Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Приоритеты НПО и СПО в модернизации системы профессионального образования №3(3), 2009 год

Раиса Емельянова

5 мая в Москве состоялся очередной V Съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России. Приветственное слово участникам съезда направили президент России Дмитрий Медведев и председатель Правительства России Владимир Путин. С докладом на съезде «Приоритеты развития НПО и СПО в повышении качества подготовки кадров для современной экономики» выступил президент Союза директоров средних специальных учебных заведений В. Дёмин.

В работе съезда приняли участие и выступили министр образования и науки А. Фурсенко, губернатор Нижегородской области В. Шанцев, президент Российского союза ректоров В. Садовничий, председатель Комитета по образованию Государственной думы РФ Г. Балыхин, руководитель Федерального агентства по образованию Н. Булаев, более 50 директоров.

По словам президента Союза директоров ссузов России Виктора Дёмина, съезд собрался в такое время, когда определяется будущее страны. «Известно, что в кадровой структуре различных отраслей высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена составляют от 60 до 85%, а в сфере услуг — более 90%, — констатировал он. — Их роль как „ человеческого капитала“ развития и дальше будет расти. К примеру, в стратегии здравоохранения до 2020 года предусмотрено довести соотношение врачей к среднему медицинскому персоналу от 1 : 2 до 1 : 8».

«Профессиональное образование всегда было одним из факторов экономической мощи государства», — подчеркнул В. Дёмин.

С учётом нынешнего состояния экономики съезд обсудил и сформулировал предложения о приоритетных направлениях развития начального и среднего профессионального образования, предложил меры по урегулированию ситуации на рынке труда, повышению качества кадрового потенциала, способного повлиять на подъём и развитие современной экономики страны.

Проведение съезда совпало с 10-летием создания Общероссийской общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России».

О работе Российского союза директоров ссузов, о принятых на съезде решениях, о той роли, которую сегодня играют учреждения начального и среднего профессионального образования в решении задачи подготовки кадров для различных отраслей экономики РФ, наш корреспондент беседует с президентом Союза директоров ссузов России Виктором Дёминым.

— Виктор Михайлович, расскажите о том, что собой представляет сегодня общественный профессиональный союз, который вы возглавляете.

— Наша организация объединяет руководителей учебных заведений, среди которых каждый шестой — доктор наук, каждый третий — кандидат. За прошедшие 10 лет со дня образования во всех регионах страны были созданы свои советы, работают 15 отраслевых ассоциаций, ставших составной частью государственно-общественной формы управления профессиональным образованием. Союз вырос не только количественно, но и качественно. Только в дни подготовки к съезду были созданы две новые ассоциации учебных заведений города Москвы и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений. Более 500 директоров этих организаций решили войти в состав Союза. Такое же решение выразили директора ассоциаций начального профессионального образования. При реализации этого решения Союз директоров РФ объединит почти 75%, или более пяти тысяч руководителей учебных заведений НПО и СПО России. Это позволит ему стать самой многочисленной общественной организацией в образовании и повысит его роль в формировании и реализации государственной политики в сфере профессионального образования.

— Коль в ваш Союз директоров средних специальных учебных заведений России всё время много желающих вступить, это действительно свидетельствует о его большом авторитете в отрасли НПО и СПО. Но полагаем, что этот авторитет ваша организация завоевала конкретными делами и конкретной помощью своим членам?

— Действительно, в прошедшие годы многие из принятых Министерством образования и науки РФ, Рособразованием, Рособрнадзором решения в области профессионального образования готовились и принимались при нашем активном участии. Нам удалось выстроить отношения с главным действующими лицами рынка труда, работодателями, Российским союзом предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и их структурами в регионах. Сформированы механизмы взаимодействия, отвечающие современному характеру экономики.

Кроме того, мы уделяли большое внимание вопросам развития образовательного законодательства, проводя конструктивную работу с комитетами палат Федерального собрания. Союз директоров средних специальных учебных заведений России тесно взаимодействовал с Российским Союзом ректоров. При этом всегда получал необходимую помощь и поддержку со стороны ректорского корпуса, президента Российского союза ректоров, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президента РАН — академика Виктора Антоновича Садовничего. Мы также удовлетворены тем, что показатель состояния НПО и СПО стал одним из основных в определении Министерством регионального развития РФ федерального рейтинга регионов в реализации социально-экономического развития.

— Виктор Михайлович, в конце 90-х годов, когда создавалась ваша общественная организация, ситуация на российском рынке профессионального образования была крайне непростой. Неопределённость в управлении учреждениями начального и среднего профессионального образования, их недофинансирование. По сути, над учреждениями начального и среднего профессионального образования висела реальная угроза ликвидации. Однако по-прежнему в кадровой структуре различных отраслей высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена составляют от 60 до 85%, а в сфере услуг — более 90%.

