Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Союз директоров средних специальных учебных заведений России: эффект оптимизации управления в системе начального и среднего профобразования №4(4), 2009 год

Татьяна Тебенихина

29 октября состоялось расширенное заседание президиума Союза директоров средних специальных учебных заведений России. В центре обсуждения стояли темы, связанные с реализацией правительственного плана «Образование», проведением эксперимента по созданию прикладного бакалавриата и с оптимизацией управления в системе начального и среднего профобразования. В работе принял участие директор Департамента Минобрнауки Игорь Реморенко.

Критерий — качество образования

Безусловно, сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового потенциала. От этого прямо зависит подъём российской промышленности и стабилизация социальной сферы. Процесс модернизации затронул многие аспекты системы профессионального образования. Эти положения стали лейтмотивом работы президиума.

Президент Союза директоров ссузов России Виктор Дёмин отметил, что НПО и СПО вступили в новый учебный год в благоприятных условиях. В мае прошёл V съезд Союза директоров ссузов, работе которого уделили внимание первые лица государства — президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, направившие приветствия делегатам съезда.

— Мы расцениваем этот факт как признание государственной значимости начального и среднего профобразования в развитии современного кадрового потенциала, — подчеркнул Виктор Михайлович. — У нашего профессионального Союза есть чёткий план действий на перспективу, вплоть до 2012 года, основные направления, определённые планами действия правительства. Перед нами стоит задача повышения эффективности и качества подготовки кадров. Следует отметить, что технологии обучения теперь не являются основополагающим фактором в формировании критериев оценки качества. Прежде всего речь должна идти о сформулированных компетенциях и профессионализме наших выпускников.

Президиум обсудил ход передачи федеральных СПО на региональный уровень. Этот вопрос осветил Игорь Реморенко.

Директора констатировали, что массовый переход на ЕГЭ меняет систему приёма во всех системах образования. Негативно сказываются объективные причины, вызванные демографическим спадом. В 2006 году школы выпустили 1 миллион 300 тысяч ребят, а судя по прогнозу на 2012 год выпускников будет чуть не вдвое меньше, — всего 700 тысяч. Это обстоятельство ставит образовательные учреждения системы НПО и СПО в сложную ситуацию.

Тем не менее у техникумов и колледжей есть запас прочности, они востребованы молодёжью. Факты свидетельствуют, что каждый год увеличивается число учащихся, поступивших в техникумы после окончания одиннадцати классов. В 2007/2008 учебном году их было 60%, а в 2009/2010 — уже 70,5%.

И это закономерно. Значение солидной профессиональной подготовки не оспаривает сегодня ни одна семья. Однако чтобы обеспечить хорошее образование, требуется многопрофильный выбор, современные лаборатории. Это возможно там, где школы хорошо укомплектованы и учениками, и учителями.

— У нас есть целевая аудитория. Это выпускники средней школы, на которых надо направить активную информационную политику. Тем более что «волны» приёма в институты и колледжи не перекрывают друг друга, — подчеркнул Виктор Дёмин. — Укреплению позиций начального и среднего профобразования способствуют региональные программы развития. Сейчас перед нашим уровнем образования стоят несколько серьёзнейших проблем. Сама по себе передача учреждений НПО и СПО в регионы была объективно необходима, поскольку изначально многие учебные заведения создавались исключительно для решения кадровых задач отраслей регионов. Хорошо, что техникумы и колледжи становятся ближе к рынку труда. Однако те меры, которые были предприняты при передаче учебных заведений СПО, не могут не волновать.

Техникум — первая ступень университета

На заседании президиума много говорилось о модернизации профессионального образования, которое предполагает образование университетских комплексов. Безусловно, идея хорошая, но её реализация встречается с рядом серьёзных проблем. Сотни вузов имеют в своём составе техникумы и колледжи, но слишком мало примеров, когда при этом сохраняется подготовка специалистов среднего профобразования. В результате ссузы превращаются в подготовительные отделения вузов. При этом нарушаются государственные стандарты, нормативные документы по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

Сейчас наблюдаются две тенденции: одни учреждения СПО хотят войти в состав университетских комплексов, другие этого не желают, но неопределённость при их передаче на региональный уровень подталкивает ссузы к вхождению в систему высшего образования даже с потерей юридического лица. Практика показывает, что это приводит к свёртыванию подготовки специалистов среднего профессионального уровня. Поэтому на заседании президиума было высказано мнение о необходимости контроля над этим процессом.

Слияние техникумов и вузов продолжается. Нередко проявляются негативные тенденции — на базе бывшего техникума открывают филиал вуза и начинают готовить юристов и экономистов, которые потом не могут нигде трудоустроиться. Но бывает и иначе: сохраняются контингент студентов и программы СПО. Меняется только базовое юридическое лицо, и появляются более квалифицированные преподаватели. Для ребят это престижнее, они фактически учатся в подразделении вуза, хотя и осваивают программы среднего профобразования. Поэтому сейчас, решая, казалось бы, формальные вопросы о присоединении техникумов к вузам, министерство запрашивает развёрнутые обоснования по перспективному количеству обучающихся и по программам, которые будут реализованы в результате таких слияний. Если обоснования не подготовлены — присоединение конкретного техникума к вузу, даже в условиях согласия администраций этих образовательных учреждений, откладывается.

