Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Вениамин Каганов: «Пришло время русского языка» №1(12), 2015 год

Геннадий Габриэлян

В ходе глобализации мира процессы экономической, политической, социальной и культурной интеграции происходят непрерывно. О том, как они отражаются на российской системе образования, о конкурентоспособности отечественного образования, международном сотрудничестве и некоторых других вопросах, касающихся образовательной сферы, нам рассказал заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Шаевич Каганов.

— Вениамин Шаевич, каковы, на ваш взгляд, основные аспекты интеграции российского образования в мировое образовательное пространство?

— Время гениальных одиночек в науке, видимо, прошло. Сегодня новые открытия и их внедрение происходят за счёт объединения усилий большого числа профессионалов из разных школ и стран для получения быстрого и значимого результата. Поскольку максимальный эффект получит тот коллектив, который первым сделает открытие, то фактор времени играет решающую роль. Таким образом, можно говорить об изменении самих принципов организации науки и образования – когда на первый план выходят такие факторы, как интернационализация и время. 

Для российского образования и науки стимулом для ускорения интеграции в мировое образовательное и научное пространство служит повышение эффективности. Однако при этом одной из важнейших задач является сохранение собственной уникальности, способности не растерять то ценное, что наработано в этих сферах за многие годы. Одновременно нам необходимо обогатить отечественную систему образования передовыми зарубежными инновационными программами и технологиями, интеллектуальным потенциалом, грамотно использовать результаты партнёров и конкурентов. 

Понятие конкурентоспособности сегодня относится не только к области экономики, но и к образовательной сфере. Уверен, вы знаете о том, что в мае 2012 года президентом России поставлена задача: к 2020 году не менее пяти российских вузов должны войти в первую сотню мировых университетских рейтингов. Сегодня в этом направлении ведётся активная работа.

В целях масштабной интеграции Российской Федерации в мировое образовательное пространство Мин­обрнауки России последовательно проводит линию на закрепление позиций отечественного образования и русского языка в странах-партнёрах и на дальнейшее углубление интеграционных процессов в образовательной и научной областях со странами ближнего и дальнего зарубежья. Эта работа ведётся во взаимодействии с МИД, Россотрудничеством, РАН и другими организациями, связанными с продвижением интересов российского образования и науки за рубежом.

— Как отечественная система образования выглядит на общемировом фоне? Насколько, по вашему мнению, она конкурентоспособна на сегодняшний день?

— Те процессы, которые происходят в сфере образования России, находятся в рамках основных мировых трендов и характерны для образовательных систем передовых стран. Возможно, вас удивит тот факт, что и за рубежом старшее поколение считает, что их учили лучше, чем учат сегодня их детей и внуков. Отсюда возникает недовольство как состоянием образования, так и проводимыми в нём реформами. Специалисты многих стран высказывают разочарование качеством образования и ведут активный поиск новых смыслов и педагогических подходов к обучению детей. Большинство стран либо уже осуществляют радикальные реформы в образовании, либо готовятся к ним.

Анализ международного рынка образования показывает разнонаправленные тенденции. С одной стороны, он свидетельствует о снижении уровня общего образования в школах Западной Европы, США, Канады, а с другой – одновременно о стремительном приближении к лидерам (в том числе России) азиатских и латиноамериканских стран.

При этом мне хотелось бы отметить, что на общем фоне российское образование и наука выглядят достойно, а по многим направлениям опережают общую ситуацию. Этот факт даёт нам возможность наращивать конкурентное позиционирование образования и науки и заявлять свои амбиции в качестве мировой образовательной державы. Российское общее образование – одно из лучших в мире, и об этом свидетельствуют оценки международных исследований. Например, согласно международной статистике PIRLS, мы занимаем устойчивое положение в группе лидеров среди таких стран, как Сингапур, Финляндия, Гонконг. Это говорит не только о жизнеспособности нынешней системы общего образования, но и в целом о преимуществах российской системы над традиционными западными. При этом в области профессионального образования наши результаты намного скромнее, и ситуация выглядит сложнее. По ряду аспектов наша система действительно отстаёт от ведущих университетов, отчасти это связано с недостатками в конкурентном позиционировании российских образовательных программ. Нам надо учиться действовать более активно, продвигая свои программы на внешние рынки. Кроме того, большинство ведущих стран предоставляют своим студентам более высокие стипендии и хорошие условия для проживания по сравнению с нами. Сейчас мы над этим вопросом активно работаем.

Но, несмотря на эти недоработки, в мире и сейчас ценятся специалисты, получившие математическое, естественнонаучное и инженерное образование в ведущих вузах России. 

— Что на сегодняшний день делается министерством в направлении развития международного сотрудничества и каковы основные результаты этой работы?

