Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Шанс начать жизнь заново №3(3), 2009 год

Татьяна Тебенихина

В интервью нашему журналу полковник внутренней службы, начальник отдела ФСИН России Валерий Жирнов делает акценты на воспитательный эффект образования. Этот метод в работе пенитенциарной службы стал показательным. Наказание не должно сломить волю человека и закрыть перед ним перспективы достойной жизни.

Валерий Алексеевич, идёт реформа уголовно-исполнительной системы. Всё больше внимания общество уделяет судьбе заключённых, которых не должно озлобить и унизить наказание. Действительно, после тюрьмы человек выходит на свободу. И нам небезразлично, каким он станет для нас соседом. Что конкретно предпринимается для гуманизации пенитенциарной системы?

— Одно из приоритетных направлений нашей деятельности — организация общеобразовательного обучения осуждённых. Сегодня в исправительных учреждениях открыто 309 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 482 учебно-консультативных пункта (УКП). В том числе 233 школы и 309 УКП — в исправительных колониях, 11 школ и 31 УКП — в лечебных исправительных учреждениях, одна школа и четыре УКП — в тюрьмах. Работают школы и УКП и в следственных изоляторах, в воспитательных колониях.

Продолжается работа по дальнейшему расширению сети образовательных учреждений в нашей системе. Так, в 2008 году было открыто восемь школ и 35 УКП в ряде регионов страны. В этой деятельности мы объединяем силы с органами управления образованием субъектов РФ. В отдельных регионах страны обучаются практически все молодые осуждённые в возрасте до 30 лет, нуждающиеся в получении общего образования.

— Вы озабочены повышением качества и доступности образования?

— Безусловно. Именно поэтому в школах и профучилищах нашего ведомства внедряются новые образовательные технологии. В рамках приоритетного нацпроекта «Образование» 327 школ при исправительных учреждениях подключены к сети Internet. Уже не вызывают удивления современная обучающая техника и компьютеры, которыми оснащены классы. С осуждёнными работают около шести тысяч преподавателей, практически все они — с высшим образованием (96,5%).

— Вы можете поделиться интересным опытом работы школ, открытых в колониях?

— У нас немало новаций. Так, в Чувашии, в ИК-4 ежегодно определяется Учитель года. Деятельность ряда школ широко известна в стране. Школа при ИК-5 (Владимирская область) стала участником первого национального учредительного съезда международного общественного движения «Добрые дети мира». Школе вручён диплом за лучший социальный проект по нравственному воспитанию учащихся. Директор этого учебного заведения Л.А. Александрова избрана членом-корреспондентом Академии общественных наук. Налажено сотрудничество педагогического коллектива школы ИК-1 (Ярославская область) со студентами Ярославского театрального института. Ученики старших классов приняли участие в городском конкурсе компьютерной графики, посвящённом 1000-летию Ярославля. Среди них были дипломанты. На базе УКП при ИК-3 (Иркутская область) действует корреспондентский пункт газеты колонии. Работает клуб «Лингвист», факультативы по углублённому изучению английского и немецкого языков, музыкально-поэтический клуб «Надежда», которым руководит композитор О. Горбовская. В колонии организуются концерты солистов Иркутской филармонии, выступления студентов театрального училища. В школе при ОИК-36 (Красноярский край) работает немало кружков и факультативов: клубы любителей кино, «Шедевры русской живописи», переплётная мастерская. В школе при ИК-22 в рамках проекта «Здоровье женщины — здоровье нации» выпускается журнал «Школьные окна». А в ИК-1 (Тамбовская область) работает кукольный театр «Резонанс» под руководством учителя истории Г.И. Трифоновой. За год они поставили семь пьес. Осуждённые своими руками изготовили декорации и кукол. Преподаватели школ и УКП исправительной системы Томской области проводят внеурочные мероприятия по правовой подготовке учащихся, преодолению криминального сознания средствами литературы и искусства, воспитанию нравственных качеств на основе христианских ценностей.

— Валерий Алексеевич, плодотворным может быть также сотрудничество педагогов и психологов, работающих непосредственно с заключёнными.

— Такое сотрудничество крепнет и развивается, принося свои плоды. Психологи исправительных колоний Тульской области вместе с педагогами проводят исследования социально-психологического климата в классах осуждённых. По результатам исследований психологи проводят консультации для педагогов, дают рекомендации по индивидуальной работе с осуждёнными. В школе при ИК-6 (Омская область) проводят диагностические исследования учащихся, результаты которых обобщаются на психолого-педагогических консилиумах. Это даёт возможность подойти к каждому заключённому индивидуально. На уроках используются методы развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся. В 2008 году школе присвоен диплом лауреата регионального конкурса.

— Вы рассказываете об интересном опыте, о своих достижениях. Однако наши читатели, наверняка, усомнятся в утверждении, будто у вас отсутствуют проблемы.

