Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Сергей Евсеев: «Управление спортом требует высоких технологий» №1(13), 2016 год

Геннадий Габриэлян

Подготовка спортсменов высших достижений, способных побеждать на Олимпиадах, и их тренеров неуклонно становится областью современных технологий — как собственно спортивных, так и управленческих, научных, кадровых и других. О концепции развития системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации и других актуальных вопросах беседуем с директором Департамента науки и образования Министерства спорта РФ, доктором педагогических наук, профессором Сергеем Евсеевым.

— Сергей Петрович, как вы обрисуете актуальное состояние отечественного спорта?

— Ещё за несколько лет до зимних Олимпийских игр в Сочи стало ясно, что в российской системе спорта высших достижений (а именно в этой зоне замеряются конечные достижения каждой страны) произошёл кризис. Одной из основных его причин явилось снижение роли государственных органов управления. К тому же финансирование важнейших направлений развития спортивной науки и образования, медицинского и антидопингового обеспечения приобрело в определённый момент почти символический характер.

Уже тогда, за четыре года до Олимпийских игр, Министерство спорта Российской Федерации разработало комплекс мер по выходу из сложившейся ситуации. Главный вектор усилий был направлен на увеличение государственного влияния на развитие спорта, а также науки и образования в этой области. Минспорт России добился выделения отдельной строки — «Физическая культура и спорт» — в системе Всероссийской бюджетной классификации; осуществил разработку государственной программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; научно обосновал концепцию базовых видов спорта, ориентированную на активное подключение регионов к подготовке спортивного резерва; ввёл в действие концепцию спортивной подготовки и новый тип учреждений спортивной подготовки; создал Федеральный центр подготовки спортивного резерва; утвердил в установленном порядке федеральные стандарты спортивной подготовки по всем олимпийским и ряду неолимпийских видов спорта, провёл также много другой работы.

Тогда же были заложены концептуальные направления развития средств и методов совершенствования подготовки спортсменов различной квалификации, научно-методического обеспечения спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва, а также медицинского обеспечения подготовки спортсменов и проблем допинга. В отдельный блок была выделена стратегическая разработка комплексных целевых программ для различных видов спорта. Эта работа представлялась принципиально важной, ведь в системе Минспорта имеется мощный образовательный блок: четырнадцать высших учебных заведений, одиннадцать училищ олимпийского резерва (колледжей) — и вся эта образовательная сеть должна функционировать в соответствии с едиными федеральными государственными образовательными стандартами, а также утверждёнными в 2014 году профессиональными стандартами: спортсмена, тренера, тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре и спорту, инструктора-методиста, инструктора-методиста по адаптивной физической культуре и других должностей.

Так что, если говорить о концептуальных основах системы подготовки спортивного резерва, хочу подчеркнуть, что всё перечисленное требовало реанимирования государственного управления спортом применительно к современной обстановке, когда спорт вместе со всей экономикой оказался зависим от рынка. Основное финансирование спорта перекочевало в субъекты федерации и на уровень муниципальных образований. Всё это привело к тому, что на какой-то период система подготовки спорт-сменов высокого уровня, сборных команд и спортивного резерва значительно ослабла.

Памятуя о тех временах, когда наша страна безоговорочно занимала первые места в неофициальном командном зачёте на большинстве соревнований мирового уровня, мы поставили целью включить рычаги государственного управления спортом в новых социально-экономических условиях — в этом смысле я и говорю о реанимировании. Начинать надо было с восстановления государственного финансирования и государственного контроля. Вернёмся к концепции базовых видов спорта для каждого конкретного региона. Исходя из его исторических традиций и состояния материально-технической базы, кадрового потенциала, достижений спортсменов, которые тренируются в данном регионе, соответствующие виды спорта были утверждены в приказе Минспорта России, который учёл заявки и пожелания самих регионов. Затем был определён порядок дополнительного финансирования соответствующих программ. Был принят закон о спортивной подготовке, который вошёл составной частью в основной закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации. Последовавшие конкретные мероприятия происходили уже на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта. Стандарты позволили создать отдельную структуру — систему учреждений спортивной подготовки, отличающихся от существующих детских спортивных школ и предоставляющих больше возможностей именно для спортивной подготовки, а не только для развития личности в спорте. Определён был также порядок предпрофессиональной подготовки — чтобы ребята с 4–5-летним опытом занятий спортом могли идти дальше по этой стезе, избрав её в качестве основного дела в жизни.

