Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Кузница инноваций №1(5), 2010 год

В.Г. Мартынов — ректор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, профессор, д.э.н.

17 апреля 2010 года РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина исполнилось 80 лет. Он является базовым вузом Учебно-методического объединения вузов страны, осуществляющих подготовку специалистов по нефтегазовым специальностям. Последние полтора года руководит университетом профессор, доктор экономических наук Виктор Георгиевич Мартынов. Сегодня он наш гость.

— Коллектив доверил мне управлять университетом, имеющим высокий рейтинг в стране и в мире, поэтому представить наш университет мне не представляется уж слишком сложным делом. Можно, конечно, проиллюстрировать динамику развития убедительными цифрами, но утомлять читателя как-то не хочется. Думаю, достаточно будет привести следующие факты.

Первое. В приветствии, направленном В.В. Путиным в первый год своего президентства коллективу университета, было сказано: «Ваш университет — мощный центр отечественной науки, настоящая кузница кадров для нефтегазовых отраслей российской промышленности. Здесь сложилось блестящее сообщество учёных и преподавателей. Диплом университета имени Губкина уважают и ценят далеко за пределами страны».

Второе. В адресованных нашему министру, уважаемому Андрею Александровичу Фурсенко, письмах, в которых дана оценка разработанной программы развития вуза как национального исследовательского университета на предстоящее десятилетие (а эти письма в Минобрнауки РФ в марте направили руководители Минэнерго РФ, Минприроды РФ, Минобороны и МЧС РФ, советник Президента РФ В.С. Черномырдин, первые лица ведущих нефтегазовых компаний страны, вицепрезидент РАН Н.П. Лаверов, президент РСПП А.Н. Шохин, президент Союза нефтегазопромышленников Г.И. Шмаль, главы десяти субъектов Российской Федерации и даже руководители российских представительств таких всем известных зарубежных компаний, как Бритиш Петролеум IВМ), единодушно подчёркивается, что Губкинский университет — безусловный лидер в обеспечении ТЭК страны квалифицированными кадрами и проведении фундаментальных и прикладных исследований по актуальным проблемам топливной энергетики, нефтеи газохимии и вполне достоин быть отнесённым к категории НИУ.

Третье. Ежегодно, с весьма радующей нас регулярностью, работы учёных университета отмечаются премиями Правительства РФ в области науки и техники. За последние 10 лет их получено двенадцать.

Четвёртое. Губкинский университет включён в число «десяти выдающихся университетов — партнёров Бритиш Петролеум» вместе с такими вузами, как Массачусетский технологический институт, Калифорнийский технологический университет, Кембриджский университет, Империал Колледж.

А ещё хочется рассказать о тех масштабных инновационных проектах, значимых не только для системы высшего нефтегазового образования, но и для высшей школы страны в целом, которые реализовал в последние годы Губкинский университет.

Начну с магистратуры

Университет обладает уникальным для отечественных вузов пятнадцатилетним опытом реализации магистерских образовательных программ. Мы начали вести подготовку магистров и, соответственно, бакалавров параллельно с традиционной подготовкой дипломированных специалистов одними из первых, если не самыми первыми среди технических университетов, с 1994 года, как только это стало возможным по закону. И с тех пор выпустили 2000 магистров. Доля магистров в контингенте выпускников очного обучения достигла 20%. Это один из самых высоких в высшей школе показателей.

Нами создана методология подготовки магистров, основанная на органичном сочетании учебной и исследовательской работы магистрантов, разработаны Федеральные государственные стандарты магистерской и бакалаврской подготовки по направлению «Нефтегазовое дело», изданы конспекты лекций, учебники и учебные пособия по 300 новым дисциплинам, разработаны новые лабораторные практикумы.

Решён комплекс вопросов организационного обеспечения учебного процесса в магистратуре: магистранты имеют рабочие места, значительная их часть находится на филиалах кафедр и базовых кафедрах в отраслевых и академических НИИ, где они пользуются современным научным оборудованием и информационными ресурсами.

Среди магистрантов университета каждый четвёртый получил бакалаврский диплом в других вузах, в том числе зарубежных. Подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров ведётся в университете по всем направлениям и специальностям технологической цепочки нефтегазового производства — от поисков нефти и газа на суше и на шельфе до использования нефтегазопродуктов, включающим также нефтегазовое машиностроение, автоматизацию технологических процессов, экономику и экологию отрасли, юридическое обеспечение нефтегазового бизнеса. Это делает университет уникальным в мире нефтегазовым вузом и даёт ему неоспоримые конкурентные преимущества.

