Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Михайловский колледж: инновации в образовании №3(3), 2009 год

Татьяна Янская

«На земле есть три вечные профессии: лекарь, пахарь и учитель», — так, процитировав писателя С. Соловейчика, начал разговор с нашим корреспондентом директор Михайловского колледжа Владимир Арнаутов. С этими мудрыми словами сложно спорить. Более 18 тысяч выпускников получили путёвку в жизнь за 80-летнюю историю работы колледжа. Можно сказать с уверенностью: независимо от того, какую специальность получали здесь молодые люди, прежде всего им давали качественные знания. Владимир Арнаутов, директор ГОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж», рассказал об уникальном опыте работы вверенного ему учебного заведения.

Страницы истории

…Начало прошлого века принесло много судьбоносных перемен для России, но и в круговерти политических событий потребность в учителях была острой — это и стало причиной создания педтехникума в слободе Михайловке, позднее переименованного в пед-училище, высшее педагогическое училище, колледж, а в 2006 году в профессионально-педагогический колледж. Великая Отечественная война оставила свой след в его истории: многие выпускники и преподаватели ушли на фронт, вернулись не все. А те, кто вернулся, продолжили преподавать, воспитывать подрастающее поколение. Именно в те годы создавалась педагогическая элита образования Волгоградской области. Михайловский колледж дважды становился победителем всесоюзного конкурса среди пед-училищ (тогда в стране их насчитывалось более 600). На его базе прошла первая всероссийская конференция, на которой михайловские педагоги делились с коллегами опытом. Традиции, заложенные на преодоление высокой планки образования, сохраняются до сих пор.

Единое образовательное пространство

В единое образовательное пространство, центром которого является Михайловский колледж, входят два детских сада, две детско-юношеские спортивные школы (среди воспитанников есть чемпионы не только Волгоградской области, но и призёры чемпионатов мира и Европы), Центр детского творчества, станция юных туристов, пять общеобразовательных школ, филиал Волгоградского гос-педуниверситета (обучение по очной и заочной формам ведётся на шести факультетах по семи специальностям), Центр повышения квалификации учителей, Центр культуры и искусств (спектакли «Ромео и Джульетта», «А зори здесь тихие» пользуются успехом у зрителей). В соседних районах действуют педагогические классы и филиал педколледжа. Осенью к ним добавятся ещё шесть сельских школ. Это многоуровневое образование: обучающийся может последовательно проходить все этапы обучения, начиная с детского сада и заканчивая получением диплома о высшем образовании. Как отмечает Владимир Владимирович, есть преемственность и согласование учебных планов различных ступеней и уровней, они не дублируют друг друга: например, учитель начальных классов с углублённым изучением русского языка может продолжить обучение на филологическом факультете и т.п.; это, во-первых, соответствует современным стандартам образования, во-вторых, налицо экономия средств, что в условиях мирового финансового кризиса актуально. К тому же при таком варианте обучения у выпускника гармонично сочетаются практические навыки и теоретическая база высшей профессиональной школы.

Несомненным плюсом такой системы образования является его доступность для сельских жителей 18 районов Волгоградской области. Уникальным опытом работы Михайловского колледжа заинтересовались коллеги — и, по последним данным, по подобной модели работают порядка 8 000 образовательных учреждений различного профиля по всей стране.

Кадры решают всё

Особое внимание уделяется научной деятельности. Работает творческая лаборатория, школа молодых учёных. На базе колледжа ежегодно проходят областные и международные конференции, есть опыт проведения международных семинаров по иностранному языку. Об уровне педагогического мастерства преподавателей говорит такой факт: здесь работают 15 заслуженных учителей России, около 80 сотрудников — специалисты высшей категории. В филиале университета и в колледже преподают около 30 кандидатов наук и порядка 10 профессоров. Совсем недавно под руководством В.В. Арнаутова были защищены три кандидатские диссертации, осенью предстоит защита ещё четырёх. Научные исследования профессорско-преподавательского состава комплекса связаны с разработкой научных основ создания систем непрерывного профобразования, моделей интегрированных многоуровневых систем профориентации, подготовки и повышения квалификации специалиста, отвечающего требованиям современного рынка труда региона, обоснованием концепций и технологий становления учебно-научно-профессионального комплекса как региональной системы непрерывного образования.