По состоянию на конец 2013 года во всех субъектах Российской Федерации действовало около пяти тысяч детско-юношеских спортивных школ различного профиля, в которых занималось 3,3 млн детей и подростков. Нижний возраст определялся видом спорта, начиная от шести лет, а ограничительный верхний предел в восемнадцать лет был снят: в учреждении спортивной подготовки спортсмен может тренироваться вплоть до того гипотетического момента, когда его возьмут в сборную.

— Расскажите о спортивных стандартах.

— Они определяют параметры тренировочного процесса. Возьмём требования к кондиции спортсмена: чтобы перейти с этапа на этап — а у нас их прописано четыре: этап начальной подготовки, тренировочный этап (этап спортивной специализации), этап совершенствования спортивного мастерства и этап высшего спортивного мастерства, — нужно выполнить определённые тесты. Или чисто материальная сторона: чего и сколько нужно для подготовки спортсмена? Например, сколько спортивных залов и спортивных снарядов понадобится для того, чтобы из новичка мог вырасти чемпион? В стандартах описаны особые условия тренировок, скажем, в высокогорье. Должен сказать, что инструкции, касающиеся непосредственного претворения в жизнь этих стандартов, постоянно проверяются на практике и корректируются. Тренировочный процесс не самоцель. Он должен быть направлен на то, чтобы опережать ближайших соперников из других стран. Летние юношеские Олимпийские игры 2014 года, проходившие в августе в Китае, дали отличные результаты: наша сборная опередила всех, кроме хозяев игр. Резерв пошёл!

На этом фоне у нас появляются реальные поводы для того, чтобы расширять материально-техническую основу спортивных вузов: большие деньги министерство выделило на строительство или модернизацию спортивных баз в Казани, Смоленске, Чайковском и других местах. Можно гордиться Центром подготовки сборных команд по лыжным гонкам, биатлону и фристайлу в Токсово: его лыжно-биатлонный туннель имеет уникальные характеристики: высота 6 метров, ширина поворота 8 метров, 10 мишенных установок. Даже летом там поддерживается температура до —9 °C.

— Что представляют собой федеральные экспериментальные (инновационные) площадки по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва, упомянутые в Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в РФ?

— Это своего рода полигоны для испытания наших предложений. Выбраны двенадцать регионов, и каждый получил задание. В частности, Воронежская область работает над созданием региональной модели управления подготовкой спортивного резерва на основе кластерного подхода, например, ищет оптимальный вариант по созданию на уровне субъекта института старших тренеров по видам спорта и обеспечения его финансированием — решение этой задачи в общем виде позволит эффективно готовить сборные команды области, края, республики. Тверская область занята другим проектом: как на практике применять утверждённые Минтрудом России профессиональные стандарты спортсмена, тренера и других должностей. Например, внутри стандарта тренера существует четырнадцать различных должностей — с учётом необходимости заключать с людьми трудовые соглашения. Брянск изучает методики оценки эффективности работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Другими словами, созданы проверочные площадки для реформирования всей системы спортивной подготовки, и обратная связь с ними даёт ценную практическую информацию. Мы исходим из того, что новая система спортивной подготовки заработает в полном объёме в 2017 году, хотя многие её элементы дадут результат и раньше.

Всё, что мы с вами обсуждаем, сведено в документ под названием «Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации». Его достоинством является то обстоятельство, что он поддержан не только теоретическими разработками, но и соответствующими бюджетными мерами. В целом нам удалось просчитать все основные позиции и вывести их в рублях. Раньше этим никто не занимался. Экономика большого спорта, учитывающая расходы всех участвующих звеньев, требует новых обобщений. Только так можно повысить эффективность вкладываемых средств. Сколько надо вырастить мастеров спорта, чтобы один из них попал в сборную? Исследование подобных закономерностей тоже часть спортивной науки, которой занимается наш департамент.

