Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Благотворительный фонд «Надёжная смена»: шаги к успеху №1(5), 2010 год

Надежда Батова

Основной целью деятельности Благотворительного фонда «Надёжная смена» является содействие в подготовке специалистов для Системного оператора Единой энергетической системы России (ОАО «СО ЕЭС»). Для реализации этой цели был разработан проект «Школа — вуз — предприятие».

Название проекта уже говорит о том, что процесс подготовки специалистов начинается в школе. Поскольку поступление в профильный вуз и дальнейшая успешная учёба в нём требуют глубоких знаний физики и математики, для участия в проекте были выбраны общеобразовательные учреждения, где уровень подготовки по этим предметам высок: в Екатеринбурге — гимназия № 47 (чуть позже к проекту присоединился лицей № 130), в Томске — лицей при ТПУ. Именно в этих городах началась реализация проекта на довузовском этапе. Нашими заинтересованными партнёрами и помощниками стали сотрудники филиалов ОАО «СО ЕЭС» Объединённое диспетчерское управление энергосистемами Урала (ОДУ Урала) и Томского регионального диспетчерского управления (РДУ), преподаватели кафедры автоматизированных электрических станций Уральского государственного технического университета (УПИ) и кафедры электрических станций Томского политехнического университета. Для учащихся профильных групп, сформированных на базе 10—11 классов, преподавателями вузов разработаны специальные образовательные программы. Проводятся экскурсии на предприятия электроэнергетической отрасли, командные тренинги, выделяются гранты на участие в научно-практических конференциях и конкурсах регионального и всероссийского уровня.

Чтобы расширить поиск технически одарённых школьников, фонд «Надёжная смена» совместно с ОДУ Урала и УГТУ-УПИ проводил региональные олимпиады по математике и физике. Её участниками стали более 1000 школьников из Екатеринбурга, Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областей и Пермского края.

Пять человек из числа победителей I олимпиады, ставшие студентами электротехнического факультета, вместе с выпускниками профильной группы лицея при ТПУ начали следующий этап нашего проекта. Надо сказать, что льгот при поступлении в вуз участники проекта (за исключением победителей олимпиад) не имеют и проходят конкурсный отбор наравне со всеми. Но уровень предметной подготовки и сформированная мотивация позволяют ребятам достойно его выдерживать. В 2009 году профильную группу лицея при ТПУ окончили восемь человек. Пятеро поступали и были приняты в электротехнический институт ТПУ. Из 16 выпускников профильной группы гимназии № 47 одиннадцать поступали на электротехнический факультет УГТУ-УПИ, были зачислены — десять. Теперь важно не потерять этих ребят, пока они не включатся в программу специализированной подготовки уже в рамках «Концепции взаимодействия с высшими учебными заведениями», утверждённой Правлением ОАО «СО ЕЭС»; это произойдёт на пятом курсе.

Вузовский этап проекта предусматривает прохождение практики и стажировки на предприятии, выплату стипендий Фонда, содействие в профессиональном отборе и трудоустройстве, привлечении к учёбе в магистратуре и аспирантуре. Так, в 2009 году восемь студентов-второкурсников стали стипендиатами Фонда. Кроме того, все наши студенты имеют стабильно высокие показатели успеваемости.

Несомненно, интерес к проекту «Школа — вуз — предприятие» возрастает. Увеличивается количество старшеклассников, желающих обучаться в профильных группах. Мы начинаем формировать на конкурсной основе целые классы. Расширяется география проекта: в сентябре 2009 года при поддержке Объединённого диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги (ОДУ Средней Волги) и электротехнического факультета Самарского государственного технического университета создан «энергетический» класс в лицее «Технический».

Очевидно, что в выстраивании непрерывной цепочки подготовки специалистов необходима преемственность на каждом её этапе. Только в этом случае в вуз придёт студент, сделавший осознанный выбор профессии, а на предприятие — специалист, отвечающий всем необходимым квалификационным характеристикам.