Инженерная мысль ООО «НПЦ «Учебная техника»: усиление инновационной активности №1(11), 2014 год
ООО «НПЦ «Учебная техника» города Челябинска занимается проектированием, производством и поставкой лабораторного оборудования и методического обеспечения для учебного практикума в сфере профессионального инженерно-технического образования. Сегодня генеральный директор и соучредитель компании, доктор технических наук, профессор Юрий Галишников рассказывает в интервью нашему журналу о последних разработках учёных Центра и их мыслях на будущее.
— Юрий Петрович, какие «остроумные изобретения» предлагает сегодня ваш Инженерно-производственный центр для высших учебных заведений России?
— Надо признать для начала, что создание учебно-лабораторного оборудования для профессионального образования — это не простое дело, так как в процессе работы над тем или другим лабораторным стендом разработчик сталкивается с взаимно противоречивыми требованиями. С одной стороны, этот стенд должен быть, так сказать, дидактически состоятельным, достаточно богатым по своим функциональным возможностям. Ведь будущий инженер именно в учебной лаборатории приобретает бесценный опыт исследования различных устройств, систем и комплексов из своей отрасли техники. С другой стороны, следует находить и реализовывать лаконичные и, как следствие, относительно малозатратные решения во избежание неоправданного повышения стоимости стенда, что важно для образовательных учреждений со скромным бюджетным финансированием. Вот в этих-то условиях и востребовано изобретательство, касается ли это общей концепции стенда или каких-то конкретных схемотехнических решений. Соответственно, ряд наших разработок имеют защиту в виде патентов Российской Федерации на полезную модель. Вряд ли уместно все их перечислять в данной беседе, но можно упомянуть такие, как «Модель электрической системы», «Лабораторный стенд для изучения характеристик солнечных фотоэлектрических модулей», «Лабораторный стенд для изучения работы ветро-энергетической установки» и другие. Кроме того, для стендов с компьютеризованным управлением разрабатываются пакеты оригинальных, авторских прикладных программ, которые проходят государственную регистрацию. В целом можно констатировать, что практически все наши разработки в области электротехники, электроники, автоматики, электромеханики, электроэнергетики — а их к настоящему времени уже более 200 — в большинстве своём инновационные. Они не являются копиями чего бы то ни было, а созданы в ответ на реальные учебные потребности учреждений профессионального технического образования всех уровней.
— Какие из этих разработок последние или заслуживают особого внимания?
— Из наших свежих разработок заслужила признание учреждений профессионального образования высшего уровня натурная модель ветроэлектроэнергетической установки. Обычно такие установки, по понятным причинам, демонстрируются на выставках в неработающем состоянии. Наши разработчики нашли способ, как демонстрировать и, соответственно, в условиях лаборатории исследовать характеристики этой установки при реально вращающемся роторе ветрогенератора. Мало того, программная часть стенда позволяет оценивать электроэнергетический потенциал ветроресурса любой местности за тот или иной промежуток времени в киловатт-часах, что представляет уже не только учебный интерес. Другая новая разработка «Модель электрической распределительной сети с оптимизацией режимов» (по международной классификации smart grid) отличается тем, что, помимо других её достоинств, найдено изобретательское решение, как обеспечить воспроизводимость и, как следствие, сопоставимость результатов измерений в условиях нестабильного напряжения питающей сети в лаборатории.
— Насколько востребовано учебное оборудование, производимое ООО «ИПЦ «Учебная техника», на российском образовательном рынке?
— Разумеется, российский образовательный рынок для нас является приоритетным. Среди наших заказчиков — Южный, Северный (Арктический), Казанский (Волжский), Уральский и Сибирский федеральные университеты, Московский инженерно-физический институт с его региональными филиалами. Учебные лаборатории Московского, Ивановского и Казанского энергетических университетов оснащены стендами нашего производства. Многолетние творческие связи существуют у нас с Институтом энергетики Томского национального исследовательского политехнического университета и т.д.
Многое делается нами для системы среднего профессионального образования России. Например, в недавнем прошлом мы обеспечивали оснащение лабораторий и мастерских вновь открывавшихся по инициативе МРСК колледжей энергетического профиля в городах Владивостоке и Каспийске (Республика Дагестан), связь с которыми поддерживается и в настоящее время. Предметом нашей особой гордости является то, что к нашей помощи прибегают крупные промышленные объединения и предприятия при оснащении своих корпоративных учебных центров. Так, в 2012 году нами были обустроены девять лабораторий Учебного центра Атомстроя в городе Москве по подготовке высококвалифицированных рабочих и переподготовке ИТР. Также нам было доверено оснащение лабораторий Корпоративного университета и подшефного колледжа УГМК в городе Верхняя Пышма.
— Ограничен ли круг взаимодействия только российскими масштабами? Какие международные связи налажены Инженерно-производственным центром «Учебная техника» и будут ли расширяться далее контакты за пределами нашей страны?
