Татьяна Голядкина: «Выпускников-некрасовцев ждут и ценят в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» №1(13), 2016 год
Важность дошкольного и начального школьного образования очевидна: именно на этих ступенях закладывается фундамент мыслящей и деятельной личности, формируется способность к усвоению накопленных человечеством опыта и знаний. Трудно переоценить ответственность наставников, держащих в своих руках ладошки маленьких людей, открывающих для себя этот огромный мир. Это хорошо понимают в Санкт-Петербургском педагогическом колледже № 1 имени Н.А. Некрасова, одном из старейших учебных заведений, где уже почти 150 лет готовят воспитателей и учителей начальной школы, настоящих профессионалов, которым любая педагогическая задача по плечу. Возглавляет колледж отличник народного просвещения Татьяна Голядкина, к ней мы и обратились со своими вопросами.
— Татьяна Александровна, в чём своеобразие возглавляемого вами колледжа, есть ли в нём изюминка, выделяющая его из ряда других учебных заведений?
— Мы традиционно осуществляем подготовку по таким специальностям, как «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Педагогика дополнительного образования». Однако жизнь в современном мире потребовала нововведений. Именно поэтому Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в колледже были открыты специальности «Адаптивная физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Специальное дошкольное образование», подготовку по которым колледж начал сравнительно недавно.
Что касается изюминки колледжа, то она — в его узнаваемости. Это система, в которой все элементы взаимосвязаны, где нет мелочей.
Вообще я бы выделила несколько факторов, которые придают нашему колледжу особый колорит. Это творческие педагоги, половина из которых — выпускники колледжа разных поколений. Это многочисленные творческие коллективы, спортивные команды. Надеемся, что изюминкой станет и новая форма работы с работодателями, принимающими участие в предзащите выпускных квалификационных работ, семинарах, научно-практических конференциях в качестве экспертов, благодаря чему в 2014/2015 учебном году ряд выпускников получил приглашения на работу в образовательные учреждения Санкт-Петербурга задолго до выпускного бала.
— Учителю, пожалуй, как никому другому важно иметь высшее профессиональное образование. Но практика показывает, что выпускники педагогических колледжей имеют свою нишу в кадровом обеспечении детских садов и школ. Насколько востребованы на рынке труда ваши выпускники и какова их профессиональная судьба?
— Уверена, что система среднего профессионального педагогического образования является серьёзной опорой для экономического развития нашего государства. Затраты на подготовку специалиста среднего педагогического образования ниже, чем на подготовку специалиста в высшем учебном заведении. Кроме того, всем известно, что педагогическое образование в колледжах является практико-ориентированным. Специалисты, которых выпускают педколледжи, как правило, показывают высокие результаты в профессиональной деятельности. Они максимально быстро адаптируются на рабочем месте и готовы с первого дня выполнять поставленные перед ними задачи качественно. Это особенно актуально сейчас, когда в рамках реализации программы модернизации региональных систем дошкольного образования ежегодно увеличивается количество мест в детских садах, развиваются вариативные формы дошкольного образования. Количество первых классов в школах тоже возрастает год от года. Эти новые места необходимо обеспечивать качественно подготовленными педагогическими кадрами. Выпускников-некрасовцев ценят и ждут в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Конечно, важность высшего образования никто не оспаривает, и поэтому мы сотрудничаем с петербургскими вузами: ведём совместную работу в научно-исследовательской сфере, профориентационном направлении, воспитательной деятельности. И это взаимовыгодные отношения, поскольку колледж обладает достаточным опытом, которым мы делимся с нашими коллегами. В настоящее время заключены договоры о сотрудничестве с 1-м Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом имени академика И.П. Павлова, Санкт-Петербургским государственным институтом культуры, Санкт-Петербургским университетом управления и экономики.
— Какое место в образовательном процессе занимает производственная практика?
— Это важный элемент в подготовке наших специалистов. Базовыми для некрасовцев являются лучшие школы, детские сады, дворцы и дома детского и юношеского творчества Санкт-Петербурга, загородные и городские оздоровительные детские центры.
С целью повышения мотивации к профессиональной деятельности, закрепления знаний, полученных во время практики, проводится конкурс педагогических достижений для обучающихся 1–2-го курсов отделения «Преподавание в начальных классах».
В 2014/2015 учебном году впервые в колледже началась работа в проекте «Молодые — молодым» для четверокурсников в рамках договора о сотрудничестве с информационно-методическим центром Василеостровского района. В течение года на базе колледжа проводились курсы повышения квалификации по новым ФГОС НОО. Студенты проходили практику в школах Василеостровского района и были приглашены туда на работу.
В сентябре 2015 года в соответствии с соглашением между Комитетом по образованию, Международным детским центром «Артек» и Некрасовским колледжем стартовал проект по сотрудничеству колледжа и МДЦ «Артек».
— Чем, кроме учёбы, наполнены будни ваших студентов?
— Мы создали все условия для их личностного, творческого развития: работает отделение дополнительного образования, организованы эффективная система студенческого самоуправления, клубное движение.
Каждый студент имеет возможность реализовать свои творческие идеи в рамках праздников, конкурсов, фестивалей, акций, конференций, творческих встреч, осваивать профессию не только на уроках, но и в рамках внеучебной деятельности.
Обучающиеся по специальности «Специальное дошкольное образование» — активные участники подготовки и проведения мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках договора о сотрудничестве с Санкт-Петербургской общественной организацией инвалидов «Даун-центр» в колледже регулярно проходят праздники для детей с синдромом Дауна.
Хороший профессиональный опыт получают студенты при проведении Некрасовских педагогических студенческих чтений. В 2015 году впервые в конференции «Исследовательская деятельность в образовании: формирование интеллектуального потенциала России» приняли участие ученики школ города. Проведение таких совместных мероприятий, несомненно, служит формированию у обучающихся верности учительской профессии.
В октябре 2015 года мы впервые и достаточно успешно попробовали свои силы в открытом чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia по СЗФО в компетенции «Дошкольное образование».
В ноябре участвовали в I Всероссийском форуме педагогических колледжей.
— Какое значение это имело для вас и как вы оцениваете основные направления государственной политики в сфере среднего профессионального образования?
— Первый всероссийский форум педагогических колледжей, несомненно, значительное событие в нашей жизни, задавшее основной вектор развития системе среднего профессионального педагогического образования. Для нас очень важно было, как говорится, сверить часы, убедиться в правильном понимании задач, поставленных перед нами государством. Нам импонируют основные направления государственной политики в сфере среднего профессионального образования. Дальнейшее движение вперёд предусматривает повышение значимости педагогических колледжей в системе модернизации педагогического образования, обеспечение непрерывности профессиональной подготовки педагогов и соответствие стандартов СПО реальным потребностям рынка труда, создание условий для организации обучения по программам прикладного бакалавриата, а также многое другое, что в плане образования пойдёт на пользу и государству, и отдельной личности.