Губернский колледж: старым идеям — новую жизнь №2(2), 2009 год
Губернский колледж в Сызрани был образован в 1999 году, в пору поиска новых идей и новых форм их воплощения. Стремление к инновациям возникло не на пустом месте: учреждения профессионального образования требовалось выводить на новый уровень. Центральной идеей нового учебного заведения стало развитие нравственности будущего специалиста, воспитание профессионала с качественной системой ценностных ориентаций. Таким образом, история Губернского колледжа — это история развития идеи.
В структуре колледжа пять учебных заведений, у каждого из которых своя история. Это бывший педагогический колледж, технический лицей № 17, профессиональный лицей № 8, профессионально-технические училища № 41 и 60.
При объединении учебных заведений возникали сомнения: целесообразно ли соединять педагогические и технические специальности? Однако, как показал опыт, воспитание нравственного человека и компетентного специалиста — актуальная задача независимо от направления обучения.
Спектр подготовки специалистов охватывает фактически все направления реального производства. В Губернском колледже г. Сызрани обучаются студенты по 26 рабочим профессиям и 19 специальностям СПО. С Государственным университетом г. Тольятти заключён договор о создании сквозных учебных планов, чтобы дать возможность выпускникам колледжа, работающим на производстве, заочно и по сокращённому плану получить высшее образование. При таком подходе, с одной стороны, происходит насыщение рынка труда профессиональными кадрами, с другой — одновременно повышается уровень их образования.
Современная система образования ориентирована преимущественно на подготовку специалистов высшего звена, в то время как среднее и начальное звено профессиональной подготовки испытывают жесточайший дефицит кадров.
Сызранский Губернский колледж выстроил свою систему для сферы реального производства, обеспечивая баланс рынка труда и рынка образовательных услуг: план приёма на НПО осуществляется в количестве 900 человек, на СПО 300 человек, на ВПО 90–150 человек.
— Взаимная заинтересованность педагогического и бизнес-сообщества в том, как подготовить современного специалиста, способного конвертировать знания в собственный успех и тем самым обеспечивать успешное развитие экономики территории и страны в целом, приобретает всё большую актуальность, — убеждён директор колледжа, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Сергей Марфин. — В этой связи необходимо говорить об обоюдном влиянии на качество образования, о гармонизации социального взаимодействия на уровне местного сообщества, о совместном решении социально-экономических проблем территории через развитие форм социального диалога бизнеса — образования — власти.
— Наш колледж, — продолжает Сергей Григорьевич, — всегда придавал огромное значение взаимодействию с социальными партнёрами в организации профессиональной подготовки. Сегодня у колледжа около 200 социальных партнёров, с 60 из них заключены договоры на подготовку кадров, среди которых ОАО «Сызранский НПЗ», ОАО «Пластик», ОАО «Тяжмаш», ООО «Самара — Терминал», ОАО «Нефтемаш», ОАО «Сызраньгрузавто», группа компаний «Криста», Западное управление министерства образования и науки Самарской области и другие.
Трудоустройство выпускников Губернского колледжа в сфере реального производства составляет 100 процентов. Несколько ниже показатель трудоустройства по педагогическим специальностям: 70–80 процентов, однако специалисты этого направления находят своё место в других учреждениях социальной сферы.
Решить проблему насыщения регионального рынка труда специалистами, способными работать на высокотехнологичном оборудовании, позволяет ресурсный центр профессионального образования (РЦПО), созданный при поддержке Национального фонда подготовки кадров на базе Губернского колледжа. В РЦПО сконцентрированы модернизированные образовательные ресурсы по направлениям «Металлообработка », «Сварочное производство », «Железнодорожный транспорт », что позволяет осуществлять профессиональную подготовку на учебно-лабораторном оборудовании, соответствующем мировым стандартам, на основе современных производственных и образовательных технологий. Одним из важных направлений работы Ресурсного центра является обеспечение процедуры сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования. Участие специалистов предприятий в процедуре сертификации профессиональных квалификаций обеспечит возможность качественного отбора молодых кадров на производство.
Среди основных наработок уникального учебного заведения — разработка профессиональных стандартов по 10 специальностям; участие в областных и федеральных образовательных программах; постоянное повышение квалификации мастеров и преподавателей, которые проходят стажировки на ведущих предприятиях России; полная компьютеризация обучения — студентам доступны медиатека, выход в Интернет; хорошая учебная база: наличие всей необходимой техники (тракторы, бульдозеры, автомобили), полностью оснащённые лаборатории, сварочное оборудование, оборудование по нефтепереработке и так далее.
Работа Губернского колледжа заслужила высокую оценку, он внесён в список 100 лучших ссузов России и имеет статус федеральной площадки ФИРО.
Колледж не раз поощрялся дипломами Государственной думы и Федерального собрания РФ. Активный участник многих всероссийских соревнований, он является дипломантом конкурса «Национальное достояние России», лауреатом Всероссийского конкурса воспитательных систем учреждений среднего профессионального образования в 2004 и в 2006 годах.
Учащийся Губернского колледжа М.С. Абдулаев — обладатель Президентской премии за победу в конкурсе профессионального мастерства «Лучший токарь».
Значительные достижения колледжа обусловлены слаженной и чёткой работой коллектива. В нём 450 сотрудников, 70 процентов которых имеют высшую квалификационную категорию. Среди преподавателей три кандидата и один доктор наук, 20 человек — отличники начального и среднего профессионального образования, пять педагогов имеют звание «Заслуженный учитель РФ». Губернский колледж существует уже 10 лет, за это время он выпустил около 10 000 человек. Его инновационный опыт распространяется в других регионах — ценно, что и там он нашёл своё продолжение и развитие.