вторых, даже эти урезанные бюджетные средства частично пошли не на то, чтобы поддерживать и развивать своих собственных производителей. Финансовый поток был перенаправлен в Китай, Индию, Израиль на покупку аналогичного оборудования.
Не был учтён участниками проекта в полной мере и тот факт, что новое учебно-лабораторное оборудование требовало обязательной серьёзной переподготовки преподавателей, а организаций, где можно было бы реализовать качественное повышение квалификации, практически нет!
Не добавил оптимизма в реализацию ПНПО и принятый незадолго до этого «печально известный»
ФЗ № 94. Ориентированный на экономию средств в ущерб качеству, он стал настоящим кошмаром как для потребителей, так и для серьёзных производителей и поставщиков услуг. У нас до сих пор продолжают появляться фирмы-поставщики, далёкие от нужд образования. Умело пользуясь несовершенством ФЗ № 94, регламентирующим поставки учебной техники в колледжи и вузы, они, не мудрствуя лукаво, просто вымогают средства у поставщиков, угрожая в противном случае «утопить» на аукционе, либо находят дешёвого китайского производителя — и подсчитывают полученную прибыль. К тому же, покупая технику «made in», потребитель зачастую не может ею воспользоваться: нет серьёзных методических разработок на русском языке, не предусмотрено сервисное обслуживание. Формально государственная программа реализуется, фактически страдает заказчик — в учебные заведения нередко поступает контрафакт, а отечественный производитель оказывается задушенным.
И ещё об одном — закон ФЗ № 94 запрещает требовать от поставщика ещё и обучение преподавателей с использованием нового оборудования — видите ли, это сужает конкуренцию на торгах. Вот и выигрывают торги «безграмотные» поставщики, а страдает дело. А можно было бы этим как раз и отсечь некомпетентных поставщиков и, тем самым, существенно повысить эффективность поставок в рамках ПНПО.
Сейчас нет юридических механизмов, способных защитить при закупках интересы заказчиков. ФЗ № 94 только усугубляет ситуацию к концу года. Действующий с советских времён закон о бюджете, когда выделенные предприятию бюджетные ассигнования должны быть обязательно потрачены до конца года, заставляет руководителей образовательных учреждений соглашаться на поставку заведомо некачественного и, зачастую, просто ненужного товара, лишь бы вовремя отчитаться за освоение выделенных средств.
К сожалению, выделяемые для профобразования деньги используются по принципу: «Всем сёстрам по серьгам» — и физикам, и лирикам. Но для обучения экономистов и бухгалтеров не требуется фундаментальных капитальных затрат на оборудование, в то время как для подготовки квалифицированных рабочих нужно приобрести станки стоимостью по одному и более миллиона рублей каждый. На группу из 15 учащихся одного станка явно недостаточно.
Таким образом, ПНП «Образование» с 2011 года, о чём говорилось на Госсовете 31.08.2010, должен будет учесть все «промахи» реализации предыдущего, иначе уже в начале пути он будет обречён на неудачу! Путём простого обновления учебной базы образовательных учреждений добиться резкого повышения качества профессионального образования не удастся. Нужен комплекс мер.
И все же ПНПО имел положительный результат и для отечественной индустрии образования. Достаточно сказать, что ЗАО «Дидактические Системы» за годы проекта в разы увеличило свои производственные мощности по выпуску учебной техники.
Правильный ГОС — реальная польза для страны
— Мы понимаем не на словах, а на деле все те проблемы, которые есть в образовании. И не с академической, а с практической точки зрения, — ставит вопрос ребром Владимир Федотов. — Промышленность — главный заказчик профессиональных кадров, поэтому она должна дать ответ на вопрос: «Чему учить?» и определить требования к уровню квалификации и набору профессиональных компетенций выпускников колледжей и технических университетов. А вот «Как учить?» — должны решать специалисты — академия образования, вузы и… разработчики учебной техники. Подчеркну — не поставщики-посредники, а именно разработчики и изготовители учебной техники для профессионального образования.
К сожалению, у нас до сих пор отсутствует конструктивный диалог с властью — производитель учебной техники не существует для чиновников. О нас не вспомнили даже в ходе ПНП «Образование». Об этом недостатке в организации работы говорили большинство из участников ПНПО при подведении итогов в НФПК.