— Следующий эшелон обеспечения спортивного успеха — это, конечно, отряд профессиональных тренеров…

— Если мы вспомним те наши учебные планы, которые раньше выполняли функции образовательных стандартов, то увидим, что принципиально изменились сама система и идеология образования. Прежде было так: иди, учись по программе, одинаковой для всех, которую утвердили либо министерство образования, либо Госкомспорт, — и через четыре года станешь тренером. Теперь появилась вариативность образования, автономность учебного учреждения стала гораздо выше, и обязательная база составляет лишь пятьдесят процентов от общего объёма учебных программ. Исчезла система распределения. С одной стороны, со вступлением в Болонское соглашение мы выполнили все требования, которые оно предъявляет к высшей школе, перешли на двухуровневую систему — это расширило возможности творческого поиска, каждый студент может теперь сам выбирать так называемую индивидуальную образовательную траекторию. С другой стороны, ослабли требования к тому, что он обязан сделать. Чтобы исправить возможные диспропорции, нами были разработаны, а Министерством образования и науки утверждены федеральные государственные образовательные стандарты подготовки в спортивных вузах — по физической культуре, адаптивной физической культуре (для лиц с отклонениями в состоянии здоровья), а также по спорту, рекреации и спортивно-оздоровительному туризму. Отдельные вузы могут стать профилированными. Например, в городе Чайковском (Пермский край) существует полная линейка трамплинов, превосходная трасса для биатлона — почему бы не сделать тамошний институт физической культуры институтом зимних видов спорта и готовить тренеров этого профиля?

Кроме того, в рабочем порядке мы даём определённые подсказки ректорам тех вузов, в которых существуют спортивные кафедры. Говорим: если вы работаете в определённом регионе, то должны иметь филиалы своих кафедр на тех объектах, где идёт тренировочный процесс по базовым видам спорта. Мы можем определять контрольные цифры приёма, увеличивая или уменьшая их по определённым направлениям.

— И всё же, достаточно ли в России тренеров?

— Опять-таки позволю себе начать с более общего вопроса — о необходимости сохранения отраслевой подготовки кадров. Идея объединить все виды высшего образования под эгидой Министерства образования и науки для спорта, по нашему убеждению, не годилась, и в итоге мы сумели отстоять свой сегмент отраслевой подготовки. В первую очередь речь идёт о тренерах, а также о научном сопровождении сборных команд и резерва. Все четырнадцать спортивных вузов, которые остались за Министерством спорта, как раз над этим и работают.

Что касается количества тренеров, то ответить на этот вопрос достаточно трудно, хотя бы потому, что соотношения между количеством занимающихся спортсменов и тренеров очень сильно различаются в зависимости от этапа спортивной подготовки, на котором находятся спортсмены. Причём в разы! Кроме того, в стране идёт бурное строительство спортивных сооружений — в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Открываются новые тренировочные площадки, новые секции. Тренеры нужны всегда. Подчеркнём, что у нас есть резерв — специалисты, которые получили профильное образование, но по разным причинам на время уходили из профессии. Поэтому стоит также вопрос об их возвращении, создании для них достойных условий труда и о грамотной переподготовке тренеров, повышении их квалификации. Органы управления физической культурой и спортом в регионах должны давать свой прогноз на требуемое количество тренеров. Таким образом, вопрос о подготовке тренеров не может решаться без участия субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Скажем, в их собственных интересах — обеспечить будущим тренерам хорошие условия для работы. И подать заявку на распределение, конечно. Кто у нас заказчики кадров? Кроме субъектов и муниципальных образований, это ещё и федерации по видам спорта — там, правда, тренерские кадры нужны на уровне сборных команд, а также сборных молодёжного состава.

Сейчас делаются первые шаги для того, чтобы сформировать национальную спортивную биржу труда, — до сих пор все перемещения спортсменов и тренеров происходили спонтанно, по инициативе руководителей спортивных организаций на местах. Скорее всего, это будет некоммерческая организация, хорошо владеющая технологией кадровых агентств. Деятельность спортивной биржи труда при этом не может сводиться к поиску персонала: она должна быть способна организовать и тестирование специалистов, и их обучение и переподготовку. А также уметь разыскать нужного специалиста не только в пределах страны, но и за рубежом.

— Научно-методическое обеспечение сборных команд — что это за узел проблем?

