Строительный техникум № 30: конструктивный подход к обучению рабочей профессии нового типа №1(13), 2016 год
«Если вы хотите стать достойным представителем одной из важнейших отраслей человеческой деятельности — строителем, мы будем рады приветствовать вас в строительном техникуме № 30». Такое прямое и ясное послание на сайте учебного заведения отражает суть конструктивного подхода к обучению рабочей профессии нового типа. Об эффективности системы профессионального образования Москвы на примере строительного техникума № 30 мы разговариваем с заместителем директора по учебно-производственной работе Татьяной Черепниной.
— Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, о том, как складывалась история вашего учебного заведения.
— Мы никогда не меняли профиль подготовки студентов — с самого начала, то есть с момента объединения в 2005 году трёх отдельных профессиональных образовательных учреждений. В то время многие строительные техникумы, стремясь компенсировать спад интереса со стороны абитуриентов, предлагали вчерашним девятиклассникам получать не только строительные, но и модные на тот момент профессии — от экономистов и бухгалтеров до кинологов и парикмахеров.
С тех пор к рабочим профессиям столяра, плотника, штукатура, отделочника мы добавили новые специальности, например: строительство и эксплуатация зданий и сооружений, дизайн (по отраслям), архитектура, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Подчеркну, что все они профилированы под запросы именно строительных предприятий.
— Чем обеспечивается эффективность применительно к данной сфере обучения?
— Прежде всего качеством преподавателей и преподавания. Затем следуют уровень материально-технической базы учреждения, состояние информационных ресурсов, развитая методика преподавания — все эти компоненты должны органично питать образовательный процесс. Если говорить об административной стороне, то эффективность зависит от надлежащего планирования учебной деятельности, рациональной её организации (здесь очень важны подбор и расстановка кадров), создания и поддержания мотивации, в том числе для мастеров и преподавательского состава, ну и, конечно, мониторинга всех процессов.
Внеаудиторная работа, надо сказать, не менее важна для поддержания качества обучения, чем аудиторная. Скажем, конкурсы профессионального мастерства — отличная платформа для обеспечения качественной подготовки. На базе техникума № 30 уже давно проводятся городские конкурсы и олимпиады по профессиям. Третий год подряд мы являемся площадкой конкурса среди школьников Москвы под названием «Юные мастера столицы», который пропагандирует рабочие профессии.
Качество, а значит, и эффективность подготовки контролируют наши социальные партнёры, причём самым простым образом: приглашая на работу наших выпускников. Их востребованность и состоявшееся трудоустройство являются, по сути, базовыми критериями.
— Как развивается сотрудничество с социальными партнёрами?
— Приведу два живых примера. Первый касается подготовки рабочих для высокотехнологичных отраслей Москвы с элементами дуального образования — когда обучение молодых людей выбранной профессии происходит и в образовательном учреждении, и на обучающем предприятии. В нашем случае речь идёт о специальности «Мастер отделочных строительных работ». Теорию ребята изучают у нас, а вся практическая подготовка идёт на предприятии «Бетиар — 22», которое специализируется на выпуске сборных железобетонных конструкций для строительства жилых домов. Суть проекта состоит в том, что, придя на это производство после получения диплома и уже обладая умениями и навыками, нужными работодателю, молодые специалисты могут рассчитывать на участие предприятия в их дальнейшем заочном образовании, а также на включение в ипотечную программу. Это долгосрочная программа, предусматривающая мониторинг на большую перспективу. Второй проект начат с группой компаний «Алаксар», производящей стеклообои и занимающейся некапитальным ремонтом. Она продвигает на рынок свою продукцию через обучение новым технологиям, и нам это интересно. Практика студентов на предприятии привела к тому, что многие остались там работать, а техникум записал себе в актив ряд новых технологий, которые мы теперь можем преподавать.
— Насколько конкурентоспособен строительный техникум № 30?
