Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Художественное образование Югры: традиции и современность №1(5), 2010 год

Татьяна Тебенихина

Наша обстоятельная беседа с Любовью Спиридоновой, первым заместителем директора Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, коснулась широкого круга проблем современного художественного образования. Заранее предвижу, как некие рационалисты от экономики иронично разведут руками: сегодня пристало думать о хлебе насущном, а культура — вторична. Подобный демагогический посыл на долгие годы отводил нашей культуре роль прекрасной, но бедной Золушки. Не удержусь от цитаты. Современный композитор Даниил Крамер сказал: «Единственное, что делает человека человеком, — его душа. Мы не можем говорить о патриотизме, о любви, если в человеке нет души. С культурой, по сути, связано физическое выживание нации. Я бы хотел привести результаты одного немецкого мониторинга, который анализировал зависимость культурного воспитания людей от экономической ситуации. Они взяли для примера Японию, как одну из наиболее экономически развитых стран, и выяснили, что там каждый ребёнок умеет играть на музыкальном инструменте». Сейчас начинает приходить осознание того, что культура формирует нравственность, обращается к сердцу и чувству человека. У такого общества — крепкие корни.

— Роль культуры в воспитании духовности, нравственности, патриотизма молодёжи безусловна. Также верно утверждение, что культура — область стратегических интересов страны. Действительно, инновационный путь развития экономики сможет одолеть только высококультурное общество. Какие задачи вы считаете сегодня наиболее актуальными?

— Наш край богат своей многонациональной культурой. Сохранить самобытность каждого народа, создать благоприятные условия для его развития — задача чрезвычайно важная. Её невозможно решить, не создав целостной системы художественного образования. Это одно из приоритетных направлений региональной государственной политики в сфере культуры и искусства. В округе созданы предпосылки для формирования национальной творческой элиты, полноценное воспитание которой невозможно без массового художественного образования, вне культурно-ценностной среды национальной культуры.

Сегодня в Югре создана система профессионального образования в сфере культуры и искусства. Важно отметить, что высокие достижения в культуре опираются, в первую очередь, на уникальную систему непрерывной профессиональной подготовки творческих и педагогических кадров. Созданная система «Школа — Колледж — Вуз» позволяет готовить профессиональные кадры по всем творческим специальностям. Эффективность этой системы подтверждается активной деятельностью более чем 800 творческих коллективов, работающих на базе образовательных учреждений в сфере культуры и искусства и вносящих значительный вклад в формирование культурной среды региона.

На начало 2010 года в системе художественного образования Югры функционируют 67 образовательных учреждений, в которых учится более 19 тыс. человек — это, по статистике, каждый 85-й житель. Региональная система подготовки творческих кадров ориентирована на выравнивание стартовых возможностей молодых людей из разных социальных групп. Наша творческая интеллигенция воспитана в патриотическом духе: деятельностью своей стремится сохранить и обогатить югорскую культуру.

— Очень важно как можно раньше увидеть талант ребёнка и помочь его раскрыть. Профессиональное становление — это уже потом, а в раннем детстве нужно успеть удивиться искре Божией, пока она не потухла.

— Безусловно, образовательный процесс начинается чаще всего с детского возраста и должен быть непрерывным, поскольку связан не с постоянным освоением наук, а с сугубо практическим чувственным постижением сути осваиваемого вида искусств, раскрытием возможностей личности ребёнка. Задачу ранней профессионализации (I уровень) решают детские школы искусств (по видам искусств). В начале нынешнего учебного года в учреждениях дополнительного образования детей занимаются более 17 тысяч детей и подростков.

— Открыть школу, особенно в посёлке, — это не просто построить здание и обзавестись соответствующим оборудованием, музыкальными инструментами, но и найти хороших педагогов. Решается этот вопрос?

— Первая музыкальная школа на территории региона была открыта в Сургуте в 1920 году. В 1962 году начали свою работу музыкальные школы в посёлках Берёзово (Берёзовский район) и Октябрьское. Пять школ открылось в 1990 году в Мегионе, Нижневартовске, Сургуте, Сургутском и Октябрьском районах. За последние три года в посёлке Ульт-Ягун Сургутского района открыта ещё одна детская школа искусств.

