За каждым спуском есть подъём №1(5), 2010 год
Темой интервью, которое дал нашему корреспонденту Сергей Евсеев, стала роль возглавляемого им департамента в формировании «спортивной составляющей» общественного сознания. Спорт объединяет людей. Мы так хотели победы нашим олимпийцам в Ванкувере! Неудачное выступление сборной — повод для анализа ситуации. Нужно решить, какие требуются перемены в организации спорта, чтобы достойно подготовиться к Олимпиаде—2014 в Сочи. В конце концов, как гласит народная мудрость, «за каждым спуском есть подъём».
— Сергей Петрович, ещё не успели успокоиться олимпийские страсти после Ванкувера. И накал этих страстей не утихнет — в 2014 году страна готовится принять олимпийский огонь в Сочи. Есть время поразмыслить, где слабое звено в системе российского спорта, что мешает нашим спортсменам дать свои громкие имена новым мировым рекордам.
— Сегодня в российской системе спорта высших достижений, в том числе в науке, образовании, спортивной медицине, наблюдается кризис. Думаю, что одной из основных причин этого является снижение роли государственных органов управления таким социальным феноменом, как спорт высших достижений. Не на благо используют научные и образовательные учреждения фактически бесконтрольную самостоятельность, которая сочетается с символическим финансированием важнейших направлений развития науки и образования, медицинского и антидопингового обеспечения.
— Что предпринимает Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, чтобы выровнять ситуацию?
— Мы разрабатываем комплекс мер по выходу из сложившейся ситуации. Главный вектор — усиление государственного влияния на развитие спорта, науки и образования в области физической культуры и спорта в нашей стране. Утверждены тематические планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вплоть до 2013 года. Они будут финансироваться из средств федерального бюджета за счёт текущей деятельности. Реализуется федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы». Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняются на конкурсной основе и нацелены, прежде всего, на совершенствование теории и методики зимних видов спорта. Это — важное направление подготовки к Сочи—2014.
— Какие научные проблемы вы считаете приоритетными?
— Выделю несколько актуальных направлений: средства и методы совершенствования подготовки спорт-сменов различной квалификации; научно-методическое обеспечение спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва; медицинское обеспечение подготовки спортсменов; проблема допинга. Очень важны модельные характеристики спортсменов-участников Олимпийских и Паралимпийских игр 2012 и 2014 годов. Много внимания уделяем стратегической разработке комплексных целевых программ для различных видов спорта. Поставлена цель — разработать и утвердить гособразовательный стандарт профессиональной подготовки спортсмена-инструктора в среднем звене профессионального образования. Эта работа чрезвычайно важна, ведь в системе Минспорттуризма имеется мощный образовательный блок — 14 высших учебных заведений, восемь колледжей физкультуры и спорта, девять училищ олимпийского резерва (колледжей). Вся эта образовательная сеть должна функционировать в соответствии с едиными государственными и образовательными стандартами.
— И всё-таки, на ваш взгляд, как должна выглядеть формула успеха наших олимпийцев?
— Эту формулу можно вывести из сплава главных составляющих. Прежде всего, требуется системный государственный подход и достаточное финансирование спорта. Далее — разработка новейших технологий тренировки, альтернативных допинговым «ускорителям». Без широкого использования возможностей IT-технологий сегодня не обойтись, поэтому будем оснащать спортивные базы и команды научными аппаратными средствами. В настоящее время завершена работа по созданию комплексных научных групп по всем зимним олимпийским видам спорта, которые будут работать с основным и резервным составами сборных команд.
— Допинговая проблема становится всё масштабнее. Какие выводы можно сделать из серии допинговых скандалов, затронувших наших олимпийцев?
— Прежде всего, подчеркну, что допинг — это общая проблема, она не знает границ и национальностей. Что касается нас, то распространение допинга в спорте высших достижений, особенно в тех видах, которые требуют выносливости и силы, стало следствием сворачивания научно-методической работы.
— Сегодня что-то изменилось?
— Происходит своеобразный ренессанс научно-исследовательских работ в сфере спорта. Кроме этого, осенью прошлого года принят комплексный план мероприятий по антидопинговому обеспечению спорта высших достижений, который аккумулирует 12 направлений. Создана комиссия по соблюдению Международной конвенции и требований Кодекса ВАДА в России. Российское законодательство по вопросам антидопингового обеспечения продолжает совершенствоваться и приводиться в соответствие с этим важным документом.