Бакалавр: звучит гордо

В последнее время много говорится о том, что экономика требует всё более сложного труда и всё более качественной подготовки специалистов. Поэтому столь важен вопрос, что же следует изменить в системе НПО и СПО, чтобы улучшить подготовку кадров. Стране крайне не хватает квалифицированных рабочих кадров.

Чтобы восполнить этот пробел, там, где это возможно и подтверждено потребностями рынка труда, планируется эксперимент по введению программы прикладного бакалавриата. Это полноценное образование для высококвалифицированных, технологически подготовленных специалистов. Программы СПО так называемого повышенного уровня, реализуемые в системе образования последние несколько лет, — хороший практический путь для введения программ прикладного бакалавриата. Эта модель предполагает подготовку высококлассных специалистов для решения конкретных проблем.

Директора ссузов, представляющие все федеральные округа России, обсуждая этот вопрос, пришли к мнению, что главным критерием качественной профессиональной подготовки специалистов является их востребованность на рынке труда. Если спрос есть, значит, программы конкурентоспособны, у образовательного учреждения есть свой заказчик и потребители. А если ещё и инновационные технологии используются — можно уверенно подавать заявку на конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и рассчитывать на федеральную поддержку.

Многих директоров интересует возможность объединения техникумов и колледжей по горизонтали. Этот процесс уже идёт. Он обусловлен тем, что для современного обучения требуется всё более высокотехнологичное оборудование, приобрести которое в одиночку сложно. Крупные образовательные центры стоят дорого, поэтому для того, чтобы обеспечить требуемое качество образования, объединение техникумов целесообразно.

Обратная связь — в действии

— Для нас очень важна обратная связь с регионами. Надеюсь, заседание Президиума внесёт уточнения, которые будут полезны для реализации намеченного, — сказал директор Департамента Минобрнауки Игорь Реморенко.

Виктор Дёмин сообщил, что на сайте Союза директоров ссузов появляются вопросы, поступающие из регионов. Это позволяет проводить мониторинг наиболее острых проблем, встающих перед учебными заведениями. Виктор Михайлович предложил обобщать эту информацию и оперативно доводить её до Министерства.

Он выделил вопросы, имеющие системный характер, авторами которых стали 1500 ссузов. В их числе: подготовка законодательной базы с учётом мнений педагогического сообщества, разработка критериев эффективности работы общеобразовательной школы. Директора техникумов подчёркивают, что сегодня в системе профессионального образования формируются основы социального партнёрства, а законодательство устарело.

Обращаясь к Игорю Реморенко, президиум предложил дать анализ и научное обоснование процессов, которые происходят в системе. Педагогов интересует, какая модель вскоре появится — федеральные колледжи, ресурсные центры?

Члены президиума считают, что целесообразно разработать, по примеру вузов, систему формирования федеральных колледжей как ресурсных центров в среднем звене профобразования, что позволит выполнить федеральную задачу подготовки кадров.

— В рамках отработки концепции ресурсного центра есть возможность подумать над тем направлением, которое касается интеграции учебных заведений по горизонтали, в результате может появиться инновационная модель подготовки специалистов. Берём на себя инициативу методически обобщать интересные подходы, которые есть в системе НПО и СПО, — сказал Виктор Дёмин.

НПО/СПО готовы стать трамплином, своего рода ресурсной базой для развития отечественного профобразования — этот тезис доминировал на прошедшем заседании президиума Совета директоров ссузов.

На V съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России предлагалось пересмотреть уровневую систему профобразования НПО и СПО. Практика интеграции образовательных учреждений в ряде регионов показала, что колледж становится многоуровневым, многофункциональным учебным заведением, реализующим разные программы профобразования, в том числе обучение в течение всей жизни. Отдельные колледжи готовы к проведению эксперимента по реализации программ технологического бакалавриата. Каждый уровень усвоения программ должен стать сертифицированным, завершённым и позволять освоившим его гражданам выходить на рынок труда. Это отвечает потребностям и интересам молодёжи и работодателей, сможет поднять престиж в обществе образовательных учреждений НПО и СПО.
«Необходимо отметить, что в регионах существует практика разработки и принятия региональных целевых программ развития начального и среднего профобразования. Большая работа в этом направлении проводится в Москве. В 2005 году принято постановление столичного правительства «О создании государственнообщественных координационных советов в городе Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров». Государственнообщественными координационными советами рассматриваются вопросы определения текущей и перспективной потребности в кадрах предприятий административных округов и города Москвы, согласовываются и утверждаются планы набора в колледжи, рассматриваются результаты трудоустройства выпускников на предприятия… С участием советов осуществляется закрепление ведущих предприятий административных округов и города Москвы за колледжами».
Из аналитической справки Государственной Думы РФ