— Современный тренировочный процесс невозможно представить без участия науки. Спектр её вовлечения очень широк: как планировать нагрузки, каким образом помочь восстановлению спортсмена, какие психологические проблемы могут у него возникать, наконец, чем должен питаться будущий чемпион и многое другое. Вся подобная проблематика требует наблюдения и сопровождения со стороны специалистов, обладающих научной подготовкой. Что касается непосредственно медицины, то эта область обеспечения сборных передана в ведение Федерального медико-биологического агентства.

В настоящее время сформированы комплексные научные группы по видам спорта, которые прикрепляются к основной сборной и её резервному составу. В них входят сотрудники научно-исследовательских институтов и вузов. Такие группы создаются на временной основе для того, чтобы проводить текущие и этапные комплексные обследования и давать оценку соревновательной деятельности.

На зимних видах спорта отработана ещё одна модель, при которой члены комплексных групп становятся фактически частью сборной и сопровождают её повсюду, включая соревнования и сборы за рубежом. Эти специалисты аккумулируют информацию и передают её в аналитический центр в Москве, который в оперативном режиме даёт свои рекомендации. Это и есть научно-методическое обеспечение.

Можно выделить те связанные с выносливостью виды спорта, в которых она играет особую роль: лёгкая атлетика (длинные дистанции), велоспорт, плавание. Здесь легко попасть в область перетренировки и сорвать адаптационные процессы. Ещё одна группа — сложно-координационные виды спорта: спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание. Их сопровождают с применением видеосъёмки, необходимой для биомеханического анализа движений, и других методов.

Какие при этом возникают общие проблемы? Объёмы спортивных нагрузок приближаются к своему максимуму, и принципиально важным становится находить оптимальные режимы тренировочного процесса, работать над недовосстановлением и супервосстановлением спорт-смена — вся эта технологизация и составляет ядро сопровождения. Замечу, что в каждом виде спорта она имеет множество оттенков.

Что делает в этой сфере Департамент науки и образования Министерства спорта? Прежде всего, мы определяем модели научно-методического обеспечения по группам видов спорта, рассматриваем предложения федераций по этим вопросам, по кандидатурам руководителей комплексных научных групп. Они утверждаются приказом министра. Кроме того, финансируем соответствующую деятельность, перечисляя средства в Центр спортивной подготовки сборных команд России, который распределяет их затем на конкурсной основе.

— Отсюда хочется перейти к проблемам информатизации процессов спортивной подготовки.

— Информатизация породила уникальную вещь: был создан аналитический центр по работе со сборными, который находится в уже упоминавшемся Центре спортивной подготовки. Там формируется база данных об основных, топовых спортсменах сборных команд. Начали мы с зимних видов, сейчас постепенно добавляются и летние. Информация включает аналитику всего процесса восхождения спортсмена на вершину его возможностей и непрерывно пополняется данными о том, как он выполняет план индивидуальной подготовки. За счёт внесения в базу всех, даже самых мелких деталей процесса «на выходе» можно видеть детальные рекомендации спортсмену: вот твой пик спортивной формы, здесь можно ожидать спада, а отсюда ты опять пойдёшь в гору. Главный ракурс анализа всегда направлен на одно и то же: в каждый конкретный момент необходимо знать, насколько и почему спортсмен мог отклониться от заданной траектории подготовки. Чтобы построить математическую модель, которая давала бы ответ на такие вопросы, была проделана колоссальная работа.

— Так сколько же, в конце концов, стоит одна олимпийская медаль?

— Всегда считал подобный вопрос некорректным, но попытаюсь ответить. Примерно 40–45 спорт-сменов, достигших этапа высшего спортивного мастерства в определённом виде спорта, дают одного-двух членов сборной команды, способных завоевать медали самого высокого ранга. Вот на этом посыле ещё можно строить какие-то расчёты, однако и здесь присутствует много вероятностных факторов. Примером невежества в вопросах организации спорта и политической конъюнктуры может служить попытка некоторых «специалистов-экономистов» определить стоимость медалей путём деления всех средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта, на количество медалей.