— Коротко ответить на этот вопрос непросто, поскольку международное сотрудничество охватывает очень большой круг задач. Остановлюсь лишь на некоторых аспектах. По линии Министерства образования в настоящее время в двустороннем формате осуществляется сотрудничество с 80 государствами, работают 143 комиссии и группы. Ежегодно обеспечивается не менее 250 мероприятий – саммитов, встреч на высшем уровне, заседаний; ежемесячно – не менее 60 рабочих встреч и переговоров как в России, так и за рубежом. На постоянной основе проводится переговорная работа по соглашениям о признании документов об образовании и учёных степеней. На сегодня такие соглашения заключены с 70 странами, а еще с 31 ведутся переговоры. 

Что касается многостороннего сотрудничества, то здесь мы взаимодействуем с 28 международными организациями и межгосударственными структурами и 79 их рабочими органами. Ежегодно мы осуществляем не менее 200 протокольных контактов и готовим около 240 документов. Результатами этой работы являются создание условий для признания документов об образовании, проведение совместных научных исследований, расширение практики получения двойных дипломов. Как итог – повышение конкурентоспособности образования и науки страны в целом.

Например, РУДН очень широко использует такую практику, когда студент изучает программу базового и партнёрского вузов, и в результате получает два диплома. Эта программа включает в себя и академическую мобильность, в рамках которой происходит обмен студентами и преподавателями ведущих университетов. Всё больше наших университетов используют практику реализации совместных образовательных программ, позволяя студентам получать дипломы и сертификаты зарубежных образовательных учреждений. Университеты осуществляют мониторинг предлагаемых текущих стипендиальных программ на проведение исследований за рубежом, информируют своих студентов и преподавателей о наличии подобных возможностей  и оказывают консультационную поддержку в оформлении документов.

Для того чтобы мотивировать российских студентов на возвращение в Россию по окончании образовательных программ в зарубежных вузах, с этого года мы запустили программу «Глобальное образование».

Она предусматривает выделение средств на оплату обучения на конкурсной основе студентам из России, самостоятельно поступившим в ведущие зарубежные вузы. Студенты, получившие грант от этой программы, берут на себя обязательство вернуться в Россию по окончании университета и отработать три года. 

Все эти меры, принимаемые нами в совокупности, позволяют нам говорить о повышении конкурентоспособности образования и науки страны в целом. 

— Как обстоят дела с привлечением иностранных студентов в российские вузы?

— Обучение иностранных студентов в российских высших учебных заведениях можно рассматривать как один из способов интеграции страны в мировое образовательное пространство. Эта деятельность регулируется Федеральным законом «Об образовании» и постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». При этом иностранные студенты обеспечиваются миграционной поддержкой, местами в общежитиях, медицинским страхованием, а также государственными стипендиями наравне с российскими студентами.

Для иностранных студентов есть специальная годичная программа по изучению русского языка, что помогает им быстрее адаптироваться в учёбе и в жизни на территории чужой страны. Если говорить о конкретных цифрах, то сегодня в наших вузах обучается более четверти миллиона иностранцев, в том числе 125 тысяч на территории нашей страны. Остальные обучаются по программам четырёх славянских университетов, филиалов отечественных вузов и программам двойных дипломов. 

Много это или мало? Считаю, немало. Тем более что динамика в этом плане положительная, и мы готовим новые предложения в Правительство РФ о расширении бюджетного приёма. 

С 1 сентября 2014 года количество бюджетных квот для иностранных граждан увеличено с 10 до 15 тысяч. Деньги за обучение и стипендии для этих студентов поступят из федерального бюджета. 

Хочу отметить, что такая маленькая страна, как Сингапур, уже обучает более 100 тысяч иностранцев, а через пару лет эта цифра вырастет до 150 тысяч, что принесёт в казну не менее пяти процентов ВВП страны.

Надо сказать, что целый ряд стран построил свою стратегию на привлечении зарубежных студентов в свои университеты – это США, Великобритания, Германия, Чехия и другие. О Сингапуре я уже сказал.

— Как происходит развитие интеграции в образовательной сфере на евразийском пространстве и в странах БРИКС?

— Россия является участницей процесса создания общеевропейского пространства высшего образования, рамки которого были заданы Болонским процессом. Но кроме этого, Россия сотрудничает в области образования и с другими регионами. Нами инициирован и развивается Университет Шанхайской организации (ШОС), сетевой университет стран СНГ, готовится создание сетевого университета БРИКС. В 2013 году в Минске подписано Соглашение о взаимном признании эквивалентности документов об образовании, учёных степенях и учёных званиях в Евразийском экономическом сообществе. 

В четырёх странах постсоветского пространства (Армения, Беларусь, Киргизстан и Таджикистан) созданы и успешно работают совместные славянские университеты, в Туркмении работает совместная школа. Кроме того, в странах бывшего СССР создано более 25 филиалов российских вузов. 