А ведь учебная техника не появляется сама по себе! При её создании мы анализируем текущее состояние и перспективы технического обновления промышленности, знакомимся с требованиями ЕТКС и готовы участвовать в написании ГОС по техническим дисциплинам. Примером может служить подготовка ГОС в 1999 году, когда мы обратились к чиновникам ИРПО, отвечавшим за разработку ГОС по специальности «Технология машиностроения», с предложением о включении в ГОС нового поколения дисциплины «Гидравлические и пневматические системы и приводы». Дело в том, что все учебные центры промышленных предприятий, которые нам пришлось оснащать, начинали именно с этой лаборатории. Оно и понятно — это «мышцы» машин. И вот, с большими трудностями, в 2001 году в ГОС РФ по специальности 1201 появилась новая для России общепрофессиональная дисциплина «Гидравлические и пневматические системы и приводы».
Появление в ГОС по «Технологии машиностроения» этой дисциплины привело к тому, что к нам стали обращаться за оснащением этим УМК передовые колледжи и вузы страны, а семь колледжей целевым образом готовят сегодня наладчиков по данному профилю. По-прежнему высок интерес к УМК «Гидравлические и пневматические системы и приводы» и учебных центров промышленных предприятий страны — нами выиграны международные конкурсы на оснащение учебных центров автозаводов «Форд Мотор Компани» (Санкт-Петербург) и «Фольксваген Рус» (Калуга).
— Только определив объём профессиональных компетенций, можно решать, как учить и кто это сможет сделать, — продолжил тему Сергей Тархов. — Известно, что качество обучения только на 7% зависит от того, «чему» учат, на 38% — от того, «кто» ведёт занятия и на 55% — от того, «как» учат. Для формирования устойчивых знаний и навыков, нужно задействовать все возможные механизмы восприятия и прочного усвоения информации. Подавляющее большинство информации — до 90% — усваивается только в том случае, если учащийся может самостоятельно решить практическую задачу, опираясь на полученные теоретические знания. Только в учебной лаборатории, оснащённой специально разработанной для образовательных нужд учебной техникой, можно добиться решения поставленной цели и выстроить активный диалог между преподавателем и учениками.
Классы-лаборатории — «под ключ»
— Парадокс, но нередко сами преподаватели противодействуют освоению и внедрению новых образовательных технологий. Им не под силу сразу использовать в учебном процессе современное оборудование, требующее новых знаний и навыков, а тратить время на переподготовку нет ни сил, ни желания — нужно зарабатывать деньги на жизнь, — неожиданно разворачивает плоскость разговора в совершенно иной ракурс Владимир Федотов. — А если и есть желание у педагога, то, как правило, у образовательного учреждения нет на это денег, да и некуда ехать — нет хорошо оснащённых центров подготовки и повышения квалификации для преподавателей спецдисциплин. Об этом никто до сих пор всерьёз не задумался! Институты повышения квалификации в вузах практически не могут решить эту задачу, т. к. сами не имеют современной лабораторной базы. А без создания такой системы невозможно широко внедрить в учебный процесс новые образовательные технологии и оборудование. Наше предприятие в меру сил берёт на себя эту функцию — обучение преподавателей в новых областях знаний, обязательно используя при этом работу на поставляемом современном учебном оборудовании.
Забегая чуть-чуть вперёд, скажу о своём впечатлении от экскурсии по производственным помещениям предприятия, поражающим чистотой и скрупулёзным порядком (немецкая школа!). Одно из помещений здесь оборудовано под лабораторный учебный класс для преподавателей. Светлое помещение в стальной гамме, оснащённое в соответствии с требованиями эргономики, — всё это позволяет гибко сочетать теоретическое и практическое обучение.
— Нередко после того, как мы поставляем прекрасно оснащённый по последнему слову техники класс-лабораторию «под ключ», никто не пользуется этой учебной базой: нет специалистов, освоивших новые методики и оборудование. Приезжаем через год, а дверь так и не открывалась за это время, — продолжает Владимир Федотов. — Колледж отчитался, средства освоил — и на этом поставил точку. На технике никто не работает, компьютеры устаревают без действия. В лучшем случае открывают на одну-две лабораторные работы вместо того, чтобы использовать постоянно. Класс «под ключ» превращается в класс «на ключ». И это реалии 21-го века в России. Такая ситуация достаточно типична сегодня для победителей ПНПО.