— И если бы не допинговая проблема…

— Да, она не теряет актуальности. Антидопинговое обеспечение спорта состоит, как считают профессионалы, в недопущении использования запрещённых средств. Российское антидопинговое агентство РУСАДА заключило соглашение с ФМБА России о повышении антидопинговой безопасности лекарственных средств, биологически активных добавок, напитков и продуктов питания, применяемых в процессе подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации. В целях обеспечения соответствия требованиям Международного стандарта для тестирования, а также соблюдения прав спорт-сменов на своевременное получение информации РУСАДА публикует список спортсменов, входящих в национальный регистрируемый пул тестирования. Мы постоянно информируем всех заинтересованных лиц об изменениях в ВАДАвском списке неприемлемых фармацевтических средств, проводим внесоревновательный контроль спортсменов. С другой стороны, продолжается научная работа, общая цель которой — выявлять новые магистрали повышения спортивных результатов без применения запрещённых средств и препаратов.

— Разговор о спорте сегодня был бы неполным без упоминания о паралимпийском движении. Как проявляются его современные характеристики?

— Если говорить о более чем убедительных успехах наших паралимпийцев, наблюдающихся в последнее время, то необходимо констатировать: в отличие от процессов реанимации системы спорта олимпийцев здесь осуществлялся процесс создания не существовавшей ранее государственной системы паралимпийского спорта. А создание, формирование чего-либо, как правило, более простая задача по сравнению с исправлением, коррекцией, освобождением от ошибок.

Кроме того, в последнее десятилетие происходит постепенное уравнивание прав и возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с правами и возможностями здоровых спортсменов. Сюда относится обеспечение научно-методического сопровождения, приведение в соответствие размеров морального и материального вознаграждения за спортивные достижения, увеличение финансирования Единого календарного плана (ЕКП), предоставление современной спортивной экипировки, спортивного инвентаря и спортивных сооружений и многое другое. Данные процессы поддерживаются тем, что в обществе постепенно изменяется аксиологическая концепция отношения к инвалидам, внедряется личностно-ориентированная концепция, в соответствии с которой ценность человека не зависит от состояния и уровня его здоровья.

Безусловно, все перечисленные факторы внесли свой вклад в успешное выступление российских спорт­сменов-паралимпийцев на международной спортивной арене, в том числе и в их триумфальное выступление на Паралимпийских зимних играх в Сочи в 2014 году.

— Какую из мировых практик в области подготовки спортсменов вы бы считали нужным активизировать?

— Стоило бы обратить большее внимание на возможности искусственной управляющей среды. Как известно, разработанная профессором И.П. Ратовым теория об этой среде содержит в себе два компонента. Первый — это создание таких искусственных условий для воспроизведения различных спортивных упражнений, при которых становится возможным резко ограничить влияние факторов, мешающих естественному выполнению упражнения. В тренажёрах соответствующей конструкции становится возможным существенно ослаблять влияние основных помех, уменьшать непроизводительные энергетические траты, ограничивать вероятность ошибок. Второй компонент — восполнение дефицита естественных сил спортсменов привнесением в процесс выполнения движения внешних, искусственно организованных энергосиловых добавок — здесь речь идёт об активном внешнем воздействии на двигательные системы организма. Искусственная управляющая среда задаётся определённым интеллектуальным руководителем и включает множество компонентов, скажем, от степени упругости беговой дорожки до состава воздуха в помещении, где происходит тренировка. При подготовке спортсменов высших достижений будущее, безусловно, принадлежит большей управляемости тренировочного процесса, тонкой его настройке.

Справочно

СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

В Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации говорится, что в сложившейся системе подготовки спортивного резерва в Российской Федерации выделяются 

на федеральном уровне

• Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», осуществляющее организационно-методическое руководство и координацию работы по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации,

• федеральные училища олимпийского резерва, целью которых является создание условий для обеспечения непрерывной подготовки спортсменов — кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации в период их обучения и прохождения спортивной подготовки,

• федеральные экспериментальные (инновационные) площадки по развитию системы подготовки спортивного резерва, 

на региональном уровне

• государственные учреждения — центры спортивной подготовки,

• региональные (межрегиональные) спортивно-тренировочные центры,

• образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта: среднего профессионального образования, училища (техникумы, колледжи) олимпийского резерва; дополнительного образования детей,

• специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва,

• детско-юношеские спортивные школы,

• детско-юношеские спортивно-адаптивные школы,

• адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки,

• дворцы спорта для детей и юношества,

• детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры, 

на муниципальном уровне

• муниципальные детско-юношеские спортивные (физкультурно-спортивные, физической подготовки, культурно-спортивные, спортивно-туристские, спортивно-досуговые и др.) клубы (центры),

• учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.