Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Евразийская конференция по рейтингам университетов №4(4), 2009 год

Андрей Куликов

19 ноября 2009 года в здании фундаментальной библиотеки Московского государственного университета открылась Евразийская конференция по рейтингам университетов. В центре дискуссии — проблема поиска объективных критериев для составления рейтингов мировых учебных заведений. Конференция была проведена совместными усилиями МГУ им. М.В. Ломоносова и компании QS, разработчика глобальных рейтингов в области образования, — QS World University Ranking. В работе конференции приняли участие ректор Московского университета В.А. Садовничий, представитель Еврокомиссии и глава Управления эконометрики и прикладной статистики Андреа Салтели, исполнительный директор QS Нунцио Квакарелли, а также ректоры российских университетов и представители крупнейших учебных заведений стран СНГ.

В своём докладе Виктор Садовничий очертил круг основных проблем, решению которых посвящена конференция: «Глобализация стирает границы и в сфере образования, требуя объективного подхода к оценке качества образовательных услуг».

За последние 10–15 лет в мире интенсивно развивается система, основанная на принципах ранжирования учебных заведений по комплексу определённых индикаторов. Результатом этого становятся рейтинги университетов, которые дают возможность упорядочить мировые учебные заведения по ключевым факторам.

Однако системы ранжирования, как национальные, так и глобальные, обладают различными наборами индикаторов, что делает их практически не сопоставимыми друг с другом. Сложившаяся ситуация заставляет искать новые подходы к созданию более объективной и прозрачной системы образовательных рейтингов. Одно из возможных решений — создание Евразийского рейтинга университетов, который станет связующим звеном между мировыми и национальными рейтингами.

Новая Евразийская система должна отойти от однобокой оценки исследовательского потенциала вуза и обеспечить объективный подход к таким сторонам деятельности университета, как: сфера фундаментальных и прикладных исследований; подготовка квалифицированных кадров для работодателей города, страны, отдельных отраслей и международных компаний; реализация программ непрерывного образования и социализации молодёжи; инновационное развитие и продвижение идей; мировая научная коммуникация; формирование национальной и международной элиты.

Основным принципом нового мирового рейтинга вузов должна стать его проверяемость. Кроме того, университеты должны получить возможность вести дискуссию о результатах и, в случае необходимости, иметь возможность апелляции своего положения перед окончательной публикацией рейтинга.

Международный рейтинг QS

Исполнительный директор QS Нунцио Квакарелли и начальник Департамента интеллектуальных исследований QS Бен Соутер провели беглый обзор истории и методологии международного рейтинга университетов QS World University Ranking.

Эта система существует с 2003 года. Данный рейтинг взял на себя ответственность представить многогранный обзор сильных сторон ведущих университетов мира. Рейтинг независимой компании QS базируется на следующих основных показателях: экспертной оценке, оценке работодателя, доле студентов на факультете, частоте цитирования по факультетам, а также фактору международного сотрудничества.

При этом каждый из показателей обладает различным коэффициентом значимости. Экспертная оценка — 40%, доля студентов — 20%, частота цитирования по факультетам — 20%, оценка работодателя — 10%, международный фактор — 10%. Таким образом, рейтинг QS в основном базируется на экспертной оценке — интерактивном опросе, проводимом среди университетов всего мира. При этом респонденты не имеют права предлагать свои учебные заведения или отвечать более одного раза. Полученные результаты собираются в течение трёх лет.

Виктор Садовничий и представители университетов СНГ выразили опасение, что экспертная оценка является слишком субъективной и не обеспечивает полной картины качества мирового образования. Например, в рейтинге 200 лучших мировых университетов QS за 2009 год МГУ им. М.В. Ломоносова поделил 183-е место с Брюссельским свободным университетом. К слову, в 2007 году главный вуз нашей страны занимал 231-ю позицию.

Нунцио Квакарелли поддержал идею создания объективного рейтинга, однако, по его мнению, экспертная оценка является одним из самых эффективных инструментов оценки. Её достоверность обеспечивается обилием экспертов — сотрудников ведущих университетов мира.

Российская точка зрения

В работе Евразийской конференции приняли участие представители российского независимого агентства «РейтОР» Ирина Артюшина и Алексей Чаплыгин, авторы отечественного рейтинга мировых вузов. Ими отмечено, что попытки реформирования российской системы высшего образования не показывают должной эффективности по причине постоянного дефицита ресурсов, необходимых для проведения реформ; отсутствия внятных целей развития страны; разобщённости академических кругов и слабости профессиональных сообществ и институтов гражданского общества, призванных контролировать качество образования.

По мнению представителей «РейтОР», повышение конкурентоспособности отечественной образовательной системы и национальных вузов крайне затруднительно при отсутствии механизмов независимой оценки университетов. Дальнейшая автономизация университетов будет вести за собой необходимость развития общественно-профессиональных систем независимого мониторинга, осуществляющих наблюдение за процессами функционирования как всей образовательной системы, так и отдельных вузов.

Игнорировать мировые рейтинги очень сложно, поскольку процессы интернационализации стимулируют вузы на международную открытость, что подразумевает их участие в глобальных рейтингах.

Безусловно, на сегодняшний день существует большое количество спорных вопросов. С момента появления первого глобального рейтинга университетов академическое сообщество ведёт оживлённые споры о корректности тех или иных методик. Сам факт существования рейтингов влияет на поведение университетского сообщества. Бытует мнение, что не следует даже пытаться приступать к формированию рейтингов вузов до тех пор, пока методика и аналитические инструменты оценки вузов не будут доведены до совершенства.

Однако периодические издания и организации, занимающиеся составлением рейтингов, так называемые «рэнкеры», функционируют в конкурентной и прагматичной среде, поэтому стремятся оператив-, но провести собственную оценку и опубликовать её. Подобные информационные компании не только способствуют дополнительному образованию целевых аудиторий, но и косвенно стимулируют развитие системы образования в целом.

Таким образом, текущие рейтинги чем-то близки к информационной войне. К сожалению или счастью, российским вузам следует приспосабливаться к функционированию в подобных реалиях.

Каков итог?

Несмотря на важность рейтингов, главная задача любого университета остаётся всё той же: не только находиться в первых строчках, но и предоставлять качественные образовательные услуги. Участники конференции отметили, что появление и развитие новых рейтингов на национальном, региональном и глобальном уровнях свидетельствуют о масштабной и полезной для всех групп интересов деятельности аналитических центров оценки университетов.

Рейтинги заключают в себе множество функций: от простейшего информирования самых широких аудиторий о преимуществах обучения в том или ином вузе до поддержки оптимального выбора объектов инвестирования новой экономики знаний. Таким образом, рейтинг является эффективным инструментом привлечения ресурсов и укрепления международного сотрудничества в сфере образования.

Одной из важнейших как для составителей рейтингов, так и для потребителей образовательных услуг является проблема обеспечения прозрачности и открытости университетов. Конференция рекомендовала создателям национальных и международных рейтингов университетов рассмотреть возможность сближения исследовательских подходов, провести унификацию параметров оценки с тем, чтобы отойти от крена существующих рейтингов в сторону исследовательского потенциала университета и тем самым обеспечить объективный взгляд.

Кроме того, была поддержана идея формирования Евразийского рейтинга вузов, что позволит обозначить стратегические направления деятельности университетов Центральной и Восточной Европы, а также стран Центральной Азии. Это в свою очередь должно способствовать повышению их конкурентоспособности как на региональном, так и на международном уровне.