— Без ложной скромности скажу, что мы, директорский корпус — руководители ссузов РФ, в немалой степени способствовали не только сохранению систем НПО и СПО, но и их развитию. Также приоритетный национальный проект «Образование», объединивший усилия государства, работодателей, учебных заведений в инновационной подготовке кадров, во многом позволил сформировать новое лицо профессионального образования.

— Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, подробнее, в чём суть этого нового лица профобразования?

— Это прежде всего новые технологии, новый информационный ресурс обучения и управления. Широкая академическая свобода, новая экономика и правовая база. Появились вариативные типы и виды учебных заведений, социальное партнёрство и ориентация обучения на внешнюю среду. Более 150 международных и региональных ресурсных центров стали научно-методическими площадками инновационного развития.

Что ещё интересно — наш Союз организовал системную работу по международному сотрудничеству. Более 20% техникумов и колледжей сегодня работают по прямым связям с зарубежными учебными заведениями. С 2003 года впервые в истории российской профессиональной школы Союз стал полноправным членом Европейской ассоциации профессионального образования IFVET, а многие колледжи — коллективными членами международной ассоциации IVETA. Созданы хорошие условия для вхождения России в Копенгагенский процесс. Всё это позволило более полно и качественно ответить на потребности рынка труда.

— Виктор Михайлович, насколько способны учреждения НПО и СПО обеспечить новое качество выпускников в современных условиях финансово-экономического кризиса? И будет ли на них спрос в нынешних непростых условиях на рынке труда? Я имею в виду, конечно же, высокий уровень безработицы, повсеместное сокращение рабочих и специалистов.

— Мы представляем реальную ситуацию, складывающуюся на рынке труда. Но я считаю, что кризис — это не только время потрясений, но и время больших возможностей для качественных изменений профессионального образования. Вот и нынешняя финансово-экономическая ситуация подстегнула учебные заведения к более активному внедрению инноватики в свою работу, к расширению социального партнёрства, особенно по линии служб занятости. В итоге за первый квартал 2009 года в наших учебных заведениях было обучено по направлению служб занятости более 300 тысяч человек. В общем, все начинают осознавать, что в условиях демографической ситуации и конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто первым учтёт интересы работодателей. Принцип: обучение граждан в течение всей жизни — должен отныне стать доминирующим в работе учебных заведений. Такова мировая тенденция.

— В общем, вы не сомневаетесь, что спрос на работников с начальным профессиональным и средним специальным образованием, которые готовятся в системах НПО и СПО, сохранится, несмотря ни на какие сложности в отечественной экономике?

— Если во многих секторах экономики нет кризиса перепроизводства, скорее, они сворачивают прежние объёмы производства из-за падения покупательской способности, то в профессиональном образовании ситуация не столь однозначная. С одной стороны, мы испытываем кризис перепроизводства кадров, с другой — недопроизводства. Кроме того, в обществе сохраняется низкий престиж рабочих профессий и специалистов среднего звена. Как следствие — их явный дефицит, сегодня мы только на 30–40% закрываем потребность в таких кадрах. Особенно остро нехватка рабочих и специалистов среднего звена ощущается в базовых отраслях экономики. Но при этом лишь 40% выпускников работают по специальности. Конечно, есть проблемы и в самих системах НПО и СПО. Это сохраняющаяся деформация структуры и объёмов подготовки, устаревшая ресурсная база обучения, не позволяющая внедрять самые современные технологии и методы обучения. В итоге качество подготовки выпускников, их профессиональная компетенция не всегда соответствуют ожиданиям работодателей.

— Каким образом, по вашему мнению, можно решить эти проблемы?

— Мы понимаем, что в нынешних условиях говорить о целостной кардинальной реформе систем НПО и СПО невозможно. Но довести нам до логического завершения уже принятые Правительством РФ решения нужно, и это возможно. Необходимо поддержать и развить новые модели профессионального образования, направленные на позитивные изменения. Видимо, речь должна идти о приоритетах среднесрочного стратегического развития с учётом международного опыта наших коллег, действующих в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Такими приоритетами могли бы стать меры по совершенствованию воспитательной роли и качества подготовки молодых специалистов, структуры и содержания образования, экономических механизмов, законодательной и нормативной базы, кадрового потенциала. Работа в этих направлениях позволит сделать важный шаг в повышении качества подготовки кадров. Но многое будет зависеть от того, насколько заинтересованно подключатся к решению кадровых проблем своих предприятий бизнесмены, руководители промышленных предприятий, — работодатели.

— Какие меры по поддержке студентов в условиях финансово-экономического кризиса принимаются в учреждениях профессионального образования систем НПО и СПО?