— Но допинговый контроль возможен лишь при наличии соответствующей материально-технической базы?
— Всемирная антидопинговая ассоциация (WADA) аккредитовала 35 лабораторий, одна из них — московская. И только эти лаборатории имеют юридическое право определять наличие положительных проб у спортсменов. Столь серьёзный вердикт выносят только аккредитованные лаборатории. По России все соответствующие функции аккумулируются у нас, в Министерстве спорта, туризма и молодёжной политики. Хотя наши заботы не сводятся только к контролю, тем более медицинскому. На мой взгляд, 80% успеха — это воспитание и просвещение молодых людей. Мы ввели антидопинговую информацию во все стандарты, подготовили специальные обучающие курсы. Не все знают, сколько проблем кроется в безобидном, на первый взгляд, фитнесе. Нередко мальчик стремится как можно быстрее стать сильным — и начинает принимать стероиды. Он не ставит перед собой цель стать чемпионом и попасть в сборную команду, а препараты принимает для улучшения своих физических кондиций. В конечном итоге здоровью наносится невосполнимый вред! Есть известная формула: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Так и тут — результатом невежества становится болезнь. Нужно именно просвещение, но это педагогическая задача, а не медицинская… Допинг — в большей степени проблема мировоззрения, самооценки, индивидуального взгляда на жизнь. Если спортсмен пытается достичь успеха при помощи допинга, — значит, он не может использовать свой потенциал, раскрыть его посредством тренировок. Ведь использование искусственных стимуляторов угнетает потенциальные возможности организма спортсмена к совершенствованию. Есть много научных исследований, в том числе медико-биологического плана, результаты которых позволяют использовать прекрасные методики тренировок, мобилизующие внутренние силы организма на достижение высочайшего результата.
— Выходит, пропаганда здорового образа жизни способна создать здоровую конкурентную среду?
— Мы многое делаем для создания положительного имиджа спорт-смена, который рассчитывает на собственные силы и способности, отпущенные ему природой. А совершенствовать это богатство ему помогут современные научные достижения. Кроме того, для медицинского обеспечения спорта высших достижений планируется организовать Центр спортивной медицины сборных команд России. Наряду с медицинским контролем состояния спортсменов и коррекцией их состояния центр будет заниматься научными исследованиями в области компенсаторных функций организма.
— Сергей Петрович, в нашем разговоре настойчиво звучит лейтмотив — основа современного успеха сопряжена с отличным образованием. Этого мнения придерживаются многие чемпионы, как действующие, так и перешедшие на преподавательскую работу. Один тренер как-то сказал мне, что он отбирает себе учеников, отличающихся не столько силой, сколько… интеллектом. И речь шла отнюдь не о шахматах.
— Я полностью согласен с этим утверждением. Говоря об образовании в области физической культуры и спорта, необходимо исходить из того, что в нынешнем, 2010 году, в нашей стране предусмотрен переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения, реализующие двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров. Наиболее важным направлением развития образования в этой связи является деятельная разработка магистерских программ в области физической культуры и спорта для специалистов и бакалавров других направлений подготовки: по экономике, менеджменту, юриспруденции, журналистике, режиссуре, лечебному делу и другим.
— Уже стал историей 2009-й, названный «годом равных возможностей». Продолжает ли развиваться эта идея сегодня?
— Конечно, у нас есть даже специальность, преобразованная ныне в направление — физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, так называемая адаптивная физкультура. Важное направление социальной практики — олимпийский (в том числе паралимпийский, сурдлимпийский, специальный олимпийский) спорт будет активно развиваться и дальше. Профессиональный спорт ни в коем случае не вытеснит массовый, составной частью которого является адаптивная физическая культура.
— Сергей Петрович, вы многое сделали для развития адаптивной физкультуры и спорта. Вы являетесь одним из авторов «Концепции государственной политики Российской Федерации в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта». Расскажите подробнее об этом направлении вашей деятельности.
— Группа специалистов разработала государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования по новым специальностям в области адаптивной физической культуры. Эти специальности были введены в соответствующие классификаторы. В настоящее время, когда вступают в силу государственные образовательные стандарты третьего поколения, специальность адаптивная физическая культура преобразована в направление подготовки со своим бакалавриатом и магистратурой. Я участвовал в подготовке тарифно-квалификационных характеристик новых должностей для работы с инвалидами в области физической культуры и спорта: тренер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре. Мы с коллегами многое сделали, чтобы открыть в России первую кафедру теории и методики адаптивной физической культуры. Теперь их уже более 60. В 1999 году организован первый в системе высшего образования страны факультет адаптивной физической культуры. Так что, как видите, год равных возможностей не завершается.