— Проблемы, безусловно, есть. Но важно выработать к ним позитивное отношение: каждый нерешённый вопрос должен служить стимулом к дальнейшей работе. Педагоги некоторых регионов сетуют на нехватку учебников, слабую обеспеченность школ дидактичес-кими материалами, наглядными пособиями, видеои компьютерной техникой. А в некоторых исправительных колониях Республики Коми, Пермского края, Архангельской и Свердловской областей нет ни одной школы. Последствия этого — в прошлом году почти 16 тысяч молодых осуждённых до 30 лет «не сели за парты». Такая ситуация сложилась из-за нежелания руководителей ряда субъектов РФ открывать новые школы при исправительных учреждениях. А между тем абсолютное большинство осуждённых — жители этих регионов.

— Если смотреть далее, в перспективу, то нынешний осуждённый, пройдя в колонии курс наук, сможет значительно легче адаптироваться на воле?

— Совершенно верно, именно эта задача и стоит перед нами. После освобождения человек может продолжить учёбу. А в условиях изоляции от общества занятия помогают с пользой провести это нелёгкое время, которое становится тяжёлым испытанием для оступившегося человека.

— В исправительных колониях, при желании, сейчас можно даже высшее образование получить?

— Если срок велик — то можно пройти весь курс института и выйти на волю с дипломом. Тем же, у кого не столь строгое наказание, можно начать учёбу за решёткой, а продолжить — уже на свободе. В процессе обучения у нас используются комплексные занятия, тренинги, компьютерные информационные технологии.

— Как организована учёба заключённых по вузовской программе? В колонии, полагаю, трудно открыть филиал института?

— В исправительных учреждениях (ИУ) организовано дистанционное обучение осуждённых в образовательных учреждениях высшего и среднего профобразования. По этой системе учатся более 1,6 тыс. человек. Так, осуждённые ИУ Мурманской области заочно обучаются в Современной гуманитарной академии (СГА), Московском инженерно-физическом институте, Русской духовной семинарии. Осуждённые, отбывающие срок наказания в Тюменской области, учатся в Тюменском государственном нефтегазовом университете, Открытом институте Израиля. И эти примеры не единичны. Учителя ИК-5 ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области организовали подготовительные курсы для абитуриентов высших учебных заведений. В школе при ИК-10 (Саратовская область) осуществляется дополнительное образование осуждённых с подготовкой в профильных группах «Пользователь персонального компьютера» и «Дизайнер-оформитель».

— Существенный вопрос: кто платит за обучение заключённых в институтах и колледжах?

— За обучение должен заплатить сам студент или его семья. Однако в процессе развития системы заочного обучения осуждённых выяснилось, что у многих нет средств на оплату учёбы. Поэтому в масштабах одной исправительной колонии так трудно укомплектовать учебные группы. Кроме того, в соответствии с действующими нормативными документами Мин-обрнауки России экзамены принимаются только в образовательном учреждении, выезд экзаменационной комиссии для приёма экзаменов запрещён, а выезд самих осуждённых для сдачи экзаменов уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрен. Также не допускается приём экзаменов посредством использования электронных средств связи. Значит, назрели изменения, которые надо вносить в нормативные правовые акты Минобрнауки России.

— Исправительные учреждения всё более и более начинают трансформироваться в центры социальной адаптации осуждённых. Благодаря каким условиям стали возможны эти перемены?

— Прежде всего, нам помогает взаимодействие с органами исполнительной власти и управления образованием субъектов Российской Федерации, а также с общественными организациями и объединениями. Дополнительные возможности укрепления материально-технической оснащённости учреждений предусмотрены Федеральным законом «Об общественном контроле над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

— И завершая нашу беседу, хочу поинтересоваться, какие планы вы намечаете?

— Мы направили основное внимание на подготовку к проведению Года учителя, который стартует в будущем году. Из текущих дел — не прекращается работа по дальнейшему расширению сети общеобразовательных школ в пенитенциарной системе, укреплению их материально-технической базы. Мы намерены и впредь сотрудничать с Минобрнауки России, Рособразованием по использованию в работе передовых методов обучения и воспитания осуждённых. Конечно, продолжится компьютеризация школ, учащиеся получат более широкий доступ к образовательным программам в сети Internet.

Президент России Дмитрий Медведев в своём послании Федеральному собранию назвал школьное образование одним из определяющих этапов жизни каждого человека, залогом не только его индивидуального успеха, но и долгосрочного развития всей страны. Президент поддержал идею объявить в России грядущий 2010 год Годом учителя.

Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что «в государстве, где не уделяют должного внимания образованию, царят преступность и социальные потрясения». Французский просветитель Дидро отмечал, что «образование придаёт человеку достоинство».

В Законе РФ «Об образовании» закреплено право всех граждан страны на получение общего и профессионального образования.

Федеральный уголовно-исполнительный кодекс рассматривает профессиональную подготовку как основное и эффективное средство исправления осуждённых.