Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Инновации северного вуза №1(1), 2009 год

Наталья Кириллова

На современном этапе эффективное развитие экономики определяют инновационные прорывы в науке и технике. Соответственно коренным образом изменяется и образовательная парадигма. Как считают в Коми государственном педагогическом институте, сегодня образовательное учреждение обязано привить будущему специалисту кроме профессиональных знаний и навыков целый ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств. Поэтому особое внимание уделяется в КГПИ формированию культуры системного мышления и организационного поведения, а также коммуникативных способностей (толерантность, умение работать в команде) и, конечно же, стремления к саморазвитию.

О деятельности института рассказывает проректор Светлана Валерьевна Красильникова.

— В этой связи в Коми государственном педагогическом институте поставлены следующие задачи научной деятельности на ближайшую перспективу: развитие научных исследований как основы фундаментализации образования и базы подготовки современного специалиста; приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования в республике; широкое использование новых образовательных и информационных технологий; совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса; улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров; создание условий для поддержки инновационных предложений.

Традиционно вуз осуществляет набор аспирантов на специальности педагогического и филологического профиля. В его стенах проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции. Активное участие в них принимают не только преподаватели, аспиранты и студенты КГПИ, но и известные российские и зарубежные учёные. Одной из важнейших задач мы считаем международное сотрудничество учёных, преподавателей и студентов. У нас не только реализуются международные проекты, языковые стажировки преподавателей и студентов, стажировки зарубежных специалистов и студентов в КГПИ, но и проводятся научные исследования на базе зарубежных вузов и библиотек. Кроме того, институтом заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве в области филологии с рядом зарубежных вузов. Ежегодно проходят годовую стажировку в Фармингтонском университете штата Мэн (США) три преподавателя и два студента кафедры английского языка и по одному преподавателю — в Футхилл-колледже в Лос-АлтосХиллз (штат Калифорния, США), в Будапештском институте педагогики (Венгрия) и в Гранадском университете (Испания).

По инициативе и при поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды преподаватели КГПИ участвуют в программе сотрудничества между учреждениями Республики Коми и Финляндии. В её рамках установлены партнёрские отношения с Институтом экологического образования Рантасалми. Планируется создание виртуальной коми-финской сети образовательных учреждений для повышения мотивации профессионального роста преподавателей вузов обеих стран. С целью развития информационных и коммуникативных навыков учащихся школ педагоги региона включены в систему международных мониторинговых исследований по актуальным экологическим проблемам.

В июне 2008 года КГПИ был принят в состав Международного арктического университета. Ректор вуза, профессор В.Н. Исаков уже участвовал в заседаниях Совета Арктического университета, проходивших в Эдмонтоне (Канада). Вступление в Арктический университет даёт возможность старейшему вузу республики быть полноправным участником международных образовательных и научных программ Приполярного Севера. Арктический университет, исполнительным директором которого является видный учёный — профессор Ларс Куллеруд, активно разрабатывает учебные программы для получения качественного образования жителями Севера, создаёт новые направления научного сотрудничества, единую инфраструктуру. Его филиалы имеются в странах Скандинавии, в Канаде и США, штаб-квартира и международный секретариат находятся в Рованиеми (Финляндия).

Для КГПИ в аспекте сотрудничества с Арктическим университетом наибольший интерес представляют вопросы экологического образования и просвещения. В республике данной проблемой занимается только КГПИ. Поэтому планируется на заседании Совета Арктического университета в июне 2009 года подать заявку на открытие специальной секции — «Тематические сети в области экологического просвещения и образования». Основными российскими партнёрами этой секции будут педагогические вузы Мурманска, Карелии и Якутии, а зарубежными — вузы Финляндии, Канады и Норвегии.

Кроме того, с октября 2008 года КГПИ ведёт набор студентов для дистанционного обучения по международной программе Арктического университета «Бакалавриат приполярного регионоведения». И самые успешные студенты КГПИ получат возможность выезжать на преддипломную практику и стажировку в Канаду и Норвегию, чтобы непосредственно знакомиться с культурными традициями и особенностями образовательной системы стран Приполярного Севера.

Особо следует сказать, что в очередной раз КГПИ подал заявки и предполагает участвовать в реализации программы «Темпус» — самой престижной программы Европейской комиссии в области высшего образования. Программа «Темпус» направлена на сотрудничество стран Западной Европы в области модернизации высшего образования в контексте Болонской декларации. В апреле 2008 года была подана заявка на реализацию проекта «Стратегия интеракции между системой высшего образования в Республике Коми и региональной промышленностью». В его рамках партнёрами КГПИ наряду с Ухтинским государственным техническим университетом и ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» стали университеты Гранады и Хельсинки. Важнейшими задачами данного проекта являются также реализация сотрудничества между университетами и промышленным сектором Республики Коми, создание предпосылок для повышения инновационного уровня кадрового потенциала Республики Коми.

По результатам конкурса инновационных проектов «Инновации в экономике и образовании Республики Коми» лучшим в сфере образования был признан проект КГПИ «Адаптивная верховая езда» (НИЛ по специальной педагогике и психологии), в котором предложена инновационная технология в реабилитационной практике для детей с особыми потребностями в развитии.

Важной составляющей научной работы КГПИ, бесспорно, является научно-исследовательская работа студентов. Вовлечение студентов в этот процесс идёт непрерывно и с каждым годом всё интенсивнее. В 2007 году проходил Всероссийский конкурс студенческих работ «Развитие. Уверенность. Успех», проводимый Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова и Объединением профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Наша студентка Екатерина Чуркина представила на конкурс работу «Развитие графических умений у детей 6–7 лет как условие успешной подготовки к обучению математике в школе по системе Л.В. Занкова». Эта работа заняла второе место среди более чем 600. Автор работы и её научный руководитель, доцент Марина Анатольевна Габова, были приглашены в Москву на Международную научно-практическую конференцию, посвящённую 50летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова по теме «Опыт, достижения, перспективы системы развивающего обучения Л.В. Занкова», где выступили с докладом.

Традиционно большинство научных работ студентов и преподавателей Коми пединститута отмечается дипломами базового вуза (РГПУ имени А.И. Герцена), а отдельные работы — дипломами Министерства образования и науки РФ. Конечно, всё это стимулирует научные поиски преподавателей КГПИ. Появляется уверенность в своих силах, а следовательно, и желание не останавливаться на достигнутом. Образовательная миссия современного вуза, безусловно, тесно связана с научной деятельностью. Именно в интеграции науки и образования мы видим залог успешного развития.

Коми государственный педагогический институт является старейшим вузом Республики Коми. Деятельность института направлена на обеспечение качественного профессионального образования, соответствующего государственным и международным стандартам. Учреждение готовит специалистов широкого профиля, способных вести учебно-воспитательную, научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую и организационно-управленческую работу.