— Несмотря на то что уже ряд лет Инженерно-производственный центр «Учебная техника» является членом Всемирного сообщества разработчиков, производителей и дистрибьюторов образовательного оборудования и материалов WORLDDIDAC, мы до настоящего времени ограничиваемся работой для учреждений профессионального образования Российской Федерации и стран ближнего зарубежья — таких как Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Грузия. Интерес к нашей продукции проявляют также в Киргизии, Узбекистане, Армении и других странах. Налаживаются творческие связи с учреждениями профессионального образования Вьетнама и Лаоса.
— Юрий Петрович, если речь касается инженерной мысли, то всегда хочется задать вопрос не только о настоящем, но и о будущем. В частности, какими новыми проектами занимается коллектив Центра и о чём сегодня ведутся диалоги учёных Центра, если говорить об их планах на будущее?
— Для инновационных предприятий, к числу которых, как думается, не без оснований, мы себя относим, всегда актуально создание и выведение на рынок новых продуктов. Более того, в ситуации экономической турбулентности залогом устойчивого развития компании, как это ни парадоксально звучит, является не ослабление, а, напротив, усиление инновационной активности. Именно такой парадигме мы стремимся следовать в нашей практической деятельности, на это направлена наша «инженерная мысль». Новые изделия создаются нами как по заказам образовательных учреждений, так и инициативно, путём отслеживания ведущих тенденций развития науки и техники.
— ООО «ИПЦ «Учебная техника» — это предприятие с хорошими добрыми традициями. Его главной традицией стал высокий статус в сфере образовательного пространства. Что делается для дальнейшего укоренения этой традиции сегодня? Или вы уже не нуждаетесь в активном маркетинге?
— Маркетинг, в нашем представлении, так же необходим бизнесу, как педальный привод — велосипеду. Мы постоянно сканируем российский рынок учебной техники, изучаем спрос и предложение, укрепляем связи с нашими традиционными заказчиками, привлекаем новых. Большим подспорьем в этом служит коренным образом переработанный недавно наш интернет-сайт www.ЭЛЕКТРОЛАБ.РФ. Теперь это не просто онлайн-каталог нашей продукции, а многофункциональный центр взаимодействия с клиентами, позволяющий им в любое время выбирать стенды по различным параметрам, размещать заказы и отслеживать их исполнение в реальном времени. Разработкой новой версии сайта руководил директор по маркетингу Константин Галишников, завершивший в 2012 году обучение в Британском открытом университете с присвоением квалификационной степени «Мастер делового администрирования».
— Итак, какие же гарантии и выгодные стороны готово предоставить и продемонстрировать сегодня ООО «ИПЦ «Учебная техника» своим партнёрам?
— Помимо установленного законом Российской Федерации срока гарантийного обслуживания, мы обеспечиваем авторское сопровождение нашей продукции у заказчиков в течение неограниченного времени. Устранять возникающие проблемы помогаем, как правило, без дополнительной платы. Для этого у нас существует специальная группа послепродажного обслуживания (руководитель Михаил Карпеш), сотрудники которой начинают свою работу с заказчиком с монтажа и пусконаладки поставленного оборудования. Ими проводится также инструктаж персонала, который будет обеспечивать эксплуатацию этого оборудования. Кроме того, совместно с Челябинским институтом развития профессионального образования (ЧИРПО) периодически на нашей территории организуются семинары-стажировки преподавателей образовательных учреждений, использующих нашу продукцию.
В последнее время образовательные учреждения всё чаще используют форму прямых договоров при закупке лабораторного оборудования. В подобных случаях мы всегда предоставляем заказчику весомую ценовую скидку «от производителя».
— Юрий Петрович, в нашей беседе мы много вопросов посвятили технике. Но, как известно, нет техники без людей. Расскажите, пожалуйста, об инженерных творцах «Учебной техники» из Челябинска.
— Инновационную деятельность в ИПЦ «Учебная техника» возглавляет технический директор и соучредитель компании Павел Николаевич Сенигов, обладающий высокой инженерной и научной квалификацией и колоссальной работоспособностью. Многие наши изделия в первые годы работы были конструктивно оформлены персонально им. Будучи по своему профессиональному образованию инженером-электриком в области электроэнергетики, Павел Николаевич успешно преодолел в себе, метафорично выражаясь, «проклятие узкой специализации» и в настоящее время ведёт работы по очень широкой тематике, возглавляя созданное на предприятии подразделение НИОКР, включающее в себя опытных разработчиков — схемотехников и конструкторов. Особого упоминания заслуживают работники производственного сектора, возглавляемого Сергеем Комиссаровым. Среди них многоопытные ветераны, бывшие работники оборонной промышленности, и более молодые специалисты, имеющие высокую квалификацию. Именно их усилиями производится продукция высокого качества и надёжности.