Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Спасенье — в учении №3(3), 2009 год

Татьяна Тебенихина

Современная гуманитарная академия занесена в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире вуз-телекомпания и самая большая образовательная сеть, охватывающая 14% суши планеты. Численность студентов СГА составляет 13% от числа всех студентов российских негосударственных вузов, а по ценовой доступности образования Академия находится на первом месте (данные независимого агентства «РейтОР»). Деятельность академии осуществляется на основании лицензии № 0710, государственная аккредитация № 2027, имеется сертификат ISO 9001:2000. Президент академии Михаил Петрович Карпенко, отвечая на вопросы нашего корреспондента, остановился лишь на некоторых направлениях учебной работы, связанных с выполнением социального заказа общества, — это применение информационных образовательных технологий для обучения осуждённых.

Михаил Петрович, вы лауреат премии Правительства РФ в области образования «За разработку научно-методических и организационно-технических основ Федеральной университетской сети дистанционного обучения для учебных заведений высшего профессионального образования». Какие составляющие обусловили саму возможность продвинуть эту идею?

— Прежде всего, уверенность в избранном алгоритме действий. Будущее образования — за информационно-коммуникационными технологиями. Мы — крупнейший вуз не только России, но и Европы. Обучение в СГА строится на основе информационно-спутниковой телекоммуникационной образовательной технологии, которая предоставляет возможность получить качественное высшее образование студентам любого возраста, независимо от того, где они проживают. Вот уже ряд лет мы реализуем на практике образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий в полном объёме.

— Директор ФСИН Юрий Калинин не раз говорил о праве осуждённых на высшее образование. Известный общественный резонанс получило двустороннее соглашение, заключённое между ФСИН и СГА, предмет которого — организация дистанционного обучения осуждённых. Такой подход стал возможным исключительно благодаря внедрению дистанционных форм обучения?

— Безусловно, без наличия такой базы идея не смогла бы состояться. Но предпосылки прежде всего в том, что уголовно-исполнительная система России сегодня переживает процесс реформирования. Пенитенциарные учреждения при активной поддержке государства переориентируются в центры социальной реабилитации. В этой связи и создаётся гибкая система профессиональной подготовки заключённых. Развиваются заочные и дистанционные формы их обучения в высших учебных заведениях. Сама возможность обучения становится для этих людей дверью в настоящий мир, в котором существует прекрасная альтернатива преступлению. Учёба раскрывает потенциал человека, направляет его на истинный путь. Практика показывает, что заключённые, прошедшие обучение, в 5–6 раз реже становятся рецидивистами, а наше общество в связи с этим оздоравливается.

— Выбор вашего вуза для проведения в жизнь этого принципа, кстати, закреплённого в конституции, видимо, не случаен?

— Наша академия имеет свои центры доступа во множестве городов всех субъектов РФ, что позволяет осуждённым продолжать своё обучение в её отделениях и после освобождения. Поэтому каждый третий осуждённый, обучающийся в вузах, — студент Современной гуманитарной академии. Наша конкурентоспособность очень высока, поскольку СГА — единственный российский вуз, который применяет информационно-коммуникационные образовательные технологии, базирующиеся на спутниковой связи. Мы выстроили чёткую, отлаженную систему обучения студентов, которая используется не только в нашей стране, но и за рубежом. Даже в международной деятельности у нас практически нет конкурентов. И всё это благодаря применяемым нами информационным технологиям, за которыми, я уверен, будущее. То, что мы с вами привыкли называть традиционным образованием, постепенно устаревает. Лекционно-семинарский метод описал ещё Ян Амос Коменский в 1649 году в своей книге «Великая дидактика». На тот момент это была передовая система, поскольку ни спутников, ни телефонов, ни телевидения, ни радио, ни компьютеров не было и в помине. Но сейчас, когда всё это появилось, не использовать такие ресурсы в образовательном процессе совершенно непростительно. Сейчас в обществе чрезвычайно популярна идея непрерывного образования. Непрерывное образование — основной инструмент для создания так называемого «общества знаний», то есть общества, основанного на знаниях. ЮНЕСКО предлагает к использованию новую формулу: «Вместо образования на всю жизнь — образование через всю жизнь». И я с этой формулой полностью согласен. Непрерывное образование предполагает обучение на месте постоянного проживания. И здесь не обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

— Намереваетесь ли вы расширять рамки программы обучения заключённых?

— Этой теме был посвящён международный видео-семинар, прошедший осенью прошлого года и обсудивший тему «Высшее образование в пенитенциарной системе с использованием дистанционных образовательных технологий». В настоящее время у нас 1500 студентов, отбывающих срок в местах не столь отдалённых. Внимательно рассматривая и адаптируя опыт зарубежных стран, мы расширяем рамки этой программы. Мы чувствуем свою моральную ответственность перед обществом: наши современные образовательные технологии должны служить оздоровлению общества. Обучение, проводимое по оригинальным методикам, не даёт осуждённому почувствовать изоляцию от внешнего мира и собственную ненужность, отчуждение. Все учебные материалы, за исключением издаваемых в СГА компактных учебников, имеют вид мультимедийных курсов: слайд-лекции, обучающие компьютерные программы, учебные фильмы, консультации, тесты. Весь объём учебных материалов на семестр поступает в цифровом формате по спутниковым каналам связи через приёмную антенну с сервера СГА в Москве на сервер учебного центра в исправительном учреждении. Каждый компьютер в учебном классе связан посредством локальной сети с сервером, но не имеет возможностей связи с каким-либо приёмным устройством вне класса. Информационное обеспечение учебного процесса абсолютно безопасно. Для организации обучения осуждённых СГА предоставляет собственную оргтехнику, а система скидок по оплате учитывает экономическое развитие региона, в котором расположено исправительное учреждение.

— Занимаетесь ли вы просвещением родственников осуждённых, информируя о возможностях обучения их близких, которые оказались в тюрьмах и колониях?

— Да, для этого используются широкие возможности масс-медиа. У нас есть собственный образовательный канал (СГУ ТВ), имеющий общероссийский статус. Мы намерены совместно со ФСИН пропагандировать опыт работы нашего вуза, рассказывать о своих программах, о тех, кому дистанционное образование помогло выжить в тюрьме и состояться на воле.

— Всё ли благополучно с источниками финансирования вашей деятельности, столь актуальной и необходимой для стабильности общества?

— Наша академия предоставляет для осуждённых существенные льготы по оплате обучения, на уровне 30% от полной его стоимости. Увы, но пока государство, в лице органов управления образованием, а также бюджетными деньгами, не помогает решению этих социально значимых задач.

— Есть ли проблемы с аттестацией студентов-заключённых?

— Образовательный процесс подчас тормозится по той причине, что заключённые, начиная дистанционное обучение, не могут беспрепятственно его завершить из-за трудностей с прохождением государственной аттестации. Это связано с требованием проводить аттестацию в лицензированных зданиях, которых нет в пенитенциарных учреждениях. Несмотря на все трудности, Современная гуманитарная академия гарантирует предоставление высококачественного образования столичного уровня по месту пребывания всех своих студентов.