Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Интерактивный практикум повысит уровень финансовой грамотности учащихся №1(13), 2016 год

Наталья Дрошнева

В современном мире в отношения с финансовыми организациями вступает практически каждый взрослый гражданин. Однако, согласно исследованиям, российский потребитель зачастую не может разобраться в условиях подписываемых им договоров и несёт серьёзные убытки. Повышать уровень знаний в этой сфере нужно начиная со школы и в доступной для учащихся форме. Именно с таким посылом был создан интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор», о котором нам рассказал Константин Лариусович Москаленко, генеральный директор компании «ОС3», отвечающей за этот проект. 

— Константин Лариусович, как появилась идея создания интерактивного практикума?

— Идея, можно сказать, витала в воздухе. Развитие финансовой грамотности — важная задача обеспечения экономической безопасности граждан, так как уровень знаний рядового гражданина о своих правах и обязанностях оставляет желать лучшего. В большинстве случаев люди подписывают различные договоры с банками и страховыми компаниями, даже не читая их, полагаясь на то, что говорят им сотрудники этих организаций, или если читают, то не могут разобраться в сути документа. Как результат — разочарование в ожиданиях, судебные иски и денежные потери, которых можно избежать.

Компания «ОС3» в сотрудничестве с практикующими юристами, преподавателями ряда ведущих вузов России, учителями профильных школ год назад вышла с инициативой по созданию интерактивного практикума, который поможет уже в школе учащимся познакомиться с основами финансовой грамотности в доступной форме. Мы давно разрабатываем технологии, помогающие восприятию сплошных связных текстов документов, и у нас уже накоплен приличный опыт создания различных образовательных программ и приложений. Наши универсальные межпредметные (ОС3 Хронолайнер®, ОС3 Реффорт®) и предметно-ориентированные продукты хорошо известны во многих российских школах, позволяют адаптировать содержание учебного материала в ходе учебного процесса и повышают интерес к обучению. Наша инициатива по созданию практикума была поддержана в рамках проекта МБРР и Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

— Что представляет собой интерактивный практикум? Чем он может быть полезен в учебном процессе?

— Интерактивный практикум — это электронное учебное пособие, в котором материал изложен таким образом, чтобы способствовать освоению юридического языка нормативных актов. Основная его задача состоит в том, чтобы развить у учащихся умение читать и понимать договор с финансовыми организациями, определять и понимать риски, вытекающие из него. Для этого на первом этапе мы создали методическую основу, затем подготовили учебные материалы и прототип будущего продукта. Мы выбрали 11 самых востребованных типов договоров: авто-, микро- и потребительский кредиты, ипотека, кредитная карта, банковский счёт, личное, имущественное и автострахование, ДМС, негосударственное пенсионное страхование.

Затем настал ответственный момент создания программного комплекса, включающего в себя интернет-сайт и приложения для мобильных устройств (ведь школьники теперь познают мир зачастую с экранов своих смартфонов). Интерактивный практикум предлагает тексты договоров, приближенных к реальной жизни. При этом для каждого договора даётся маршрут его чтения, при прохождении которого ставятся вопросы на понимание прочитанного. В каждом договоре выделены информационные блоки, которые сопровождаются комментариями специалистов, адаптированными для восприятия на понятном (не юридическом) языке.

Раздел интерактивной викторины обогащён детализированными подсказками по каждому варианту ответа и по вопросу в целом, с возможностью записать в блокнот все ключевые аспекты для заключения договора, чтобы лучше их запомнить.

Раздел «Как я заключил договор» предлагает ознакомиться с одной историей успеха при заключении финансового договора. Он будет полезен не только учащимся, но и людям старшего возраста, которых интересуют конкретные шаги для быстрого получения эффективного результата.

Этот практикум можно использовать как для самостоятельного обучения, так и в рамках проектной деятельности в школах, вузах и других учебных заведениях. Полагаю, что современный дизайн, проработанная система позитивной мотивации сделает работу с практикумом не только интересной, но и приятной.

— Есть ли у вас уже какие-то отклики от пользователей практикума? Насколько он востребован?

— Очень важным этапом реализации проекта стала апробация практикума в образовательных учреждениях. Весной этого года мы протестировали его среди учащихся старших классов нескольких московских школ, а также среди студентов РАНХиГС и получили очень хорошие отзывы: более 87 % респондентов после работы с практикумом ответили, что приобретённые знания им, безусловно, нужны и они ещё не раз к нему обратятся.

Контакты:
Сайт интерактивного практикума http://intpract.oc3.ru/
Сайт компании ОС3 http://www.oc3.ru/