Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Педагогический институт ЮФ: интеграция инноваций №4(4), 2009 год

Наталья Кириллова

Педагогический институт Южного федерального университета своими корнями восходит к Варшавскому Русскому Императорскому университету, основанному в 1869 году. В 1915 году университет был эвакуирован в Ростов-на-Дону, где получил название Северо-Кавказский Университет. В 1930 году из его состава был выделен государственный педагогический институт, за эти годы ставший одним из ведущих педагогических вузов Юга России.

За заслуги в подготовке педагогических кадров и развитие научных исследований в 1981 году Ростовский государственный педагогический институт (РГПИ) был награждён орденом «Знак Почёта», а в 1993 году преобразован в университет (РГПУ). В декабре 2006 года РГПУ вошёл в состав Южного федерального университета.

В истории вуза запечатлены не только научные достижения, получившие признание у нас в стране и во всём мире, академические традиции, но и судьбы замечательных людей, посвятивших свою жизнь делу воспитания будущего поколения.

Один из старейших российских вузов Педагогический институт Южного федерального университета, продолжая достойные традиции прошлого, сегодня динамично развивается и готовит не только педагогические кадры, но и специалистов новых профессий, востребованных на современном рынке труда. За последние годы ПИ ЮФУ значительно расширил свои горизонты благодаря его руководителю — доктору педагогических наук, профессору, почётному работнику профессионального образования Минобрнауки РФ Владимиру Марееву.

— Наш институт занимает лидирующее положение в педагогическом образовании в ЮФО, — говорит Владимир Иванович. — Это многопрофильный научный и образовательный центр с мощным научным потенциалом, использующий в учебном процессе новейшие методики, технологии обучения и современную компьютерную технику. Инновации в образовательной и научной деятельности оказываются взаимосвязанными, проникают друг в друга, интегрируются. Сегодня Педагогический институт ЮФУ — это 10 факультетов, где успешно работают 50 кафедр, на которых преподают 11 академиков и членов-корреспондентов РАО и других академий России, 90 докторов и 414 кандидатов наук. Значительно укрепились докторантура и аспирантура института. В настоящее время в докторантуре обучается 41 человек, в аспирантуре — 362 человека. За последние три года сотрудниками института защищены 21 докторская и 64 кандидатские диссертации.

В Южном федеральном округе всего три педагогических университета, и поскольку Педагогический институт ЮФУ находится в южной столице, это обязывает нас в своей деятельности исследовать, обосновывать и решать фундаментальные задачи образования в регионе. Мы являемся вузом, интегрирующим инновации в общем среднем, среднем профессиональном педагогическом, высшем профессиональном педагогическом образовании. В частности, ПИ ЮФУ возглавляет ассоциацию образовательных учреждений Ростовской области «Педагогическое образование», на нашей базе открыт филиал Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (МИСиСа); в течение пяти лет на базе ПИ ЮФУ на бюджетной основе повышают квалификацию руководители муниципальных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования. Функционируют три докторских диссертационных совета, в которых соискателями из вузов ЮФО и Ростовской области ежегодно защищается свыше 80 кандидатских и докторских диссертаций.

Результаты научных исследований публикуются в журнале «Известия ЮФУ. Педагогические науки», который входит в список ВАК. В образовательный процесс внедряются разработанные в научных исследованиях инновационные идеи организации обучения и воспитания студентов, развития их научноисследовательской деятельности. Особое значение имеет реализация стратегии франдрайзинга, коммерциализация научных достижений преподавателей и студентов, которые участвуют и побеждают в конкурсах различного уровня.

По нашей инициативе в Южном федеральном округе организован Совет по педагогическому образованию, разработана Программа действий по обеспечению кадрами педагогического профиля образовательных учреждений в ЮФО.

Мы ориентированы на подготовку специалистов в сфере образования, соответствующих международным стандартам, поэтому стремимся осуществлять профессиональную подготовку в Болонском формате. Особое значение мы придаём качеству профессиональной подготовки специалиста и качеству профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава вуза. Поскольку одной из основных характеристик образования в мире является его непрерывность, то в Педагогическим институте ЮФУ достаточно внимания уделяется развитию системы дополнительного образования. Одно из его направлений — повышение квалификации, здесь мы работаем с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, с Ростовским областным министерством по физической культуре, спорту и туризму, с различными организациями, с отдельными гражданами. Второе направление — это профессиональная переподготовка по программам «Иностранный язык и межкультурная коммуникация», «Перевод/ Преподавание».

Сегодня у нас значительно расширен спектр направлений, специальностей и специализаций. Мы готовим учителей русского языка и литературы, иностранных языков, химии, биологии, математики, информатики, истории, физической культуры, изобразительного искусства, начального образования, педагогов-психологов и специалистов по дошкольному образованию. Большой интерес вызывает профессиональное образование (автомобили и автомобильное хозяйство). В то же время в Педагогическом институте можно получить непедагогические специальности логопедов, переводчиков, тренеров, менеджеров по туризму и специалистов PRтехнологий, теологов, менеджеров организаций. Об актуальности реализуемых специальностей говорит тот факт, что значительное количество абитуриентов ежегод-, но поступают в ПИ ЮФУ на коммерческой основе.

— Владимир Иванович, в сентябре президиум Российской академии художеств поддержал инициативу художников и педагогов о создании Южного отделения PAX на базе Педагогического института Южного федерального университета.

— Это так. В ближайшее время осуществится давнее желание творческой научно-педагогической общественности нашего округа стать полнокровной частью академического художественного сообщества страны в сфере изобразительного искусства. Главным фактором принятия президиумом Академии позитивного решения стало наличие в регионе научно-педагогических школ, так как Российская академия художеств всегда была высшей ступенью художественного образования. В состав PAX входят старейшие в стране художественные вузы: Государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова в Москве и Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Н.Е. Репина в Петербурге.

В Соглашении о намерении создать Южное отделение PAX мы определили базовые для нового научного учреждения учебные заведения: факультет изобразительного искусства Педагогического института ЮФУ, Институт архитектуры и искусств ЮФУ, Краснодарская художественно-промышленная академия, факультет искусств Северо-Осетинского госуниверситета. Эти образовательные структуры обладают значительным кадровым потенциалом. В 2008 году на кафедре состоялся второй выпуск по академической специальности «Живопись». Открыт приём на специальность «Графика». В планах — открытие специальности «Скульптура». Южное отделение PAX будет способствовать консолидации всех художников Юга России, повышению статуса художника-педагога в регионе. Таким образом, на Юге России завершится цикл художественного образования: детская художественная школа — училище — университет — творческая мастерская.