Следующий проект, на котором я хочу остановиться, — это новая образовательная технология, основанная на принципах обучения через деятельность и опережающее образование, а также системном использовании современных достижений IT-индустрии.

Благодаря победе университета в конкурсе инновационных образовательных программ, проведённом Минобрнауки РФ в 2006—2007 годах, и полученной от государства субсидии создан уникальный объект — виртуальный промысел.

Этот объект представляет собой комплекс, включающий ситуационный центр, подобный центру управления космическими полётами и именуемый ЦУРМ — центр управления разработок месторождений, объединённый в систему через высокоскоростную локальную сеть, и мощный Центр обработки данных (ЦОД) и связанные с ЦУРМ 24 компьютерных тренажёра специалистов реального промысла: буровика, геофизика, технолога-разработчика, промыслового геолога, специалистов по геологогидродинамическому моделированию залежей и капитальному ремонту скважин, промысловых механика, энергетика, диспетчера систем сбора и подготовки нефти/газа, эколога, специалиста по охране труда и др.

Реализуемая на виртуальном промысле инновационная технология обучения — это имитация в режиме on-line штатной согласованной работы специалистов различного профиля соответствующих отделов проектного института или технологических, управленческих и экономических служб предприятия, для работы в котором университет и ведёт подготовку специалистов.

У студентов закрепляются базовые компетенции, полученные при изучении теоретических дисциплин, и приобретаются навыки совместной работы с коллегами при взаимодействии их между собой в реальном времени, в различных производственных ситуациях, при наличии конфликта интересов, распределении ответственности, то есть профессиональные компетенции практической работы в команде, которыми невозможно овладеть в аудиториях при традиционном предметно-урочном методе обучения.

Особенно важно, что созданный виртуальный промысел — это модель самых современных интеллектуализированных производств в нефтегазодобыче таких, как «Штокман» и «Ванкор».

Третий крупный инновационный проект — это проект адаптации бизнеса к Болонскому процессу на основе развития дополнительного профессионального образования (ДПО).

Актуальность проекта определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны научно-технический прогресс обусловливает непрерывное появление новых профессий, устаревание профессий, вчера ещё востребованных. Высшая школа со своими Государственными стандартами, обновляемыми реже, чем раз в пять лет, не поспевает за этим процессом. С другой стороны, перевод высшей школы на подготовку бакалавров вместо инженеров ставит перед бизнесом новые задачи по доведению этих бакалавров до кондиции специалистов в классическом понимании этого слова.

Университет предложил и реализует уже следующую схему. Бакалавр, принятый на работу в компанию, направляется в вуз (тот, который он окончил или другой) на оплачиваемое компанией обучение по одной из множества 1000-часовых программ ДПО, предусматривающих получение дополнительной к имеющейся квалификации (например, бакалавра нефтегазового дела) и выдачу государственного диплома. Срок обучения порядка одного года и двух-трёх месяцев. Обучение очно-заочное модульное. Как правило, предусматривается четыре модуля, продолжительностью каждый четыре недели. В этот период в вузе проводятся аудиторные занятия с использованием новейших образовательных технологий. В остальное время бакалавр находится на своём рабочем месте в компании, приобретает практический опыт работы по специальности и одновременно обучается с использованием дистанционных технологий.

При успешном освоении программы обучения (а это гарантируется высокой мотивированностью обучающегося, дорожащего работой в престижной компании) он получает квалификацию специалиста по профилю, актуальному для компании.

В университете разработаны и утверждены в качестве государственных образовательных стандартов около тридцати подобных программ. Вот лишь некоторые квалификации, которые присваиваются выпускникам вузов по завершении их обучения по программам ДПО: специалист по управлению разработкой нефтяных месторождений, буровой супервайзер, специалист по подсчёту и управлению запасами углеводородного сырья, специалист по геолого-гидродинамическому моделированию месторождений нефти и газа, специалист по промысловой химии, специалист нефтепродуктообеспечения, супервайзер трубопроводного строительства, специалист по диагностическому обслуживанию газопроводов.

Коллектив университета верит, что при поддержке своих попечителей — ведущих нефтегазовых компаний страны, вуз встретит свой 80-летний юбилей, уже имея официальный статус национального исследовательского университета нефти и газа.

