Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Ставка на прагматизм №1(1), 2009 год

Раиса Емельянова

В конце декабря прошлого года наш корреспондент встретилась с министром образования правительства Омской области Александром Соломатиным. Александр Михайлович подробно рассказал, как министерство работало в 2008 году над реализацией трёх главных задач. Первая из них — укрепление материально-технической базы учреждений образования. Вторая — совершенствование программного обеспечения, поскольку «какой бы замечательной ни была материальная база, без современных эффективных программ обучения вряд ли можно говорить о развитии образования». Третья задача — повышение кадрового потенциала, эффективности работы преподавателей. По мнению министра образования, возглавляемое им ведомство неплохо справилось со всеми этими задачами, что, в частности, подтверждает признание Фондом поддержки образования (Санкт-Петербург) Омского министерства образования лучшим партнёром в системе управления образованием в 2007/2008 учебном году. Кроме звания, министерство получило за победу грант. Он был направлен на приобретение оборудования для новых компьютерных классов, на организацию сетевых проектов.

Готовя материал для публикации в нашем журнале, мы задали министру образования Омской области самые актуальные, на наш взгляд, вопросы, представляющие интерес не только для педагогов и их учеников.

На образование — почти 10 миллиардов

– В 2009 году образование, как и другие бюджетные отрасли, переходит на новую отраслевую систему оплаты труда (НОСОТ). Не планируется ли в связи с этим сокращение штатов в педагогических коллективах? Этот вопрос волнует прежде всего учителей.

– Мы готовились к переходу на новую систему оплаты труда не один год. С декабря 2007 года 25 школ уже перешли на НОСОТ в формате эксперимента, накопили практический опыт, который мы также используем. Так что хотел бы подчеркнуть особо — грядущие изменения в системе оплаты труда никак не связаны с особенностями сегодняшней финансовой ситуации в России и в мире в целом. Но тем не менее НОСОТ предусматривает определённую оптимизацию штатов в учреждениях образования. Дело в том, что в последние годы наблюдается нарушение федеральных нормативов соответствия между численностью учителей, управленческого и технического персонала и детьми. Причина известна — демографический кризис. В Омской области это нарушение нормы особенно выпукло проявляется в отношении управленческого и технического звеньев в учреждениях образования. Значит, эти звенья и стоит проанализировать в первую очередь. Допустим, так ли уж необходимы в штате средне-образовательной школы пять заместителей директора? Но пока что, судя по последним данным, специалистов с педагогическим образованием на биржу труда обращается не больше, чем в предыдущие годы. А в бюджете области 2009 года на образование запланирована рекордная за все предыдущие годы сумма — около 10 миллиардов рублей. 65 процентов от этой суммы должно пойти на выплату заработной платы сотрудникам образовательных учреждений.

– По каким критериям будет оцениваться труд каждого специалиста, служащего того или иного учреждения образования? Кто будет устанавливать эти критерии?

– На основе рекомендаций из Министерства образования и науки Российской Федерации мы разработали свои методические рекомендации. Они размещены на нашем сайте. В рекомендациях есть предложения и по окладам тех или иных сотрудников школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, и по критериям назначения премий, стимулирующих выплат. Однако наши рекомендации — не догма. На общем собрании каждый коллектив определит в окончательном варианте и размеры окладов, и критерии, по которым сотрудникам будут назначаться ежемесячные доплаты к окладам. Всем ясно: за каждым критерием должно стоять конкретное доказательство вклада учителя, воспитателя в реализацию общей задачи коллектива. Допустим, серьёзным мотивом для стимулирующих выплат преподавателям может и даже должна служить активность их учеников в олимпиадах, победы в различных творческих конкурсах. А в детских садах мы предложили ввести в качестве одного из критериев для выплаты надбавок снижение заболеваемости воспитанников. Сегодня нередко можно встретиться с такой ситуацией: в садике половина детей болеют, сидят дома, а коллектив учреждения только радуется этому. Ведь сотрудникам меньше хлопот выпадет. Новая система оплаты труда преследует иную цель — заинтересовать каждого работника в качественном труде, в его эффективности.

О роли коррекционных и частных школ

– В коллективах коррекционных школ и домов-интернатов Омской области в последнее время ходят слухи о том, что с этих учреждений будет снят статус «коррекционности». Насколько эти слухи соответствуют действительности? И если соответствуют, то каким образом снятие статуса отразится на судьбе преподавателей, их заработной плате?

– Снять статус, как вы выразились, «коррекционности» невозможно. Можно разрешить работать тому или иному коррекционному учреждению или не разрешить. То есть закрыть. Сегодня никто не собирается закрывать действующие в Омской области коррекционные школы и дома-интернаты. Однако мы намереваемся глубже проанализировать, кто учится в этих учреждениях образования. Есть примеры, которые свидетельствуют о том, что зачастую в коррекционных школах обучаются не только дети с теми или иными физиологическими проблемами, но и дети с педагогической или социальной запущенностью. А это те проблемы, которые вовсе не мешают посещению обычной школы. Да, преподавателям будет труднее работать с такими детьми на первом этапе. Но ради будущего детей можно постараться и приложить побольше усилий.

