Развивая систему образования №4(4), 2009 год
Как обеспечить перспективное развитие системы образования региона в соответствии с требованиями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», региональных целевых программ, в соответствии с объективными потребностями развития и функционирования образовательных учреждений различных типов и видов в условиях активной информатизации и развития инновационных проектов? Какие подводные камни могут ждать на этом пути? Об этом мы беседуем с Владимиром Яблонским, директором Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы.
— Наверное, начну с конца вашего вопроса. Подводные камни действительно существуют, причём чаще всего не в технической плоскости. Ещё древние китайцы опасались жизни в «эпоху перемен», подчёркивая, что при этом есть и опасность и возможности, которые эти перемены позволят реализовать. С того момента, когда в 1993 году в столичном департаменте образования был создан Информационно-аналитический центр, изменилось многое, прежде всего существенно изменилась сама жизнь, её темп. Информационные технологии за последние годы стали неотъемлемым фактором, обеспечивающим динамичное развитие и функционирование образовательной системы. Привычный мир, окружавший нас, мир, в котором был целый арсенал как инструментов воздействия на систему управления, так и методов воспитания и обучения ребёнка, уже в прошлом. Часто именно современные информационные технологии и средства коммуникаций являются сегодня механизмом работы с детьми, при этом зачастую школьники обнаруживают удивительную компетентность во всём новом и инновационном. Причём игнорировать это бесполезно, да, я считаю, и не нужно, нужно лишь чётко контролировать процесс, обеспечив, если можно так выразиться, преемственность системы морально-нравственных координат поколений. Из истории мы знаем, что сложности в обществе начинаются именно тогда, когда возникает некий разлом между поколениями. А информационные технологии — очевидный потенциальный катализатор или даже стимулятор подобного разрыва.
В стране очень много сделано в области информатизации образования. Нужны чёткие и понятные результаты от этой деятельности. Вот приоритет, который, как мне кажется, должен быть у всего образовательного сообщества. Информатизация образования не должна быть отраслью в отрасли.
Внедрение современных инновационных технологий, их эффективное использование и дальнейшее развитие требуют создания новых или серьёзного совершенствования существующих организационных механизмов в управлении системой образования. Пути решения — в системных управленческих подходах, неизбежности перехода на современные механизмы менеджмента в сфере образования и управления процессом внедрения инноваций.
Выбор решений по ИТ-инфраструктуре, программным и аппаратным средствам, телекоммуникациям, общей ИТ-стратегии сегодня во многом определяется спонтанно или, в лучшем случае, передаётся на откуп не готовым к этому, к сожалению, методическим службам или различным компаниям, имеющим видение по развитию собственного бизнеса, но не вникающим в нюансы организации образовательного процесса. Часто происходит смешение проблем использования средств ИТ-технологий как инструмента развития именно образовательной деятельности и проблем эффективного развития информационной инфраструктуры системы образования региона.
Сегодня уровень информатизации системы образования возрос настолько, что без продуманной стратегии её развития дальнейшее движение становится зачастую бессмысленным расходованием ресурсов.
Опыт создания в системе образования Москвы специального Городского ресурсного центра, аккумулирующего функции планирования, функционирования, технологической поддержки и развития системы информатизации региона, показал и доказал эффективность создания опорной структуры для поддержки процесса информатизации. Этот центр, опираясь на ресурсы и опыт, стал генератором многих инновационных проектов развития системы образования.
На сегодня Центр является головным в системе ресурсных информационных центров округов учреждением — ядром всей информационнообразовательной среды города. Основными направлениями деятельности Центра являются: организация работы по информатизации образовательных учреждений, организация реализации проектов, обучение кадров, непосредственное управление всей информационной инфраструктурой отрасли.
Несколько лет назад была создана общегородская мультисервисная корпоративная сеть системы образования из более чем 4 тысяч каналов, обеспечивающая подключение всех общеобразовательных учреждений города Москвы к сети Интернет быстрыми каналами связи (минимум 2 Мбит). Центральное ядро сети на 110 объектах обеспечивает скорость 100 Мбит на объект. Запущена система видеонаблюдения, контекстной фильтрации, широкий спектр современных мультимедийных сервисов для педагогов, учащихся и родителей.
Специалистами центра стабильно осуществляется комплексное управление всей информационной образовательной средой столичного региона: здесь сосредоточены базы данных, статистика, аналитика.
Более 10 лет Центр развивает Комплексный проект «Интегрированная автоматизированная информационная система» (ИАИС), направленный на развитие всей информационной системы управления образованием. Он позволяет осуществлять интеграцию автоматизированных систем по основным направлениям управленческого, кадрового учёта и систем, предназначенных для решения учётноаналитических задач по работе с контингентом учащихся, кадрами и сетью учреждений. Начиная с 2007 года в рамках плана мероприятий Городской целевой программы «Электронная Москва» данный проект развивается как комплексная система управления и мониторинга системы образования (КСУиМСО).
