Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Лидер интегрированного обучения №1(1), 2009 год

Наталья Кириллова

Завод-ВТУЗ был организован в 1930 году по инициативе коллектива ЛМЗ (Ленинградского металлического завода) для подготовки высококвалифицированных заводских кадров. Идею поддержали С. Киров, В. Куйбышев, Н. Крупская и С. Орджоникидзе. Образование было трёхступенчатым: квалифицированный рабочий — техник — инженер. В 1932 году состоялся первый выпуск инженеров, диплом № 1 получил А.Н. Бауман, впоследствии возглавивший кафедру турбиностроения в Уральском политехническом институте.

Сегодня Санкт-Петербургский институт машиностроения — это турбиностроительный, технологический и экономический факультеты, факультет автоматизации заготовительных технологий, факультет атомного энергомашиностроения и вечерний факультет, на котором преподаются практически все специальности, которые есть в институте. Факультет атомного энергетического машиностроения располагается в Колпино, на территории Ижорского завода.

Об особенностях вуза, основных направлениях его деятельности рассказывает ректор института, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Юрий Михайлович Зубарев.

— Институт славится своей интегрированной системой подготовки кадров. Срок обучения у нас — пять лет десять месяцев, из них половину времени студенты учатся по вечерней системе, а числятся на дневной — это второй, четвёртый и шестой курсы, и связано это с тем, что параллельно с обучением студенты работают на предприятиях. На втором курсе они получают квалификацию рабочего с оформлением трудовых книжек, на четвёртом идут на должность техника, помощника мастера, заместителя начальника участка механообработки, на шестом уже трудятся по месту будущей работы в качестве инженеров-стажёров (инженеров-технологов, инженеров-конструкторов), выполняя дипломные проекты по заданию базовых предприятий. Всех студентов мы распределяем в зависимости от того, где они сами хотят работать.

Зачастую беда выпускников вузов в том, что при наличии огромного теоретического багажа у них отсутствуют практические навыки. Решить эту проблему позволяет интегрированное обучение. И уровень подготовки наших специалистов отмечается всеми как очень высокий: по данным Союза промышленников и предпринимателей России, «Деловой России» и Союза машиностроителей России, мы на протяжении нескольких лет занимаем второе место среди пятидесяти ведущих технических вузов России. Наши студенты имеют возможность пользоваться фундаментальными библиотеками базовых предприятий, многие из которых перешагнули вековой рубеж.

Ещё одно преимущество — ни один институт не в силах приобрести такую специализированную программу, как, например, Unigraphics или Pro/Ingeneer. Может купить лишь демо-версию. А нашим студентам доступны эти программы, имеющиеся на предприятиях. К тому же фирма-производитель подарила нам полную учебную версию Pro/Ingeneer. И ни один институт не может выложить 6–8 миллионов евро на приобретение такого современного оборудования, как станок — обрабатывающий центр. А на всех наших предприятиях такие станки с ЧПУ есть, и студенты работают на них реально!

У нас нет проблем с наркоманией или алкоголизмом — люди заняты делом, у них нет времени на баловство. Причём они не только учатся и работают, они ещё и занимаются творчеством в свободное время. Наш студенческий театр в 1994 году получил звание Народного, а 6 декабря 2008 года мы отметили его 35-летие. И что интересно — несмотря на то, что есть у нас экономический факультет, в театре заняты в основном «технари». Видимо, это своеобразная отдушина для ребят. На Всероссийском смотре-конкурсе в этом году мы завоевали первые места по всем номинациям! 14–15 ноября в Москве прошёл Международный смотр-конкурс студенческих театров. Всего семнадцать участников, в том числе два представителя России: театр МГУ (на правах хозяев вне конкурса) и наш театр, который в итоге был признан лучшим молодёжным коллективом и награждён дипломом первой степени.

Кроме того, наши студенты участвуют примерно в сорока видах спортивных соревнований из сорока пяти, и по общему зачёту среди вузов мы всегда в первой пятёрке. Уделяется внимание и патриотическому воспитанию: наши студенты ездят на Невский пятачок, на Дорогу жизни. В общем, студенческая жизнь, как в любом вузе, кипит.

Наши выпускники разбросаны по всей стране, многие из них занимают руководящие посты в таких серьёзных организациях, как Торгово-промышленная палата Санкт-Петербурга, Союз промышленников и предпринимателей стран СНГ, Росвооружение, Росатом, ФСБ России и многие другие. Среди выпускников института — руководители крупных машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга и Северо-Запада, технические директора, руководители служб главных технологов, главных конструкторов, начальники цехов и другие руководящие работники.

— Юрий Михайлович, а каков преподавательский состав института? Что вы можете сказать о своих коллегах?

— Число профессоров и докторов наук превышает у нас 16 процентов, кандидатов наук и доцентов — больше 68 процентов. Молодёжь сегодня мало заинтересована работой в сфере высшего образования, а опытные преподаватели уходят по причине низкой заработной платы по сравнению с зарплатой в промышленности. Впрочем, часть наших выпускников остаётся у нас преподавать, приходят работать и люди с предприятий. Коллектив у нас очень дружный, сплочённый и квалифицированный. А особенно хотелось бы выделить заведующего кафедрой материаловедения Григория Панеодовича Анастасиади — лауреата премии Правительства РФ в области образования, декана турбиностроительного факультета Игоря Александровича Богова — академика Международной академии наук высшей школы, декана технологического факультета Владимира Марковича Петрова — доктора наук, профессора, кстати, выпускника ВТУЗа, и доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой Александра Евгеньевича Качуру — заслуженного деятеля наук. Не могу не вспомнить и заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, профессора, академика Российской и Нью-Йоркской академии Владимира Львовича Вейца, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Он был нашим «маяком» и остаётся примером для многих из нас.

Вообще мои коллеги работают с отдачей, вкладывая в дело душу. С такими преподавателями высшая школа имеет все предпосылки для дальнейшего развития.