— Фирмы-поставщики занимаются только поставкой оборудования — станков и учебных комплектов, — продолжает генеральный директор Юлия Матасова. — Мы же не только производим оборудование, но и обучаем преподавателей работать на этой технике, предлагая полноценные семинары от одной до двух недель с отрывом от производства в новых для колледжей областях знаний. Это такие направления, как:
«АСУ ТП на базе программируемых логических контроллеров»;
«Гидравлические и пневматические приводы и системы автоматики»;
«Системы автоматизированного проектирования — СAD/CAM ADEM»;
«Программирование станков с ЧПУ»;
«Электротехника и электроника — базовый курс».
— С планами семинаров можно ознакомиться на нашем сайте www.disys.ru. Занятия проводятся как на нашей территории, так и на базе колледжей, которые имеют соответствующее оснащение. Ведут семинары не только наши специалисты, но и преподаватели, прошедшие у нас подготовку ранее. После такой стажировки педагог, вооружённый новыми знаниями и навыками, сразу готов к работе со студентами и учащимися.
К сожалению, пример ЗАО «Дидактические Системы» не типичен. Как правило, поставщик всего лишь показывает наладку и обслуживание своего оборудования, не утруждая себя методическими изысканиями в области передачи знаний. Не способствует этому и ФЗ № 94, запрещающий требовать от поставщика оборудования полноценное обучение педагогов.
— Создание современной учебной базы для подготовки специалистов высокой квалификации — дело затратное, — продолжает тему руководитель отдела новых разработок Аркадий Наземцев. — Например, ОАО «АвтоВАЗ» вложил в техническую модернизацию своего учебного центра за семь лет более четырёх млн долларов. Учитывая, что развитие техники и технологий объективно смещает центр тяжести квалификационных требований в сторону более массовой подготовки специалистов среднего и высшего технического образования, базовыми центрами внедрения новых технологий образования должны стать ведущие университетские комплексы, объединяющие организационно и методически ведущие вузы и колледжи страны. Создание на их базе ресурсных центров, оснащённых по последнему слову техники, позволит наиболее экономично решить проблему широкомасштабной модернизации системы профессионального образования страны.
Как правильно «держать дугу», или практика — критерий истины
— Мы не только создаём собственные эксклюзивные методики, но и пытаемся привнести в нашу страну новинки западных технологий. Регулярно посещая международные выставки учебной техники, мы знакомимся с разработчиками наиболее интересных образцов, заключаем контракты не только на поставку их в Россию, но и на переводы методических и программных продуктов, — рассказывает Сергей Тархов. — В 2009 году на выставке в Германии мы познакомились с новейшим мультимедийным программным продуктом SYMplus v. 5.1, разработанным немецкими специалистами фирмы R.&S. KELLER GmbH для подготовки операторов станков с ЧПУ. Они создавали его более десяти лет и ещё почти год вместе с нами переводили этот продукт и сопровождающее его методическое обеспечение на русский язык. Приятно сознавать, что теперь в России есть возможность готовить операторов станков с ЧПУ на мировом уровне — быстро, красиво и качественно.
Есть у нас и свои уникальные разработки, не имеющие до сих пор аналогов за рубежом. Например, тренажёр сварщика МДТС-05М.
— Нельзя забывать и о проблеме безопасности труда. Может ли мастер производственного обучения дать допуск подростку 15 лет к сварочным работам? Как же учить студента? — перехватывает тему Юлия Матасова. — Решение вопроса — в оснащении учебных лабораторий специальным оборудованием, позволяющим реально имитировать производственный процесс и тренировать профессиональные навыки. Только пройдя обучение на таком оборудовании, учащийся будет готов работать на полигоне в условиях реального производства. Мы поставляем такую учебную технику. Например, компьютеризированные малоамперные тренажёры для сварки. Все работает в реальном масштабе: горит сварочная дуга, но она безопасная — брызг металла нет. Глаза защищает маска «Хамелеон». Ребята учатся, их руки привыкают к сварочному аппарату, который полностью имитирует реальный агрегат, тренируют мелкую моторику рук, приспосабливаясь к выполнению цепочки последовательных действий. Компьютерная программа обеспечивает «обратную связь»: советует, как правильно держать угол сварки, определяет скорость движения электрода, следит за длиной сварочной дуги. Электрод по-настоящему «тает», прилипает к сваренному изделию, если совершена ошибка. На учебном комплексе отрабатываются моторные навыки, основные действия доводятся до автоматизма.
