Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Новые горизонты для самарских школьников №2(2), 2009 год

Виктор Денисов

В сентябре прошлого года МОУ Гимназия «Перспектива» города Самары отметило своё пятнадцатилетие. Это одно из первых учебных заведений подобного рода, которые начали появляться в Самаре в начале 90-х годов прошлого века на волне возрождения интереса россиян к образованию, когда многие родители осмыслили его ценность и захотели, чтобы их дети получали глубокие знания.

Гимназия «Перспектива» открылась 13 сентября 1993 года. И следует отметить, что из шести существующих самарских гимназий четыре возникли на базе школ с углублённым изучением предметов и только две (одна из которых — «Перспектива») начинали практически с нуля. Тем ценнее и дороже то, что достигнуто за пятнадцать лет: за этот сравнительно небольшой отрезок времени гимназия стала одним из ведущих учебных заведений Самары. О жизни гимназии рассказывает её директор, заслуженный учитель России Наталья Толстых.

Слагаемые успеха

— Наталья Петровна, как вы оцениваете итог пятнадцатилетней деятельности коллектива гимназии и благодаря каким слагаемым «Перспектива» смогла завоевать ведущие позиции в самарском образовании?

— Всё, о чём думалось и мечталось, воплотилось в жизнь. Этого не было бы без замечательного человека и педагога, который стоял у истоков гимназии и первые семь лет её возглавлял, — Владимира Ивановича Шамотина. Он смог собрать высокопрофессиональный коллектив, у нас появились надёжные друзья — попечительский совет; мы двигаемся, развиваемся, растём, оправдывая и подтверждая своё обязывающее имя. То, о чём мечтали создатели гимназии, заложено в самом её названии. Можно было присвоить гимназии номер, как другим. Но Владимир Иванович захотел дать ей имя, в котором заключена концепция её работы.

Перспектива — это то, что должно быть у каждого человека: ребёнка, педагога, родителя. Окружение ребёнка должно стать таким организмом, который помогает ему развиваться и расти, иметь перспективу на любом этапе его жизни. Наша гимназия — гуманитарное учебное учреждение с углублённым изучением английского языка, это помогает готовить ученика к выходу в большое открытое плавание. С этим ощущением В.И. Шамотин создавал гимназию, и его дело после его смерти должно было быть продолжено. Я понимала это, когда пришла работать в школу директором в 2001 году. Это было не случайное решение. Я начинала учителем русского языка и литературы школы № 72 Кировского района, была её директором. Работала в районном отделе образования, была первым заместителем руководителя департамента образования города Самары, но всегда считала, что самое живое дело — это школа, и, когда появилась возможность туда вернуться, я долго не раздумывала. Детей в гимназии тогда было чуть больше пятисот. Сейчас их почти семьсот плюс семьдесят пять человек в дошкольном отделении, увеличился педагогический коллектив. Но самое главное — гимназия состоялась, о чём и мечтал В.И. Шамотин.

— Известно, что степень удовлетворённости работой значительно повышает переживание успеха. Какие из успехов «Перспективы» вы выделили бы в первую очередь?

— В первую очередь это успехи наших учеников. Их очень много. Но самый главный успех, на мой взгляд, — то, что дети идут к нам учиться с желанием, с хорошим настроением. Наши педагоги видят настроение ребёнка, умеют вовремя ему помочь. Но без сюсюканья и нянченья. Иначе мы не воспитаем взрослую личность, способную на размышление, анализ, даже на самопожертвование. Вся система работы с детьми в гимназии направлена на то, чтобы ребёнок научился самостоятельно мыслить и добывать знания. Считаем, что мы на правильном пути, потому что соотносим это с тем, что хотят родители. Мы работаем вместе с родителями.

— Наталья Петровна, современное образование невозможно представить без внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий. Какие из них вам наиболее близки?

— Обучение в гимназии ориентировано на личность и её развитие. Мы не стремимся работать по какой-то одной технологии, даём право её выбора учителю. Главное, как и в медицине, надо помнить: «Не навреди». Дети, которые проходят через развивающее обучение, более эмоциональны, открыты, самостоятельны.

То, что наша гимназия с углублённым изучением английского языка, накладывает на нас дополнительную ответственность. Выпускник должен владеть иностранным языком, уметь им пользоваться. Подтверждение тому, что гимназия даёт высокий уровень знаний, — независимый международный кембриджский экзамен: в этом году представители Британского Совета вручили его сертификаты более ста гимназистам. Нам важна не только собственная оценка нашей деятельности, но и оценка внешних экспертов. Ни учителя, ни администрация не боятся такой экспертизы, потому что она идёт на благо детей.

