Будущее Отечества — интеллектуальный потенциал общества №1(5), 2010 год
Доктор технических наук, профессор Ю.П. Галишников убеждён, что сегодняшние финансовые вложения в образование носят стратегический и масштабный характер. Завтра они обернутся реальными преимуществами в развитии общества и экономики. Юрий Петрович — генеральный директор Челябинского инженерно-производственного центра «Учебная техника», деятельности которого наш журнал уже уделял внимание. Центр вносит реальный вклад в развитие и совершенствование учебного процесса всех уровней профессионального образования и средней школы. Эксклюзивная учебная техника, рождённая в лабораториях челябинского предприятия, инновационна и конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Стратегическая задача
Потребности российского образования в учебной технике огромны. Невозможно подготовить хорошего специалиста, объясняя ему «на пальцах» принципы работы ветровой установки или тех же двигателей, дизельного либо синхронного. Специалисты Челябинского инженерно-производственного центра ведут собственные оригинальные разработки, завершающиеся созданием новых моделей учебной техники. Успешной деятельности предприятия способствует также международное сотрудничество, в том числе с китайскими коллегами.
Экономика Поднебесной мощно вырывается в мировые лидеры. Этому во многом способствует ставка государства и общества на качественное образование молодёжи, на подготовку специалистов высокого уровня. Создаётся инновационная среда, которая формирует предпосылки для доминирования во всех сферах науки и техники. Хорошему не зазорно и поучиться. Юрий Галишников неоднократно посещал Китай, и эти поездки всегда приносили немалую пользу их предприятию. Не стала исключением и последняя командировка.
— Наша делегация посетила один из финансовых и торговых центров страны — Шанхай и прилегающие города провинции, — рассказывает Юрий Петрович. — Шанхай производит впечатление города XXII века: громадные магистрали шести уровней, бурное развитие нетрадиционной «зелёной» и малой энергетики. Мы познакомились с деятельностью ряда фирм, которые специализируются на производстве техники и учебно-лабораторного оборудования. Некоторые из них просто гиганты, выпускающие высококлассную продукцию. В России ничего подобного по масштабам пока нет. Нас интересовала прежде всего электротехника, электроника, электроэнергетика. Там эти направления развиваются весьма успешно, а учебная техника не только технически совершенна, но и доступна по цене. Как у нас принято говорить, хорошее соотношение цены и качества. Китайская робототехника экспортируется во многие страны. В частности, её можно увидеть в американских школах. Одна из фирм, которую мы посетили, специализируется на производстве робототехники, другое предприятие занимается проблемами «зелёной» энергетики: солнечной, водородной, энергией ветра. Они выпускают широкий спектр учебного оборудования, от небольших демонстрационных моделей для средней школы до солидных комплексов для университетов, благодаря которым можно проводить полновесные научные исследования. Мы восприняли увиденное как руководство к действию, как перспективное направление для своей работы.
Юрий Петрович убеждён, что необходимо разрабатывать собственные учебные модели, тем более что область нетрадиционной энергетики для нашей страны пока terra incognita. И хотя в некоторых вузах несколько лет назад стали открываться специальности по нетрадиционной энергетике, у них пока нет своей лабораторной базы. Это серьёзная проблема. Челябинские исследователи успели создать несколько эксклюзивных разработок, адаптированных к российским условиям.
— В Китае власти вкладывают в сферу образования огромные средства, — делится своими наблюдениями профессор Галишников. — Я посетил в Шанхае китайско-германский университет, который выглядит словно воплощённая мечта об инновационном образовании. Безусловно, это стратегические вложения, которые обернутся в недалёком будущем громадными преимуществами для страны. В девяностые годы я работал в одном из крупнейших технологических университетов США. В то время обращала на себя внимание значительная диаспора китайских студентов. Теперь в Поднебесной столь бурно развивается высшее образование, что вскоре отпадёт надобность посылать своих граждан на учёбу за рубеж. Китай — хороший пример для подражания. Необходимо сосредоточить силы и ресурсы и направить их на модернизацию интеллектуальной сферы общества.
Из пункта А в пункт Б…
Направление движения понятно и бесспорно. Однако что мешает нам разрабатывать, производить собственную «умную» учебную технику и насыщать ею, отечественной и недорогой, необъятный внутренний рынок? Вопрос, как говорится, «на засыпку». Однако и на такие прямолинейные вопросы челябинский исследователь даёт предельно конкретный и бескомпромиссный ответ.