… Вот тут я опять перебью своего собеседника, чтобы рассказать о том, как мне удалось попробовать себя в роли… сварщика. Вот уж никогда не думала, что мне предложат водрузить на голову стильный шлем (как у байкера, — невольно отметила про себя), взять в руки сварочный аппарат и приступить к делу. Электрическая дуга была ослепительно красива, но держать её без выучки весьма затруднительно. У меня то и дело залипал электрод, я пылко отдирала его и снова бросалась в бой. А Юлия Сергеевна подбадривала: увереннее держите руку!
— Был у нас недавно случай в одном из колледжей, куда поставили эти тренажёры, — рассказала, между делом, Юлия Сергеевна. — Как известно, в группу сварщиков идут не так охотно, как на автосервис. Так вот, увидев новые тренажёры, услышав, как спорят товарищи о результатах тренингов, ребята из других групп захотели освоить сварку. Им позволили получить вторую специальность, но на коммерческой основе. Большинство не пожалели нескольких тысяч рублей и теперь учатся справляться с непослушной дугой. Нужно сказать, что УМК по сварке мы также предлагаем в комплекте, т.е. не только тренажёры, но и вентиляцию замкнутого типа, демонстрационный набор оборудования различных видов электросварки (в том числе и для сварки пластиковых труб), защитную одежду сварщика, набор методических материалов, а также рабочие места преподавателя и студентов. Для освоения работы с тренажёром МДТС-05 достаточно одного или двух часов.
Мы выполняем также эксклюзивные заказы. Так, выполнили заказ нефтяного института: разработали настольный стенд — прозрачную модель нефтеналивной цистерны, в которой предусмотрен визуальный контроль процесса слива нефти. Естественно, что стенд сопровождается подробным методическим описанием двух лабораторных работ.
Взять, к примеру, небольшой настольный пресс, размером 50Ч50 см. Это малогабаритное учебное оборудование разработано совместно со специалистами МГТУ им. Н.Э. Баумана, развивает усилие в десять тонн и позволяет выполнить девять лабораторных работ по методам холодной штамповки.
Мы разработали также учебно-методический комплекс по литейным технологиям — оборудование, которое кроме нас, никто не делает.
Всё большей популярностью пользуется созданное нами оборудование для ЖКХ. Это комплекс лабораторий:
• по объёмному монтажу санитарно-технического оборудования с автономной системой водоснабжения,
• электромонтажу в жилых и промышленных зданиях, технологии «умный дом». Обращаю внимание, что все виды работ по электромонтажу проводятся на напряжении 24 В, т.е. исключено поражение учащихся электрическим током, а инструменты и комплектующие красиво уложены в специальные ложементы стенда.
К сожалению, учебные заведения мало знают о производителях, их возможностях, нередко не обладают нужной квалификацией, чтобы выбрать лучший образец. Региональные органы управления образования не проводят просветительскую работу в этой сфере, а нередко просто лоббируют определённые зарубежные фирмы-производители, предлагающие далеко не лучшую продукцию, а зачастую менее качественную и более дорогую. Средства осваиваются, отчёты пишутся, а тот факт, что вместо реально работающих учебных стендов стоят… муляжи, — дело вторичное.
— Наша деятельность постоянно расширяется, появляются новые направления — нанотехнологии, строительство, мобильная техника. Развиваемся за счёт собственных средств, всю прибыль вкладываем в разработку и производство новых образцов учебной техники. У нас налажены тесные контакты с ведущими производителями учебной техники из Германии, Италии, Испании. Изучаем зарубежный опыт, следим за тем, какие образовательные технологии используют наши коллеги. Лучшие разработки осваиваем и привносим в российскую образовательную систему.
— Дети России заслуживают качественного и современного образования. Они должны гордиться дипломом отечественного вуза, который со временем будет ничем не хуже диплома Массачусетского университета. Эту идеологию мы и пропагандируем на своём предприятии, — подводит итог беседе Юлия Матасова.
Хорошая, надёжная учебная техника существует, в том числе и отечественного производства. Подтверждением этого служит деятельность ЗАО «Дидактические Системы».