— Вы многое успеваете, видимо, такой запас прочности дал вам спорт? Расскажите о своей деятельности организатора российского спортивного движения.
— Действительно, спорт — важная составляющая моей жизни. Активно занимался спортивной гимнастикой, был даже членом юношеской сборной команды страны, однако травма прервала мою спортивную карьеру. Сейчас тоже связан со спортом, работаю в Департаменте науки, инновационной политики и образования Минспорттуризма России. Рад, что жизнь предоставляет мне шанс выразить свой творческий потенциал в значимых, созвучных времени делах. Одно из таких дел — разработка научной концепции организации спорта высших достижений в современных социально-экономических условиях, которая ориентирована на координацию и интеграцию усилий общественных и государственных учреждений и организаций в этом важном деле. По-прежнему много времени уделяю развитию адаптивной физической культуры. Эти проблемы находятся в фокусе внимания ежегодного российского национального конгресса «Человек и его здоровье». Я являюсь членом программного комитета и председателем секции «Адаптивная физическая культура в медицинской реабилитации и социализации инвалидов» этого конгресса.
— И ещё одна важная часть вашей деятельности — наука. Вы опубликовали более 500 научных и научно-методических работ, защитили 15 патентов на изобретения, в том числе патент на изобретение «Площадка для игры в питербаскетвалид». Современный спорт трудно представить без научно-обоснованного подхода…
— Совершенно верно, без науки современный спорт не мыслим, поэтому ему нужны хорошо образованные кадры. Важной считаю работу по созданию научно-методической литературы и учебников. Под моей редакцией издан первый в России учебник «Теория и организация адаптивной физической культуры». В этом труде, особенно во втором его издании, мне удалось выразить своё творческое кредо, видение ситуации, поскольку более половины изложенного материала принадлежит перу вашего покорного слуги. В соавторстве с коллегами разработано пять примерных типовых программ, утверждённых Министерством образования и науки РФ и включённых в государственный образовательный стандарт по новой специальности — адаптивной физкультуре. В апреле 2010 года планируется выход в свет учебного пособия об «адаптивном спорте». Это — мой совместный труд с нашими украинскими коллегами.
— На ум приходит поэтическая строчка: «О спорт, ты — жизнь!» Научно обоснованная работа с теми людьми, у которых есть определённые ограничения по здоровью, даёт блестящие результаты. Как-то я услышала из уст чемпионки паралимпийского движения фразу, адресованную детям-инвалидам: «Спорт даст вам возможность почувствовать, что ваши возможности безграничны».
— С этим утверждением не поспоришь. Мы разработали программу соревнований и провели четыре Всероссийские и две Международные универсиады для студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура. После универсиад во многих вузах России была начата подготовка студентов по этим востребованным направлениям. Как результат — активнее пошла работа с инвалидами в физкультурно-спортивных клубах и секциях. Впервые было проведено комплексное научное обследование сборных команд России по паралимпийским видам спорта с использованием возможностей СПбНИИФК. Это сыграло положительную роль в успешном выступлении российских спортсменов-инвалидов на XII Паралимпийских играх 2004 года в Афинах, XIII Паралимпийских играх 2006 года в Пекине и IX зимних Паралимпийских играх 2006 года в Турине, где сборная России заняла I-е общекомандное место в неофициальном зачёте.
— Вы многое сделали для упрочения и совершенствования паралимпийского движения, поэтому неудивительно, что в 2006 году Паралимпийское собрание избрало вас вице-президентом Паралимпийского комитета России. Расскажите о перспективах этой работы.
— На сегодняшний день сняты все существовавшие ранее проблемы правового характера для массового развития паралимпийского движения. Однако этот процесс развивается медленно. И главным тормозом этого, как ни странно, являются психологические стереотипы отношения к инвалидам — стереотипы, сформированные в советский период. Таким образом, главное, что предстоит сделать в этом направлении — изменить отношение общества к инвалидам и добиться обеспечения их равными возможностями во всех сферах социальной жизни, в том числе и в спорте.