Также на сегодняшний день в системе образования эксплуатируется порядка десяти крупных автоматизированных информационных систем городского значения, в каждом округе, образовательном учреждении эксплуатируется ещё около 10–15 различных информационных систем.
В рамках реализации плана мероприятий Городской целевой программы «Электронная Москва» в 2008 году были разработаны и прошли опытную апробацию следующие информационные системы:
«Информационная система поддержки образовательного процесса» (ИСПОП). Система позволяет организовать в виртуальном пространстве сеть эффективных коммуникативных сервисов и единую образовательную информационную среду (социальная сеть). Многие из нас уже являются участниками сообществ и виртуальных интерактивных клубов, но перенести этот формат совместной работы в образовательный процесс представляется не самым лёгким делом. Как правило, всё, что навязывается или насаждается принудительно (например, ставя преподавателей перед необходимостью работать на каком-либо веб-сайте в обмен на компьютерную технику), не живёт долго. Педагогическое сообщество надо вовлечь в этот процесс и доказать, что использование таких виртуальных сообществ и библиотек знаний, участие в разработке, обсуждении, экспертизе совместных работ — это не только интересно, удобно, но и крайне важно как для самих педагогов, так и для системы образования в целом. В начале 2009 года такая система была введена в опытную эксплуатацию в общеобразовательных учреждениях, Департаменте образования города Москвы и окружных управлениях образованием — и любой, кто хочет принять в этом участие, может это сделать уже сегодня.
«Информационная служба управления и мониторинга программнотехнологической среды управления образованием» (ИСУМ). Благодаря этой системе процесс обслуживания вычислительной техники и программного обеспечения в образовательных учреждениях стал более прозрачным и контролируемым.
«Аналитика образования» — эта система предоставляет возможность проведения оперативного анализа данных и поддержку принятия управленческих решений путём предоставления инструментов для мониторинга динамики изменений ключевых показателей и тенденций изменений в образовательной сфере. По сути данная система является фундаментом для построения центра оперативного мониторинга ключевых индексных показателей системы образования региона. Создание такого ситуационного центра позволит отслеживать в режиме реального времени важнейшие показатели и предпринимать опережающие меры для корректировки и нормализации работы системы образования в целом.
В рамках реализации городской целевой программы развития образования «Столичное образование — 5» создана информационная система «Дошкольное образование», обеспечивающая комплексную автоматизацию интеграционных бизнеспроцессов дошкольных образовательных учреждений, комиссий по комплектованию и управленцев Департамента образования города Москвы. В настоящее время система «Дошкольное образование» апробирована в Южном и Восточном административных округах города Москвы с охватом более 400 дошкольных образовательных учреждений.
— Все эти системы используются? Есть результат?
— Активно используются не только эти, но и многие другие информационные системы. Наиболее крупные из них:
• АИС «Дирекция» (материально-техническое обеспечение сети учреждений);
• Портал «Московское образование»;
• Портал «Профобразование»;
• Городская АИС «Комплектование детских садов»;
• АИС «Образовательная статистика и аналитика»;
• Городские системы «Электронный дневник», «Электронный журнал» (кстати сказать, данную систему нужно активно продвигать и популяризировать, ведь от неё огромная польза не только образовательному учреждению, но и ученикам и их родителям);
• АИС «Учёт детей» и др.
Конечно, не всё просто. Внедрение создаваемых систем — долгий и сложный процесс. Зачастую при смене кадров происходит остановка использования уже созданных систем. Это касается и школ, и органов управления образованием. Очень много сложностей с обеспечением информационного наполнения, чистоты баз данных. Зачастую также системы не выгодны руководителям на различных уровнях, так как объективная картина происходящего не всегда оказывается востребована. Больший фокус последнее время мы стараемся делать на создание различных электронных сервисов для детей, родителей, педагогов. Такими сервисами можно считать и электронные дневники для родителей и детей, социальные сети и хранилища методических материалов для учителей, например электронное комплектование детских садов через Интернет и т.п.
Одной из важнейших задач сегодня становится обеспечение эффективной работы и управления развитием уже созданным комплексом средств информационных технологий, информационной инфраструктуры, развёрнутой в регионе. Ведь именно инфраструктурные проблемы в сфере информационных технологий часто сложны для понимания на уровне региональной образовательной системы.
— Владимир Борисович, вы упомянули портал «Профобразование». Дело ограничивается созданием веб-ресурса, или развитие среднего профессионального образования — это тоже ваш профиль?
