ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт»: непрерывное профессиональное образование молодёжи с ограниченными физическими возможностями №1(1), 2009 год
С 1996 года Красноярский государственный торгово-экономический институт (КГТЭИ) (ректор – профессор Ю.Л. Александров) совместно с МОУ школой- интернатом № 1 имени В.П. Синякова (директор – Н.А. Потапова) реализует проект «Специальное образование в системе непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» («Профессия и Здоровье»). На основе этого проекта создана и получила развитие модель непрерывного интегрированного разноуровнего образования. Обучение детей, больных сколиозом, осуществляется в учебно-научном комплексе, в состав которого входят: образовательно-лечебное учреждение – школа-интернат вместе с детским садом и Красноярский государственный торгово-экономический институт, обеспечивающий высшее экономическое образование.
Опыт этой работы признан и одобрен Министерством образования Российской Федерации: в 2002 году институт получил статус федеральной экспериментальной площадки, а с 2005 года – определён учебно-методическим центром по обучению инвалидов в Сибирском федеральном округе.
За время существования проекта выпущено 78 специалистов. Большинство из них (свыше 90 процентов) работают на должностях в соответствии с полученной ими специальностью (главный бухгалтер, бухгалтер, аудитор, экономист) в крупных компаниях различных форм собственности: ООО «Алпи», банках «УралСиб», «Енисей», компаниях «Русал», «Метрострой», на предприятиях среднего и малого бизнеса.
При этом качество подготовки выпускников проекта, как показывают результаты анкетирования, достаточно высоко оценивается работодателями (свыше 4,5 балла по пятибалльной шкале).
Основные особенности профессионального обучения в КГТЭИ молодёжи с нарушениями двигательных функций – это:
– непрерывность образовательного процесса, обеспечивающая преемственность педагогических методов и адаптацию учащихся к обучению в вузе и выбранной профессии;
– индивидуальность траектории обучения на базе специальных учебных лабораторий, оснащённых современным оборудованием;
– здоровьесберегающие технологии учебного процесса по адаптированным рабочим программам, предполагающим увеличенный объём самостоятельной работы с использованием пакетов методических материалов по изучаемым дисциплинам (диски с электронными версиями курсов, методические пособия, задачники с решениями, тесты и так далее);
– медицинская реабилитация, совершенствование адаптационных возможностей студентов в течение всего периода обучения.
Проблемой остаётся недостаточная эффективность взаимодействия с органами федеральной и краевой власти по вопросам подготовки кадров для сферы услуг из числа молодых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы надеемся на более плодотворное сотрудничество в этой области в рамках действующих национальных проектов.