У нас очень хорошие кадры. В детских школах искусств работают 13 заслуженных работников культуры Российской Федерации, два заслуженных учителя России, 18 заслуженных деятелей культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Шесть педагогов защитили учёные степени кандидатов наук. Заслуги педагогов отмечаются почётными званиями заслуженных деятелей искусств Российской Федерации и нагрудными знаками «За достижения в культуре». Вы правильно заметили, что проблема кадров не утрачивает злободневности, поэтому всегда, во все времена важно замечать, поддерживать и развивать одарённых детей. Это стратегичес-кое направление кадровой политики отрасли. Подобное понимание образовательной парадигмы обеспечивает переход от развития единичной одарённой личности к формированию одарённого общества, от образования элиты — к элитарному образованию. Высокое качество подготовки обучающихся в детских школах искусств подтверждают результаты аккредитации образовательных учреждений. Из 49 аккредитованных школ (84,5% от общего количества школ) по результатам аккредитации подтвердили статус учреждения дополнительного образования детей высшей категории — 36,2% учреждений, первой категории — 41,4%, второй категории — 6,9%.

— Если перейти к конкретике, какие у вас есть колледжи и институты?

— В Ханты-Мансийске 635 воспитанников обучаются в колледже-интернате «Центр искусств для одарённых детей Севера». В Сургуте работают три колледжа — музыкальный, в котором постигают профессию 258 студентов; художественно-промышленный с числом обучающихся 71 человек; колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, в котором обучается 274 человека. И, наконец, Югорский художественный техникум, в котором обучается 39 учащихся. В колледжах и техникуме открыты десять специальностей: «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», «Вокальное искусство», «Хореографическое искусство», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки» и « Живопись», «Музыкальное искусство эстрады».

С 2002 года в столице округа функционирует три филиала федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: Российской академии музыки им. Гнесиных, Московского государственного университета культуры и искусства, Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Филиалы обеспечивают подготовку кадров с высшим образованием по пяти специальностям: «Инструментальное исполнительство»; «Вокальное искусство»; «Дизайн»; «Декоративно-прикладное искусство»; «Народное художественное творчество».

В рамках региональной целевой подготовки специалистов в трёх Ханты-Мансийских филиалах обучается 261 студент. Ханты-Мансийскими филиалами уже подготовлено 162 специалиста, из них подавляющее большинство выбрали для проживания Югру и трудоустроены по профессии. 28 выпускников получают степень магистра в профильных вузах. Выпускники Ханты-Мансийских филиалов занимают уверенные позиции не только в качестве педагогов и профессиональных музыкантов, но и становятся руководителями и организаторами культурного процесса в регионе.

— Когда речь заходит о государственной поддержке талантливой молодёжи, в каких формах это выражается?

— Государственная поддержка художественного образования в округе осуществляется в рамках целевых программ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры: «Культура Югры» на 2009—2013 годы», «Дети Югры». Также в рамках сотрудничества с Межрегиональным благотворительным общественным фондом «Новые имена» осуществляется системная работа по развитию талантливой молодёжи. В 2009 году юные дарования приняли участие в работе XVII Международной летней творческой школы для одарённых детей в старинном русском городе Суздале.

Эффективной формой помощи молодым дарованиям в повышении творческого мастерства продолжают оставаться московские творческие школы Фонда, в рамках которых организуются мастер-классы ведущих педагогов России по специальностям: фортепиано, скрипка, гитара, флейта, домбра, балалайка, труба, валторна, изобразительное искусство. Особую роль в системе художественного образования играет международная деятельность. За десять лет сотрудничества с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена» творческие коллективы и солисты смогли продемонстрировать свои умения и таланты в области музыкального, изобразительного и хореографического искусств в Германии, Америке, Франции, Греции, Италии, Китае и других странах. В целях подготовки квалифицированных кадров, стимулирования одарённых детей из числа учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, за активное участие в конкурсах различного уровня и творческой деятельности ежегодно назначаются премии губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и стипендии Департамента культуры и искусства автономного округа «Юные таланты Югры». Кроме этого, Департамент культуры и искусства регулярно направляет талантливую молодёжь округа на общероссийский конкурс «Молодые дарования России». В 2009 году премия была вручена Анастасии Яумен, ученице детской школы искусств из Нижневартовска. Выдвигаются кандидатуры учащихся и студентов на соискание премии Президента России в рамках нацпроекта «Образование». Мы стремимся создавать условия талантливым детям, чтобы они активнее принимали участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, мастер-классах, творческих лабораториях, концертах, гастрольных турах. Ежегодно учащиеся творческих образовательных учреждений добиваются общественного признания на региональных, всероссийских и международных конкурсах. В прошлом году наши дети завоевали 788 наград — это больше, чем в предыдущие годы.