На одном из представительных мероприятий, посвящённом реализации приоритетного национального проекта «Образование», Юрий Галишников предложил схему использования методов менеджмента, которые позволяют предприятию упрочить инновационные позиции.
— Что мешает движению? — задаёт риторический вопрос профессор Галишников. — Инерция покоя. Этот закон действует не только в физике, но и в социальной жизни. Мы восприняли всерьёз слова президента России Д. Медведева о повышении энергоэффективности российских предприятий. В нашей номенклатуре появился раздел учебной техники по энергосбережению в системах электроснабжения и электропотребления. Не удивляйтесь, но наш ответ прозвучал ещё до того, как президент провозгласил столь актуальные приоритетные принципы инновационного развития экономики. Потому что мы — инженеры, работавшие в области энергетики и преподававшие этот предмет в вузах, прекрасно понимаем его ключевое значение. У нас есть также большой раздел учебной техники, посвящённый электробезопасности. Мы откликаемся на реальные социальные потребности, занимаясь этими актуальными проблемами.
В работе V Московского форума руководителей образовательных учреждений принял участие российский «истеблишмент» профессионального образования и общеобразовательных школ. Челябинский центр учебной техники развернул там свою экспозицию, интерес к которой проявили очень многие.
— Беседуя с коллегами, я утверждал, что настала пора отказаться от традиционного представления, будто профильные школьные предметы ограничиваются физикой, химией и так далее. Надо преподавать ребятам электробезопасность, энергосбережение, программирование. Средняя школа должна шире смотреть на проблемы преподавания. У нас есть что предложить для насыщения таких инновационных программ, — с убеждённостью верящего в разум человека говорит Юрий Петрович. — У нас также есть новые разработки — учебные пособия к теме по охранно-пожарной сигнализации. Наша экспозиция, представленная на специализированной выставке по вопросам безопасности, получила полное одобрение профессионалов в этой сфере.
Итак, из пункта А в пункт Б отправляется экспресс. Сколько ему времени потребуется, чтобы добраться до цели, если… Если на российском рынке учебной техники нет порядка?
— Федеральный закон № 94, регламентирующий порядок закупок учебной техники государственными образовательными учреждениями, не изменил положения, — поясняет Ю. Галишников. — Не учитывается тот факт, что во многих случаях лабораторные установки являются уникальными изделиями и потому в принципе не могут быть предметом аукциона или конкурса. Реальных производителей учебно-лабораторного оборудования сейчас весьма немного. Ажиотаж на рынке создают всевозможные перекупщики, которые негативно влияют на реальных производителей оборудования. Нельзя утверждать, что в России существует отрасль приборостроения, отвечающая за производство учебной техники. Существует небольшое число разрозненных, как правило, небольших полукустарных предприятий при вузах. Я могу с гордостью сказать, что наш центр — одно из немногих предприятий, которое имеет собственную производственную базу, высококвалифицированных работников и даёт по-настоящему промышленные образцы продукции. Многие производители выпускают продукцию на свой страх и риск, без учёта стандартов. Они не в состоянии насытить огромный российский рынок. Как следствие — идёт нарастающий поток дорогостоящей импортной техники.
В нашей стране нет даже аналогов некоторых приборов, например по гидропневмоавтоматике. Дорогой импорт непосилен для ограниченных бюджетов учебных заведений. Вот вам красноречивый пример: одному из челябинских лицеев зарубежный поставщик предложил монтажный стол стоимостью… 500 тыс. рублей. За такие деньги можно приобрести 20 штук наших монтажных столов и, соответственно, создать два десятка рабочих мест. На возможное возражение, что импортный аналог наиболее продвинут, скажу, что свою задачу наше оборудование выполняет на сто процентов — качественно обучить рабочего или специалиста среднего звена. В итоге торговых сделок с зарубежным поставщиком осваиваются огромные средства, однако учебные аудитории не оснащаются в полной мере нужным оборудованием. Для организации полноценного учебного процесса в группе необходимо создать минимум 12 рабочих мест для учащихся. А на бумаге всё гладко: действующие лица и исполнители отчитываются о своевременном освоении бюджетных средств.
Perpetuum mobile?
