Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Сургут: школа с углублённой трудовой подготовкой №1(5), 2010 год

По материалам БС(К)ОУ «Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Школа с углублённой трудовой подготовкой»

Первая вспомогательная школа была открыта в городе Сургуте 17 ноября 1977 года. В настоящее время это Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Школа с углублённой трудовой подготовкой», расположенное на берегу реки Оби по адресу: ул. Мелик-Карамова, 20/1. В 2007 году школа отпраздновала свой 30-летний юбилей.

Всякий дефект создаёт стимулы для выработки компенсации

Сегодня в школе обучается 152 человека с ограниченными возможностями здоровья. В коллективе учреждения трудятся 53 педагогических работника. 96 процентов педагогов имеют высшее педагогическое образование, около 70 процентов из них — специалисты с дефектологическим образованием. Шестнадцать педагогов — обладатели высшей квалификационной категории, у двадцати трёх сотрудников — первая квалификационная категория. В их числе один отличник народного просвещения, четыре почётных работника общего образования РФ, один кандидат педагогических наук, два магистра образования по направлению «Педагогика». За последние три года 98 процентов педагогов прошли курсовую переподготовку.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагоги школы применяют в своей работе современные достижения науки и практики в области дефектологии, в том числе олигофренопедагогики, логопедии, специальной психологии, руководствуясь основным тезисом дефектологии: «Всякий дефект создаёт стимулы для выработки компенсации».

С заботой о жизненной перспективе выпускника

При формировании образовательного пространства коллектив школы исповедует идеологию гуманистического направления в педагогике. Основным является забота о жизненной перспективе выпускника — его личном и социальном благополучии с учётом индивидуальных особенностей и реальных обстоятельств.

В образовательном процессе педагоги успешно используют ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), здоровьесберегающие технологии. Во всех классах школы, с первого по девятый, проводятся уроки здоровья. Внедрены интерактивные среды сопровождения: арттерапевтическая среда, ковровая среда, сенсорная среда, Монтессори-среда, которые обеспечивают профилактику психоэмоционального напряжения в процессе обучения. В целях профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и миопии у обучающихся в начальной школе установлены конторки Базарного и офтальмотренажёр «Зевс». Обучающиеся школы с 2002 года принимают участие в Специальных олимпийских играх. За это время ими завоёвано 126 медалей, из них 44 золотые, 42 серебряные, 40 бронзовых. Наши спортсмены стали победителями в 2004 году на III Международных спортивных играх «Дети Азии», на Всемирных летних Специальных олимпийских играх (КНР, г. Шанхай). В школе ведётся большая работа по профилактике метеочувствительности и управляемому закаливанию с учётом типа терморегуляции школьников, открыт кабинет «БОС-Здоровье». В борьбе с ОРВИ используются дикоросы (брусника, клюква, морошка), кислородный коктейлер, некогерентный поляризованный свет от аппарата «Биоптрон-2». Школа является окружной экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство школы.

Классы с углублённой трудовой подготовкой

Но несмотря на большой труд педагогов школы, наши выпускники в современных условиях не всегда в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места. 15–16-летние умственно отсталые подростки не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. Для успешной социализации и трудоустройства выпускников с 2003 года в школе организованы десятые — двенадцатые классы с углублённой трудовой подготовкой, где обучающиеся получают специальности: столяр — строительный, слесарь-ремонтник, швея. Учащиеся проходят производственную практику на базовых предприятиях города — ООО «Сургутмебель», ООО «Горводоканал», МУ «Наше время», заказы которых выполняют на практических занятиях. После окончания классов с углублённой трудовой подготовкой обучающиеся сдают квалификационный экзамен и получают квалификационное свидетельство «Столяр — строительный II разряда», свидетельства «Слесарь-ремонтник II разряда», «Швея II разряда». После окончания двенадцати классов выпускники успешно трудоустраиваются на градообразующие предприятия города.

Успехи и достижения

Администрация образовательного учреждения под руководством А.И. Глотова проводит большую работу по обеспечению функционирования и развитию школы, укреплению материально-технической базы: в учебных мастерских обновлён станковый парк, классы оборудованы новейшими компьютерами, DVD, интерактивными досками.

Школа — неоднократный победитель окружных конкурсов специальных (коррекционных) образовательных учреждений ХМАО — Югры (2004 — первое место, 2008 — первое место), учитель физической культуры В.И. Жулепов был победителем конкурса лучших учителей России для получения денежного поощрения из средств федерального бюджета Российской Федерации.

Школа является окружной экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство, опорной площадкой для пяти специальных (коррекционных) школ округа.

В июне 2009 года школа стала победителем ежегодной, третьей по счёту, специализированной выставки-форума «Образование Югры — 2009». В сентябре 2009 года учитель-дефектолог Ж.П. Швайгерт стала победителем конкурса на получение премии губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в номинации «Лучший учитель специального (коррекционного) образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

Итог работы педагогического коллектива школы — успешная социализация в обществе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.