— Весьма актуален вопрос, насколько востребованы сегодня в обществе кадры художественной интеллигенции?

— Выпускники при завершении обучения в филиалах получают от двух до четырёх квалификаций, в числе которых педагогика. Благодаря целевой подготовке специалистов за счёт средств бюджета автономного округа ежегодно увеличивается прирост числа молодых перспективных специалистов с высшим образованием в сферу культуры и искусства не менее чем на 0,5% от общего числа специалистов, работающих в отрасли. Повышению конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования автономного округа в сфере культуры и искусства на региональном рынке труда способствует плановая системная работа по профессиональной адаптации учащихся в период обучения. Подавляющее большинство выпускников связали своё будущее с полученной специальностью.

— Глубокая и предметная проработка любой программы, не говоря уже о её реализации, требует стабильного и серьёзного финансирования. Культура всегда была у нас «в остатке», она держалась на стоическом энтузиазме увлечённых людей. В начале разговора мы охарактеризовали культуру как стратегическое направление в развитии общества. Значит, речь должна идти не о самоотверженности энтузиастов, а о системном подходе, реализации стратегических национальных приоритетов. Как складывается ситуация в Югре?

— Думаю к позитивным результатам работы следует отнести следующие направления деятельности: реализация наиболее значимых и социально-ориентированных проектов в рамках межведомственных долгосрочных программ, выплаты стипендий одарённым детям, реализация многоуровневой подготовки одарённых детей и премий губернатора автономного округа творчески одарённым учащимся, ведущим деятелям искусств, а также работникам, имеющим почётные звания. В условиях финансового кризиса
в Югре сохранён размер заработной платы работников подведомственных государственных учреждений на уровне аналогичного периода предыдущего года, а также исполнены в полном объёме принятые публичные обязательства в сфере культуры и искусства.

— Проблема поддержки учреждений культуры и вопросы художественного образования детей и подростков — это не частная проблема. Скажите, какие задачи вы ставите на перспективу?

— Настало время вкладывать средства в культурное и интеллектуальное развитие каждого человека. Отдача от таких «инвестиций» громадная: социально и экономически стабильное общество. Необходимы новые подходы в деле развития образовательных учреждений в сфере культуры и искусства. Важно сохранить базовую основу трёхуровневого образования, создавая условия для сотрудничества между детскими школами искусств, образовательными учреждениями всех уровней профессионального образования. Очень важно вовремя увидеть передовой педагогический опыт и воспринять его. А для этого необходимо создавать современные системы мониторинга и статистики образования в соответствии с международными стандартами. Этими направлениями мы вплотную и занимаемся.

Достижения в 2009 году:
788
наград получено за участие в конкурсах различного уровня;
320 обучающихся и студентов стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов;
59 человек получили стипендии различного уровня, в том числе:
20 воспитанников детских школ искусств стали стипендиатами Департамента культуры и искусства автономного округа «Юные таланты Югры»;
10 учащихся и студентов удостоены целевых поощрительных премий Департамента культуры и искусства автономного округа;
6 учащихся и студентов награждены премией Президента Российской Федерации;
7 учащихся и 9 студентов — победители общероссийского конкурса «Молодые дарования России»;
15 молодых людей удостоены премии губернатора автономного округа;
13 юных дарований приняли участие в работе XVII Международной летней творческой школы, проходившей в Суздале;
36 учащихся и студентов за высокие достижения награждены наградными путёвками и отдохнули на Черноморском побережье Болгарии.