Программа развития вуза как национального исследовательского университета нефти и газа

Цель Программы НИУ — сформировать в университете современную среду научно-образовательной деятельности, консолидирующую интеллектуальные, материальные и информационные ресурсы вуза, академической, отраслевой науки и бизнеса. Развить в этой среде научные исследования мирового уровня, проектные и внедренческие работы по приоритетным для топливной энергетики направлениям. Реализовать передовые образовательные технологии, и на этой основе обеспечить стабильное пополнение ТЭК высококлассными специалистами, способными и готовыми взять на себя лидерство в его инновационном развитии.

Руководствуясь интересами государства, Губкинский университет подходит к данной программе как к бизнес-проекту, инвестор которого — государство вместе с заинтересованными нефтегазовыми компаниями, а его реализация позволит повысить конкурентоспособность вуза на образовательном рынке мира и создавать востребованные образовательные и научно-технологические продукты, оправдать на этой основе вложенные в него средства и обеспечить дальнейшее развитие вуза, реинвестируя в научно-образовательную деятельность и инфраструктуру получаемую прибыль.

Для достижения указанной цели университет при поддержке государства и стратегических партнёров уже сегодня готов:

— создать механизмы и найти, опираясь на законодательство, организационные формы, позволяющие развивать интеграцию интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов университета, НИИ отрасли и РАН, инжиниринговых центров нефтегазовых компаний и вести научно-образовательную и проектную деятельность на уровне лучших университетов мира, соответствующим образом реорганизовать систему управления вузом;

— существенно расширить инжиниринговый сектор и инновационный пояс, увеличить объём интеллектуальной собственности; через систему малых предприятий и используя другие возможности, предусмотренные законодательством, обеспечить высокую степень коммерческого использования разработок учёных вуза и существенное увеличение доходов от научной и инжиниринговой деятельности;

— нацелить и мотивировать творческие коллективы, объединяющие учёных и специалистов университета, НИИ РАН и отрасли, а также нефтегазовых компаний, на решение проблем приоритетных направлений развития ТЭК, обеспечить высокую результативность их работы и укреплять лидерство Губкинских научно-педагогических школ в этих направлениях;

— добиться максимально высокого уровня участия профессоров и преподавателей, магистрантов и аспирантов в научной и проектной работе и такого же участия научных сотрудников и аспирантов
в учебном процессе; существенно увеличить долю молодых, творчески активных преподавателей и научных сотрудников в коллективе университета;

— развивать, используя финансовые средства, которые будут выделены университету как НИУ, инфраструктуру вуза, наращивать его информационные ресурсы, оснастить лаборатории, НОЦ, в том числе вновь созданные, на уровне ведущих университетов мира; поднять на качественно более высокий уровень сотрудничество университета с этими университетами;

— создать условия для привлечения зарубежных учёных и специалистов к совместной работе с коллегами из университета (совместные исследования, совместное руководство аспирантами и магистрантами и т.д.);

— подвигнуть нефтегазовые компании на разработку отраслевых профессиональных стандартов, создать на их основе компетентностные модели специалистов — инноваторов, разработать соответствующие образовательные программы, включая программы ДПО, оптимизировать контингент обучающихся, сделав упор на подготовке магистров, кандидатов и докторов наук, обеспечить их выпуск в необходимом количестве;

— усилить взаимодействие университета с нефтегазовыми вузами и факультетами в реализации общей политики по обеспечению ТЭК специалистами нового поколения в соответствии с потребностями его развития, в том числе обусловленными деятельностью нефтегазовых компаний в новых регионах страны и за рубежом.

— всемерно развивать с целью получения выпускниками компетенций инновационной деятельности созданную в вузе образовательную технологию обучения студентов в виртуальной среде профессиональной деятельности;

— реализовать функцию НИУ как центра аккумулирования и распространения новых знаний, тиражировать достижения университета в инновационной деятельности в рамках учебно-методического объединения нефтегазовых вузов и факультетов и в высшей школе в целом.

Приоритетные направления развития НИУ:

— энергоэффективность и энергосбережение в освоении и использовании углеводородных ресурсов;

— наращивание ресурсной базы ТЭК: разведка и освоение месторождений углеводородов на шельфе, залежей с трудноизвлекаемыми запасами и нетрадиционными источниками углеводородов;

— экологическая и промышленная безопасность нефтегазового производства.

Данные направления выбраны по двум основаниям: это приоритетные направления развития топливной энергетики, которые определены государством, и направления, по которым Губкинский университет— лидер в высшей школе как в подготовке кадров, так и проведении фундаментальных и прикладных исследований.