Раньше говорили, что ученик — это сосуд и важно его наполнить. Сейчас иной подход: важно научить ученика самому наполнять себя знаниями и уметь ими пользоваться. Мы делаем акцент на самостоятельность, на мобильность, чтобы выпускник не боялся что-то поменять в жизни. Психологи в гимназии тоже работают над этой задачей.

Наши гимназисты — победители предметных олимпиад, российских и международных научно-творческих конференций, они награждены грамотами и медалями Министерства образования и науки РФ за лучшие работы на всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура». Участие гимназистов в российской олимпиаде «Полиглот-Плюс» и конкурсе «Научный потенциал России — XXI век» принесло нашему учебному заведению немало побед. Гимназия удостоена звания лауреата в национальной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», в которой тоже участвует ежегодно. Команда гимназистов — неоднократный обладатель Гран-при городского чемпионата по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?». В этом году гимназия вошла в проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Лидер инновационного образования, гимназия «Перспектива» признана лучшим учреждением России — организатором исследовательской деятельности учащихся.

Уже в дошкольном возрасте наши дети вместе с воспитателями и родителями пытаются создавать свои проекты, выражать свою мысль. Подтверждением правильности такого подхода служат наши выпускники: в институте их не надо учить писать рефераты, они не боятся выступать перед аудиторией и высказывать своё мнение. Они активны в общественной деятельности.

Но наши дети не только учатся с утра до вечера. Они всесторонне развиты. В гимназии есть современный спортивный зал, ребята посещают фитнес-клуб, спортивные секции, бассейн. Мы призёры различных соревнований по таэквандо, дзюдо, у нас второе место в первенстве города по футболу, наши гимнастки участвуют и побеждают в соревнованиях разного уровня, включая российский. Дети танцуют, занимаются в театральной студии, поют в хоровой студии «Солнышко» и вокальном объединении «Музыкальная капель», получившем медали на международных фестивалях в Сочи («Будущее планеты — 2008») и Санкт-Петербурге.

В тесном сотрудничестве

— В начале беседы вы упомянули о друзьях «Перспективы», в частности о попечительском совете.

— С попечительским советом гимназии, который возглавляет Юрий Александрович Катюшин, мы работаем в тесном сотрудничестве пятнадцатый год. Две его дочери уже окончили гимназию и поступили в вузы, однако Юрий Александрович продолжает работать в совете. Попечительский совет интересует буквально всё: качество знаний, профессионализм педагогического коллектива, проблемы детей на разных этапах их взросления, питание в гимназической столовой, состояние здания, комплектование библиотеки, одной из лучших в городе. Благодаря материальной поддержке совета у нас есть автобус, видеонаблюдение, с 2003 года подключён Интернет и ещё на первых порах нашего существования, в 1994 году, открыто дошкольное отделение.

К сожалению, наш актовый зал всего на сто тридцать мест, и он не может вместить нас всех одновременно. Но мы любим наши праздники, те традиционные мероприятия, которые стали неотъемлемой частью жизни гимназии. Это Первое сентября с праздничной линейкой, на которой мы видим и наших выпускников, и их родителей. День рождения гимназии, 13 сентября, мы тоже отмечаем вместе, по обыкновению выезжая за город. 19 октября проводим посвящение первоклассников в гимназисты: напутствуем их, дарим им подарки. Всё это тоже воспитание души, нравственности, добра. Как и многолетняя дружба с участниками Великой Отечественной и локальных войн. Мы тесно дружим с Мариинской гимназией № 3 города Ульяновска. У нас много друзей.

Мы много путешествуем с детьми в рамках программы гимназии «Культурно-образовательное социализирующее пространство» в каникулы по Европе, историческим и литературным местам России, Золотому кольцу. Летом большая группа детей отправляется с учителями в Крым или на Кавказ.

Учитель.

Сколько надо любви и огня…

— Чувствуется, Наталья Петровна, что с возглавляемым вами учебным заведением мало кто из других учреждений образования может соперничать на равных. И многое здесь зависит от уровня квалификации и профессионализма педагогического коллектива. Как бы вы охарактеризовали его?

— У нас прекрасные педагоги и воспитатели. Многие учителя принимают участие в районных, городских и областных конкурсах, в национальных проектах. Учитель начальной школы, завкафедрой начальных классов Татьяна Владимировна Стародубова в 1998 году стала победителем областного конкурса «Учитель года» и лауреатом Всероссийского конкурса, а спустя десять лет — победителем в инновационном проекте «Лучшие учителя России», получив стотысячный грант Президента.