В 1998 году Михайловскому высшему педагогическому училищу (колледжу) присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования и науки РФ», который успешно подтверждается на протяжении целого ряда лет. В 2008 году колледж стал победителем Волгоградского областного конкурса «Лучшее предприятие года». На протяжении последних 30 лет в колледже проводится конкурс педагогического мастерства «Сердце отдаю детям». Коллектив преподавателей физической культуры, который объединяет спортивный клуб «Старт», уже около 40 лет является победителем областного конкурса на организацию спортивно-массовой оздоровительной работы. Преподаватели много раз побеждали в областных профессиональных конкурсах.

Директор колледжа В.В. Арнаутов — трёхкратный победитель Всероссийского конкурса «Директор года» в различных номинациях. В этом году Владимир Владимирович стал победителем в номинации «Директор — лидер в развитии инновационной деятельности». И, поверьте, это ещё не все награды и звания, которые были заслуженно присвоены педагогическому коллективу Михайловского колледжа за годы работы.

Экономическая составляющая образования

С момента основания и по настоящее время в колледже имеется своё подсобное хозяйство. На вопрос: может ли быть колледж прибыльным предприятием? — Владимир Владимирович ответил давно. Поэтому здесь действует парк автотехники; силами учащихся, получающих образование сельскохозяйственной направленности, обрабатываются 1500 га земли — и в планах увеличить площадь. Также планируется открыть мебельное и швейное производства (это дополнительные рабочие места для выпускников и студентов колледжа). Без заказчиков швейный цех не останется, ведь в Волгоградской области расположены крупнейшие производственные предприятия, и спрос на спецодежду очевиден.

Студенты, получающие технические специальности, при поддержке инженерной службы «Ростсельмаша» дособирают комбайны «Дон». Сотрудничают в колледже и с райвоенкоматом — готовят водителей для армии.

— За последние 2–3 года наша возможность заработать средства выросла в 8 раз, и это не последний рубеж, — уверен Владимир Владимирович. — Дополнительные средства, заработанные своим трудом, дают возможность материально поддерживать студентов и выплачивать стимулирующие надбавки педагогам. К тому же созидательный труд является мощным воспитательным фактором.

Секреты успеха

Учитывая, что опыт непрерывного профобразования в Михайловском колледже уникален, корреспондент журнала «Кто есть кто в образовании и науке» попросила В.В. Арнаутова рассказать о тех принципах работы, которые помогли достичь профессионального успеха в этой области. Одним из условий эффективной работы является постоянное совершенствование структуры колледжа и повышение квалификации специалистов. «На ключевые должности я стремлюсь приглашать тех сотрудников, которые сами прошли все ступени профессионального роста», — заметил Владимир Владимирович. Также, по мнению директора, использование современных технологий и методик управления даёт положительный результат. В Михайловском колледже создан отдел менеджмента качества — это обязательное условие, чтобы отслеживать уровень подготовки кадров и оценивать ситуацию на рынке труда. «Профессия должна быть актуальной!» — поясняет он. Ещё одна составляющая успешной работы — участие в различных мероприятиях вне учебного заведения, обмен опытом. «Сотрудничество с другими специалистами помогает настроиться на оптимистический лад», — говорит В. Арнаутов. И, пожалуй, главный секрет успеха — создание корпоративной культуры в колледже. «Команда педагогов, которые дорожат репутацией своего учебного заведения и способны принимать самостоятельные решения, помогает охватить многопрофильное обучение», — подвёл итог беседы Владимир Владимирович.