Недавно открыт совместный российско-германский университет на базе Казанского авиационного университета, МГУ создаёт совместный институт на территории Китая. 

В последнее время Казахстан и Китай тратят очень большие средства на обучение своих студентов за рубежом. 

— Вениамин Шаевич, раз уж затронута тема русского языка, расскажите подробнее, как идёт программа развития русского языка и образования на русском за рубежом? Какие важные шаги предпринимаются в данной сфере?

— В настоящее время на первый план выходит продвижение открытого образования на русском языке, многочисленные молодёжные обмены и лагеря с участием иностранных студентов. Важную роль в мотивации к изучению языка имеет предоставление качественного образования на русском языке иностранным гражданам. 

Минобрнауки запустило большой проект, связанный с интернет-обучением языку, который координирует Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина. В проекте участвует более двадцати вузов, в том числе МГУ, СПбГУ, РУДН, и в скором времени их число должно удвоиться. Цель проекта – создать качественные образовательные интернет-ресурсы, которые позволили бы любому ребёнку или взрослому выучить русский язык. Это можно будет сделать самостоятельно или с учителем, который будет работать (согласно выбору ученика) дистанционно, индивидуально или в группе, участники которой также смогут общаться друг с другом по интернету. Уже в этом году на этой платформе будет открыта онлайн-школа по российским образовательным стандартам, доступная круглосуточно в течение 365 дней в году. 

Что касается образования на русском языке, то его может получить тот, кто знает язык. Это значит, что абитуриент уже достаточно выучил язык и ему не придётся тратить год на подготовительное отделение вуза. Поэтому одна из важных задач – дальнейшее развитие центров тестирования по русскому языку за рубежом. Сейчас сдать тесты можно на базе 380 организаций как в России, так и за границей. С каждым годом таких центров будет больше. В этом году в странах СНГ появятся центры, где можно сдать ЕГЭ. 

Я уже говорил о том, что мы продолжаем работу в области взаимного признания документов об образовании – сейчас таких стран 70.

Все меры, проводимые государством, важны, но многое зависит и от нас самих. Мы помним, что французский язык был популярным в XVIII–XIX веках, когда Франция стала центром науки и культуры. В середине XIX века начался расцвет инженерных наук, медицины, физики и химии — и в моду вошёл немецкий язык. В ХХ веке, когда появилась необходимость в языке для общения, им стал английский. А сейчас наступает время креатива, когда важен необычный взгляд на вещи, а это исторически присутствует в русском национальном характере. Значит, пришло время русского языка!

Каким будет Сетевой университет БРИКС

19 июня 2014 года в Москве подписана Декларация об учреждении Национального координационного совета Сетевого университета БРИКС. Этот орган, говорится в документе, создаётся ради объединения усилий в деле организации образовательного и научного пространства, выстроенного по принципу сетевого взаимодействия и академических обменов между всеми членами Сетевого университета (СУ) БРИКС.

Основными задачами СУ БРИКС признаются

  • подготовка высококвалифицированных кадров по следующим образовательным направлениям: математика и естественные науки; технические науки и инжиниринг; здравоохранение и медицинские науки; сельскохозяйственные науки и ветеринария; науки об обществе; гуманитарные науки; образование и педагогические науки;
  • развитие академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования в странах БРИКС;
  • реализация образовательными организациями стран БРИКС совместных образовательных программ и проектов;
  • проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями;
  • содействие сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов стран БРИКС, межкультурному диалогу в студенческом кампусе.

Финансовое обеспечение деятельности СУ БРИКС будет осуществляться за счёт средств международных фондов, добровольных взносов, бюджетных и иных источников.  

Президентская программа «Глобальное образование»
Программа «Глобальное образование» – один из ключевых проектов Агентства стратегических инициатив. 28 декабря 2013 года подписан Указ президента Российской Федерации от № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации», который закрепил принципы реализации и рамочные положения Программы.
Её цель – сохранение и приумножение научных, педагогических, медицинских и инженерных кадров, управленческих кадров в социальной сфере, а также поддержка граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации, и их последующее трудоустройство.
В результате реализации Программы в ведущие российские вузы и научные организации, медицинские учреждения, высокотехнологичные и промышленные компании, организации социальной сферы планируется привлечь на работу до 3 тыс. высококвалифицированных специалистов, получивших образование мирового уровня по программам магистратуры, аспирантуры (докторантуры) и ординатуры.
Программа предоставляет возможность:
• гражданам России – получить образование в ведущих университетах мира и содействие в трудоустройстве по выбранному профилю,
• российским работодателям – найти и пригласить на работу высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на мировом уровне.
Программа направлена на повышение конкурентоспособности российского образования, высокотехнологичного сектора, государственного и муниципального управления, сферы социальных услуг за счёт привлечения в экономику российских выпускников ведущих университетов мира.