Исследования учёных во всём мире доказывают: если ребёнка изолируют от обучения в обычной среде, ему сложно адаптироваться в обществе после окончания специализированной школы-интерната. Так что, возвратив детей в обычную среду обучения, мы поможем им быстрее адаптироваться в обществе. Важно совместное обучение и для обычных детей, не имеющих серьёзных проблем со здоровьем. Они уже в школе приходят к важному осознанию: мир людей более сложен и многообразен. В нём живут не только умные, красивые и здоровые дети, но и другие, требующие особого внимания окружающих.

Однако прежде чем предпринимать конкретное решение, мы проведём пошаговый мониторинг всех детей, обучающихся в коррекционных учреждениях образования. В его проведении будут участвовать специалисты из областной медико-психолого-педагогической комиссии вместе со специалистами министерства здравоохранения.

– Сколько в Омской области частных школ и детских садов? Как вы оцениваете их работу?

– Примерно пять-шесть школ и чуть больше десятка детских садов. Что интересно, эта численность остаётся неизменной с начала 90-х годов. Тогда как раз наблюдался всплеск в открытии частных учреждений образования. В последние годы это движение практически приостановилось. Нам бы хотелось, чтобы число частных учреждений прирастало активнее. Среди школ есть очень популярные, престижные в родительской среде. Есть и солидные частные детские сады. Если в целом оценивать их работу — молодцы, действуют профессионально. Если отвечать на вопрос: конкурируют ли частные школы на равных с государственными гимназиями? — говорю однозначно: нет. Всё ж таки за фундаментальным классическим школьным образованием ребёнка надо отправлять в государственную гимназию или в муниципальное общеобразовательное учреждение с высоким рейтингом. Но если родители преследуют поначалу другие цели, такие как присмотр за ребёнком в школе в течение дня, повышенный уровень безопасности, психологический комфорт, индивидуальный подход, участие в решении личностных проблем с особой тщательностью, — то это всё в большом объёме можно получить в негосударственном образовательном учреждении.

Вузов слишком много?

– Министр образования Российской Федерации Андрей Фурсенко открыто заявил о планирующемся в стране сокращении учреждений высшего профессионального образования как минимум на 20 процентов. Какие структурные изменения в связи с этим произойдут на омском рынке высшего проф-образования?

– Действительно, министр образования РФ достаточно жёстко заявил о намерении сократить число вузов в стране. И даже не на двадцать процентов, а на пятьдесят и даже больше. Что касается Омской области, то на её территории сегодня также действует рекордное количество вузов. Только вузов — филиалов иногородних учреждений уже почти сорок. В то же время из-за снижения рождаемости в девяностых годах снижается число абитуриентов в высшие учебные заведения. В этом году некоторые из вузов даже не смогли обеспечить конкурс на студенческие места — зачисляли практически всех сдавших экзамены хотя бы на тройку. Кроме того, они засылали своих агитаторов в колледжи и переманивали зачисленных на первый курс абитуриентов целыми группами. Всё это ведёт к снижению престижа высшего образования как такового, его качества. Поэтому я согласен с министром Фурсенко: в системе высшего образования надо наводить порядок. Но сгоряча закрывать вузы всё же не стоит. В образовании вообще лучше не делать резких движений — хуже будет всем. Как мне видится, на этой же позиции стоит федеральное министерство. Я знаю, что одним из конкретных мероприятий на пути сокращения числа вузов станет разработка новых требований для получения лицензии. К примеру, для того, чтобы сохранить статус университета, надо будет иметь определённое число студентов. Если студентов окажется меньше объявленной планки — придётся как минимум понижать университетский статус на институтский или какой-то другой. Спросят вузы при новом лицензировании и о том, чему они научили своих студентов? Пользуются ли их выпускники спросом на рынке труда? Сегодня сама жизнь, сложная демографическая ситуация заставляют всех быть прагматиками.

– С 2009 года в стране вводится новый размер минимальной заработной платы — 4330 рублей. Означает ли это, что любой работник учреждения образования, к примеру, воспитатель детского сада, будет получать зарплату, как минимум, в размере нового МРОТа? Сегодня зарплата воспитателей не дотягивает до указанной суммы.

– Да, с 1 января 2009 года все работники учреждений образования Омской области будут получать как минимум 4330 рублей и даже больше. Как показывает опыт 25 школ Омской области, работавших с начала 2008 года в режиме эксперимента, в условиях НОСОТ, заработная плата преподавателей и других специалистов может повыситься на 20–35 процентов. Конечно, чтобы это произошло, учреждениям образования пришлось провести оптимизацию штатов и учебных программ. К примеру, убрали из учебного плана обучающихся в четвёртом классе такой предмет, как «Основы философии». Я не возражаю против таких логических коррективов. В четвёртом классе, действительно, можно ещё не «философствовать».