— На рынке учебной техники активизировались перекупщики, пытающиеся монополизировать рынок, — развивает тему Ю. Галишников. — Приведу типичный пример: учебное заведение — победитель конкурса инновационных проектов получает грант. Тут же к нему является посредник и предлагает на сумму премии подрядиться в качестве генерального поставщика. Далее, получив все деньги в своё распоряжение, этот деятель распределяет их с выгодой… для себя. Теперь у него задача — приобрести товар подешевле и, естественно, не забыть себя, любимого. Известны фирмы, которые занимаются саморекламой, заявляя, что контролируют чуть ли не весь рынок учебной техники. Другие выдают сказочные обещания: поставить за один день многомиллионные заказы, обещают срок эксплуатации… 100 лет. Абсурд, достойный наивных и романтичных изобретателей perpetuum mobile. Увы, но конкурсные комиссии отдают предпочтение именно таким участникам тендера. У меня были случаи, когда подобные ретивые исполнители, выиграв конкурс, спустя квартал к нам же и обращались, прося помочь им осуществить поставку. Налицо попытки заполучить заказ любой ценой. Допустим, учебное заведение выбрало нашу продукцию и в свою конкурсную документацию включило её функциональные характеристики. Несмотря на то, что ряд наших технических и конструктивных решений защищены патентами, стало обычным, когда конкуренты буква в букву и слово в слово копируют эксклюзивные технические требования, тем самым вводят в заблуждение заказчиков, так как фактически не в состоянии поставить наше авторское оборудование.
Челябинские кулибины твёрдо отстаивают собственную позицию, привлекая на свою сторону закон против фирм, реализующих контрафакт. Исход этого сражения однозначно скажется на благополучии учебных заведений, которые смогут получить право покупать только лучшее и проверенное отечественное оборудование.
Челябинский инженерно-производственный центр «Учебная техника» — успешное предприятие, продукция которого широко признана в России, Казахстане, Таджикистане. Проявляют интерес к «челябинскому эксклюзиву» Грузия и Украина.
Точка опоры
— Техническая политика, которую мы проводим, заключается в концентрации интеллектуальных и материальных средств на достаточно узком направлении, — делится «секретами производства» Юрий Петрович. — Некоторые предприятия распыляют свои ресурсы, пытаясь объять необъятное: тут вам и механика, и оптика, и электроника, компьютеры и прочая оргтехника. Мы выбрали достаточно узкую область, включающую электротехнику, электронику, электромеханику, электроэнергетику. Концентрация средств помогает выйти на высокий конкурентный уровень. Мы добиваемся совершенства в выбранной отрасли. Этому помогает международное сотрудничество, в том числе с Китаем. Успешно налаживаем творческие связи, чтобы иметь возможность создать образцы учебной техники с учётом российской специфики и образовательных традиций. Мы стремимся создавать рабочие места именно для отечественных специалистов.
— Основой успешного производственного бизнеса является высококачественная предпринимательская идея, — убеждён профессор Галишников. — Однако путь от идеи какого-либо изделия до его коммерчески состоятельного материального воплощения долог и затратен. Необходимы предварительные исследования, концептуальное и рабочее проектирование, изготовление макета и опытного образца, их всесторонние испытания, корректировка (иногда весьма существенная) рабочей документации и, наконец, запуск в производство и сбыт готовой продукции. Предприятие, занимающееся инновациями, должно иметь в своём составе, как минимум, эффективное подразделение НИОКР и налаженную производственную базу. Это, в свою очередь, означает, что для создания нового предприятия, кроме серьёзных интеллектуальных усилий, требуется значительный стартовый капитал, что составляет сегодня в России для желающих заняться инновационным предпринимательством огромную проблему. Реально предприниматель может рассчитывать только на собственные материальные возможности и… на государственную поддержку, если бы таковая имела место быть. Такая поддержка особенно уместна и желательна в отношении предприятий, обеспечивающих материально-техническое оснащение образовательных учреждений всех форм и уровней. Как представляется, в начале пути к государственной поддержке инновационного бизнеса стоит необходимость сформулировать понятия инновации как таковой и инновационного предприятия, а затем закрепить эти понятия законодательно. Это создаст юридическую основу для идентификации и льготного кредитования создаваемых инновационных предприятий и налоговых послаблений для них. Уместно заметить, что НДС, взимаемый с инновационного предприятия, есть чистый абсурд.
Россия находится на переломном этапе, когда только весомые материальные вложения в интеллектуальную сферу могут обеспечить качественное изменение жизни общества. Требуется реальная помощь государства, чтобы нужное и востребованное обществом дело состоялось.