— Да, модернизация системы профессионального образования — одно из наших направлений работы последние годы. Центр осуществляет работу с учреждениями профессионального образования по подбору, внедрению и организации использования нового компьютеризированного учебного оборудования, по созданию ресурсных центров нового поколения. Ведётся работа по обучению руководства, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений использованию нового учебного оборудования и программного обеспечения. Много делается для информатизации профессионального образования.
Острейшая проблема в подготовке рабочих кадров и специалистов — несоответствие требований, предъявляемых работодателями к выпускникам колледжей, и существующих образовательных стандартов. Это несоответствие особенно сильно проявляется в ИТ-отрасли, как известно, самой динамичной. Для решения этой проблемы начата работа по привлечению ведущих ИТ-компаний для организации программ краткосрочного профессионального образования. Совместно с представительствами ведущих международных и российских ИТ-компаний осуществляется работа по внедрению инновационных технологий и отработке программ подготовки кадров, востребованных на рынке труда.
Единая система дистанционного профессионального обучения позволяет студентам столичных колледжей, а также в перспективе взрослому населению проходить программы профессионального обучения. Особенно важно отметить, что в системе дистанционно обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время построенная система дистанционного обучения уже перерастает рамки системы профессионального образования. Вообще мы планируем создать единую общегородскую систему дистанционного образования.
— Давайте немного отвлечёмся от информатизации. А какой проект для вас любимый, не приоритетный для дела, а именно тот, который больше всего нравится?
— К сожалению, моя работа руководителя государственного центра не позволяет проявлять чувства к неприоритетным для дела проектам. Но если мы заговорили о проекте, который я считаю наиболее интересным для города на сегодняшний день, то это проект комплексной многоцелевой системы «Карта учащегося». Реализация этого проекта включает в себя: организацию льготного проезда школьников на общественном транспорте, контроль доступа учащихся в здания образовательного учреждения, автоматизацию процесса расчёта за школьное питание. С помощью «Карты учащегося» проще организовать учёт и анализ использования учебных библиотечных фондов, доступ к электронным сервисам, таким как «Электронный дневник» и «Электронный журнал». И это только сервисы, находящиеся на поверхности, потенциал проекта огромен!
В целом опыт работы в Москве по созданию системы поддержки процессов информатизации, инновационных технологий через создание городских многопрофильных организационно-методических и технологических ресурсных центров, имеющих в своём составе квалифицированных специалистов и инновационную ресурсную базу, позволяет не только держать ситуацию с использованием современных информационных технологий под контролем, но и эффективно выстраивать работу системы образования региона по целому ряду приоритетных направлений и перспектив, разрабатывать новые инновационные проекты, не останавливаясь на достигнутом.
Информационно-аналитический центр Департамента Образования г. Москвы создан в 1993 году. ИАЦ осуществляет информационно-аналитическую и технологическую поддержку развития системы образования г. Москвы.
Основными задачами работы ИАЦ являются организация и реализация мероприятий городских целевых программ «Столичное образование», «Электронная Москва», «Рабочие кадры», а также приоритетного национального проекта «Образование».
ИАЦ вырабатывает стратегию развития и внедрения средств информационных технологий, осуществляет комплексную информатизацию системы образования Москвы.
Центром проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проблемам образования, информационных технологий, по созданию и актуализации информационных ресурсов, разработке и внедрению инновационных решений (см. http://www.iacedu.ru).
Основными задачами ИАЦ являются:
– информатизация образования;
– автоматизация управления; управление мультисервисной корпоративной сетью, проектная интеграция;
– информационно-аналитическая работа;
– технологическая модернизация системы НПО/СПО;
– создание городской системы профориентации;
– деятельность в области технологий НТТМ.
Правительство Москвы в лице Департамента образования одним из первых начало работу по созданию единой образовательной информационной среды города (ЕОИС). В регионе эта работа ведётся уже больше 15 лет. Ещё за два года до начала реализации нацпроекта «Образование» абсолютное большинство школ столицы было подключено к высокоскоростному Интернету. В кратчайшие сроки достигнут современный уровень оснащения средствами информационных и коммуникационных технологий, проведено насыщение образовательных учреждений программным обеспечением, цифровыми образовательными ресурсами и контентом. Мультисервисная корпоративная сеть объединила все общеобразовательные учреждения, колледжи и вузы, всю систему управления столичным образованием в единое электронное пространство. Создана совокупность информационных систем на всех уровнях, среда информационной открытости — сайты органов управления и школ.
Сегодня уровень информатизации системы образования возрос настолько, что без продуманной стратегии её развития дальнейшее движение вперёд будет просто бессмысленным расходованием ресурсов. Поэтому одна из важных задач управления системой образования — выстроить приоритетность дальнейших шагов с учётом чётко сформулированных потребностей и перспективы инновационного развития.