— Учебные заведения, как отметил президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, существуют в первую очередь для студентов. Эту позицию мы целиком разделяем. Руководители учреждений НПО и СПО не допускают свёртывания ранее действовавших социальных программ. Дополнительно предложено приостановить рост стоимости обучения студентов и ввести гибкие формы оплаты, просить Минфин снять все ограничения на использование стипендиального фонда на проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий со студентами, на их питание независимо от сроков обучения. Также мы внесли предложение разрешить уменьшение стоимости обучения студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично», в том числе в филиалах. И не рассматривать эту меру поддержки студентов и их родителей как финансовое нарушение и как материальную выгоду при налогообложении.

— Как вы уже упомянули, с каждым годом растёт конкуренция с вузами за абитуриентов. За счёт чего вы её пока удерживаете? Или уже не выдерживаете?

— В условиях полной доступности высшего образования — на 1 тыс. мест в вузах приходится более 400 выпускников — необходимо уже государственное регулирование направлений дальнейшего обучения школьников. Демографическая ситуация должна в корне менять и нашу работу со школой в рамках профильного обучения. Спад приёма на обучение в училищах и в средних специальных учреждениях профессионального образования будет продолжаться. Но чересчур широкая доступность молодёжи к высшему образованию может привести к серьёзным кадровым проблемам, прежде всего на промышленных предприятиях, в федеральных учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров технического профиля. Поэтому необходима, как мы считаем, переориентация школы на получение выпускниками только высшего образования.

— К сожалению, ещё в советские времена в обществе существовало мнение о том, что те же ПТУ рассчитаны на девиантных детей, а также из малообеспеченных семей, в которых родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок как можно быстрее начал приносить в дом деньги. Сегодня ситуация изменилась?

— Статистика полностью опровергает бытующее и сегодня мнение о том, что в училищах, техникумах, колледжах учатся самые слабые выпускники школ, которым не по плечу обучение в вузах. Вопреки этому мнению, идёт объективный процесс всё большего принятия молодёжью, причём из самых различных социальных слоёв, других представлений об успешности, о целях в жизни. Всё больше молодых людей приходит к выводу, что успех в жизни — это не только диплом, полученный в престижном вузе, но и настоящее профессиональное мастерство. И это позитивное настроение молодёжи надо всячески поддерживать, тем самым разрушая вредную для всех идею «кастовости» профессиональной структуры. Тем более что в нынешней экономической ситуации амбициозные желания выпускников иметь высокую зарплату при недостаточной компетенции практически уже невозможно реализовать. Неудивительно, что мы всё чаще сталкиваемся с вопросами молодых людей и их родителей о качестве подготовки специалистов, об их соответствии требованиям рынка труда, о гарантиях трудоустройства.

В этой ситуации логично и нам пересмотреть уровневую систему профессионального образования НПО и СПО. Практика их интеграции в ряде регионов показала, как единственный вид учебного заведения — колледж становится многоуровневым, многофункциональным учебным заведением, реализующим разные программы профессионального образования, в том числе обучение в течение всей жизни. Отдельные колледжи готовы к проведению эксперимента по реализации программ технологического бакалавриата. Нам нельзя останавливаться на достигнутом уровне развития НПО и СПО. Необходимо отойти и от архаичной терминологии наших специальностей: техник, рабочий… Это уже не отвечает потребностям и интересам молодёжи и работодателей, поднимает престиж в обществе учреждений НПО и СПО. Такие тенденции соответствуют и мировой практике профессионального образования.

— Как вы относитесь к идее создания федеральных колледжей по аналогии с проектом открытия федеральных университетов, который уже реализуется в России?

— Я считаю, что назрела необходимость обсудить и эту идею. Почему нет? Нам тоже нужны лидеры профессионального образования. Получив соответствующий статус и финансирование, федеральные колледжи реально могли бы стать региональными научными методическими центрами отработки государственной политики, инноваций и экспериментов в области НПО и СПО. Сегодня мы просим законодателей ускорить рассмотрение вопроса о включении периода обучения молодёжи в страховой пенсионный стаж.

— Виктор Михайлович, возвращаясь к поводу, послужившему отправной точкой для интервью с вами, как бы вы коротко сформулировали итоги Пятого съезда Союза директоров средних специальных учреждений профессионального образования РФ?

— Участникам съезда удалось главное — предложить меры, которые способны обеспечить российскую экономику на выходе из кризиса квалифицированной, настроенной на постоянное повышение квалификации рабочей силой. Важно также, что съезд поддержал предложения руководителей учреждений, общественных объединений НПО и СПО о слиянии и создании единой общероссийской общественной организации Союза директоров.

— Что же, мне остаётся пожелать вам и вашим коллегам успеха в реализации тех приоритетных направлений развития, которые определил съезд.