Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Современная кузница кадров: 165 профессий, не считая НПО №3(3), 2009 год

Наталья Кириллова

Профессиональный лицей № 30 г. Ухты прошёл славный путь поисков и решений и стал настоящей кузницей кадров для города и республики. Обладающий колоссальными природными ресурсами, динамично развивающийся регион нуждается в рабочих высокой квалификации. В стенах этого учебного заведения как раз и формируется кадровый состав нефтегазового комплекса, строительной индустрии — основы экономики республики. В 2003 году профессиональному училищу № 30 был присвоен статус лицея. Это позволило готовить рабочих с более высокой квалификацией в соответствии с требованиями современного рынка: «Коммерсант в торговле», «Коммерсант на транспорте», «Наладчик деревообрабатывающих станков и оборудования». Наш корреспондент беседует с директором лицея Ростиславом Ивановичем Исаевым.

— Ростислав Иванович, расскажите, специалистов каких профессий готовит ваш лицей?

— Сегодня ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 30» г. Ухты — ведущее многопрофильное образовательное учреждение, обеспечивающее ресурсную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в нашей республике. Лицей ведёт подготовку по 27 профессиям начального профессионального образования и 165 профессиям для нефтяной, газовой, строительной отраслей промышленности, транспорта, торговли и питания.

Миссия нашего лицея — обеспечить качественную подготовку выпускников, востребованных на рынке труда в условиях модернизации профессионального образования, и обеспечить благоприятный нравственно-психологический микроклимат и условия для творческой самореализации и профессионального, личностного и карьерного роста сотрудников.

Стратегия развития профессионального лицея № 30 на 2008–2009 годы — в разработке и воплощении следующих перспективных направлений: внедрение новых технологий в образовательный процесс для обеспечения более качественной подготовки выпускников, востребованных на рынке труда в условиях модернизации профессионального образования; развитие международного сотрудничества лицея с зарубежными компаниями и учебными заведениями, создание системы социального партнёрства, привлечение заинтересованных сторон к взаимодействию с целью создания взаимовыгодных отношений и поступления реальных вложений предприятий в дальнейшее развитие материальной базы лицея; формирование спектра основных и дополнительных образовательных услуг, введение новых профессий НПО и обучение смежным профессиям с учётом потребностей конкретных предприятий в связи с напряжённостью на рынке труда в условиях развития финансово-экономических трудностей Республики Коми и России.

— Что предпринимает коллектив лицея для успешного развития в современной жёсткой конкурентной среде?

— Мы оперативно реагируем на потребности республики в новых кадрах. Ведь оказавшись в конкурентной среде, учебное заведение просто обязано обеспечивать учащихся хорошей профессиональной подготовкой, учитывать изменения на рынке труда. Так, например, учитывая дефицит специалистов, способных работать с современными строительными материалами, мы открыли группы по профессиям «Мастер отделочных и строительных работ» и «Мастер сухого строительства». Немецкая строительная компания Knauf проводит обучение сотрудников нашего лицея работе с современными строительными материалами по новым технологиям. Для этого было приобретено современное оборудование по изготовлению брусчатки, закуплены необходимые инструменты, а также современная штукатурная машина. На базе лицея работает пункт аттестации сварщиков НАКС, который аттестует специалистов сварочного производства, работающих в российских и зарубежных компаниях нефтяной и газовой отрасли. Наш лицей сотрудничает сегодня более чем с 60 предприятиями, и результатом этого сотрудничества является практически полное трудоустройство выпускников.

— Для столь многопрофильной педагогической работы необходим весьма подготовленный коллектив учителей.

— Своими знаниями и профессиональным опытом у нас в лицее делятся с учащимися замечательные наставники — мастера производственного обучения, преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин. Среди них 16 отличников профессионального технического образования РФ, 5 заслуженных мастера РК, 11 почётных работников начального профессионального образования РФ, два кавалера ордена Трудовой Славы III степени, 14 работников, награждённых почётными грамотами Министерства образования и науки РФ. За годы своего существования педагоги лицея подготовили более 17 тысяч специалистов для нефтяной, газовой, строительной, деревообрабатывающей, транспортной отраслей, а также для сферы торговли и бытового обслуживания. Для многих наших выпускников «тридцатка» стала стартовой площадкой для успешной карьеры. Продолжив образование в вузах, они стали инженерами, руководителями предприятий.

— Ростислав Иванович, могли бы вы назвать наиболее перспективные направления развития лицея, учитывая многоотраслевой спектр обучения?

— Лицей № 30 развивается высокими темпами. Сегодня нашему учебному заведению присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Модель перехода ГОУ НПО в государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования с учётом взаимодействия с бизнес-сообществом». Создан центр по развитию лицея. Основные направления работы центра — набор учащихся, выпуск с последующим трудоустройством, управление качеством образования, мониторинг рынка труда, профориентация, участие лицея в конкурсах, проектах, а также связь с общественностью и СМИ. Кроме того, мы ведём целенаправленную работу и по развитию материально-технической базы лицея. Отремонтированы и оснащены новым оборудованием и мебелью столовая, спортивный и актовый залы, вестибюль, этажи и другие помещения. Созданы комфортные условия для обучения и проживания: два современных компьютерных класса, два спортзала, две библиотеки, теннисный зал, профессиональная охрана и видео-наблюдение по всей территории лицея.

Личностный характер определяет цель социальной работы в нашем лицее. Ни одно бюджетное учебное заведение не может сегодня похвастаться достаточным уровнем финансирования, но экономические обстоятельства не должны помешать педагогическому коллективу и учащимся реализовать свои таланты. Поэтому мы предлагаем разнообразные и содержательные формы досуга, отвечающие интеллектуальным и эстетическим запросам учащейся молодёжи. У нас работает интеллектуальный клуб «Фаэтон», набирает силу волонтёрское движение, обрело популярность молодёжное объединение «Перемена». Учащиеся могут в стенах лицея получить не только необходимую материальную помощь, но и определённые авансы для жизненного старта.

Для участников общественной молодёжной организации лицея проводится обучение проблемному проектированию. Проще говоря, проектирование — это изменение окружающего мира при помощи нестандартных решений. Овладение проектной технологией позволит молодым людям улучшить качество жизни всего местного сообщества, поможет адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. В процессе работы учащиеся развивают коммуникативные навыки, учатся общаться не только со сверстниками, но и со многими взрослыми людьми, представителями разных профессий, с формальными и неформальными лидерами города Ухты и Республики Коми.

Система начального профессионального образования постоянно претерпевает изменения. Но неизменным остаётся главное — высокое качество подготовки рабочих кадров для Северо-западного региона России. Коллектив лицея убеждён, что авторитет и престиж «тридцатки» и впредь будет укрепляться. Для этого здесь стремятся сохранить основополагающие ценности: воспитание личности, любовь к Родине, стремление к знаниям и профессионализму.