— Конкурс на поступление постепенно растёт. Это явное свидетельство возрождения интереса к профессиональному образованию. Именно среднее профессиональное, а не высшее образование обеспечивает многим странам динамику развития национальной экономики.
Сегодня мы ведём подготовку по следующим основным укрупнённым группам специальностей: архитектура, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство. Сюда входят восемь специальностей и четырнадцать профессий рабочих и служащих на базе среднего общего образования. Есть совершенно новые, современные специальности: информационное обеспечение градостроительной деятельности и земельно-имущественные отношения. Планируем открыть обучение по профессии «Монтажник сантехнических систем и систем кондиционирования», а также «Мастер жилищно-коммунального хозяйства». Кроме того, имеются дополнительные профессиональные программы, включающие переподготовку и повышение квалификации взрослых специалистов — таких программ около тридцати. Так что выбор есть.
— Какое достижение последнего времени может считаться наиболее значимым для вашего учреждения?
— Мы стали специализированным центром квалификации для подготовки к профессиональным чемпионатам и конкурсам разного уровня, включая международные, например WorldSkills Russia. В этом году мы готовили юношу из Казани, который ездил на конкурс в Бразилию. Он завоевал там приз зрительских симпатий, и сам факт его участия весьма значим для всего российского профессионального сообщества. Наши планы включают постепенное превращение техникума в большую инженерную школу, и центр, о котором я говорю, должен со временем обзавестись творческими мастерскими по строительным специальностям — именно они станут притягивать будущие кадры.
Профессия на стыке современных знаний
Старший мастер техникума Сергей Асташко сообщил нам, что Строительный техникум № 30 имеет одну из лучших в Москве материально-технических баз для обучения строительным профессиям. «В ходе городской целевой программы «Рабочие кадры», — рассказывает он, — техникум, представив свой план развития, выиграл конкурс на замену оборудования, а также расширение площадей. В распоряжение техникума поступили фрезерные станки с числовым программным управлением, которые обрабатывают не только древесину, но и различные виды пластика, мягкие металлы и даже камень. Чтобы такая техника могла полностью раскрыть свой потенциал, студенты должны в совершенстве овладеть CAD- и CAM-программами, а также 3D-программированием. Должно произойти переплетение знаний оператора станка с ЧПУ и специалиста в области технологии обработки материалов. Это профессия на стыке современных знаний. Отмечу, что и вознаграждение за такой труд достойное: оператор станка с ЧПУ может для начала зарабатывать 50 тыс. рублей в месяц, а в перспективе — вдвое-втрое больше. Для обучения автомехаников в отдельном здании построен специальный комплекс, где существуют все элементы современного автоцентра, от диагностического узла до покраски. Что представляет собой современный студент техникума как личность? Тот, кто пришёл в него осознанно, чтобы получить профессию и завоевать в ней своё место, непременно его найдёт».
Антон Антонов, заведующий структурным подразделением по учебно-производственной работе, отвечает за теоретическую подготовку специалистов среднего звена и одновременно преподаёт курс архитектуры. «Согласен с коллегой мастером в том, — подтверждает он, — что выпускник техникума, подходящий к своему обучению добросовестно и ответственно, имеет все шансы стать квалифицированным специалистом — а иные сейчас и не могут быть востребованы. Таких, кто пришёл к нам случайно, единицы. В чём наш плюс? Тот, кто решил стать архитектором, делает такой выбор достаточно рано, ещё в школе, и после окончания техникума у него есть возможность быстрее влиться в профессиональное сообщество, начать зарабатывать».
А как же ощущает себя в учебном заведении главный участник процесса — обучающийся? Об этом мы спросили у студента третьего курса Владислава Эльского. Оказалось, что к середине образовательного курса он уже получил профессию столяра-строителя и теперь претендует на диплом техника по строительству и эксплуатации зданий и сооружений. «30-й строительный техникум, — говорит Владислав, — дал мне цель жизни. Всё главное впереди — уверен, что стану инженером».