Наши педагоги стали победителями в национальном проекте: Анна Вячеславовна Калашникова, учитель русского языка и литературы; Галина Владимировна Проскурина, преподаватель мировой художественной культуры; Марина Вадимовна Сипатова, учитель английского языка, завкафедрой иностранных языков. Учителя английского языка Татьяна Михайловна Зайцева и Людмила Михайловна Кравченко победили в международных конкурсах, что положило начало нашим отношениям со школой города Линкольна штата Небраска США: наши гимназисты проходят там стажировку, а американские школьники приезжают к нам. У нас много талантливых педагогов: Данута Семёновна Видинеева, учитель истории и обществознания; Ольга Геннадьевна Селева, учитель русского языка и литературы; Наталья Михайловна Скоробогатая, Надежда Петровна Семёнова, Лариса Анатольевна Яковлева, Елена Дмитриевна Картавенко, учителя начальных классов; руководитель методического объединения воспитателей групп продлённого дня Марина Михайловна Беликова. Наши учителя постоянно учатся, повышают квалификацию. Благодаря попечительскому совету они выезжают на учёбу в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Ярославль и другие города.

У меня замечательные помощники — мои заместители. Мы вместе восьмой год. Мы понимаем друг друга с полуслова, не потеряли радости совместной деятельности. Я благодарна им за труд, профессионализм. Это Наталья Николаевна Воробьёва, Ольга Васильевна Богданова, Любовь Сергеевна Лихидченко, Галина Николаевна Тефанова, Тамара Геннадьевна Айдарова, Галина Викентьевна Илларионова.

К сожалению, ушли из жизни те, кто стоял у истоков гимназии и отдал столько сил её созданию: первый директор Владимир Иванович Шамотин, его заместители по работе Виктор Демьянович Лободин, Татьяна Анатольевна Жирнягина, Валентина Фёдоровна Комарова. Мы их помним. На юбилее первый почётный серебряный нагрудный знак «Перспектива» в ознаменование пятнадцатилетия гимназии был вручён семье В.И. Шамотина.

Новые горизонты

— Какие, на ваш взгляд, перспективы у «Перспективы»?

— Мы хотим работу с нашими родителями перевести в новое качественное содержание. В связи с этим на базе гимназии совместно с центром «Поддержка детства» разрабатывается проект университета родительских знаний по проблемам экологии семьи.

В нашей гимназии учатся дети, проживающие в разных районах города и даже области. Родители приводят к нам своего второго, третьего ребёнка. И хотя заявлений в первый класс бывает около трёхсот (у нас работает школа дошкольника, которая пользуется популярностью у родителей), мы, к сожалению, набираем только пятьдесят первоклассников из-за того, что здание начальной школы старое, проблемное, там мало места. Власти города об этом знают и пытаются решить эту проблему, но хотелось бы, чтобы это произошло раньше, чем мы отпразднуем своё 20-летие.

— Вы председатель Ассоциации лицеев, гимназий и школ с углублённым изучением предметов, председатель комиссии по вопросам детства и семьи общественной палаты городского округа Самары, член общественного совета Губернской думы по вопросам образования. Как всё успеваете?

— Мне это не в тягость. Хотя общественная работа отнимает время, она даёт импульсы, новые идеи, которые можно реализовать в гимназии. Я считаю, что педагог не должен замыкаться в проблемах своего предмета, учреждения. Тогда он может выстраивать перспективы и для себя, и для тех, кто рядом.

Те «цветы», которые мы уже вырастили из первых маленьких ростков, дают нам право сказать, что гимназия «Перспектива» состоялась в общем хоре серьёзных инновационных образовательных учреждений Самары и губернии, а значит, и российского образования. Мы одними из первых приняли участие в 2006 году в национальном проекте «Образование» и стали победителями, получив грант в один миллион рублей, вошли в число лучших школ России. Неоднократно подтверждали это и на региональном уровне, получив «Золотые крылья» в номинации «Народное признание» в региональном конкурсе «Крылья успеха». Имена наших учителей и гимназистов — в энциклопедии «Лучшие люди России».

Очень важно, что мы открыты для общения и сотрудничества. И в этом нам помогают и родительская общественность, и попечительский совет. Это всё позволяет сказать, что у гимназии есть своё имя и своё лицо. Но гимназия — это не хрустальный сосуд, в котором всё замечательно. Она прошла период становления, мы развиваемся, значит, совершенствуемся. А предела совершенствованию, как известно, нет.