Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

На пике инноваций, или как стать Ломоносовым? №1(8), 2012 год

Екатерина Шипицина

В 2012 году ГБОУ СПО РО «Таганрогский авиационный колледж им. В.М. Петлякова» исполнилось 113 лет. Дата – не круглая, но, согласитесь, — это редкая цифра, если говорить о жизни учреждения. Богатая история, громкие имена, лучшие кадры – всё это о колледже имени Петлякова. Последние высокие достижения здесь связывают с получением многомиллионных грантов, связанных с инновационным развитием. Такой прорыв стал возможен при участии Валерия Медведева. 15 лет он возглавлял это учреждение. И вклад его личности в дело колледжа поистине огромен. Сегодня он рассказал в интервью нашему журналу о философии успеха.

— Валерий Петрович, вы опытный управленец, продолжительный период возглавляли Таганрогский авиационный колледж. Всё это время ориентиром для вас было решение инновационных задач, которых накопилось немало в сфере профессионального образования. Сейчас вы продолжаете эту же работу, будучи в должности заместителя руководителя по инновационному развитию. Каковы успехи по внедрению новшеств в образование?

— Для успешной деятельности требуются, как минимум, три составляющие: материально-техническая база, педагогические кадры и учащиеся, готовые постигать профессию. На этих трёх китах и построена вся система профессионального образования. Начиная с 2007 года, я усиленно и целенаправленно занимался развитием материально-технической базы колледжа, налаживал интеграцию образовательных ресурсов социальных партнёров
и колледжа. В результате мы дважды, в 2007 и в 2009 годах, выигрывали гранты, становились победителями во Всероссийском конкурсе государственных образовательных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные программы, направленные на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Мы разработали эти программы и успешно их реализовали, что дало возможность наладить плодотворное сотрудничество с социальными партнёрами и работодателями. Каждый из полученных грантов — это 20 млн рублей бюджетных средств и 20 млн рублей в качестве инвестиций от социального партнёра. В итоге чёткий алгоритм действий, выверенная стратегия дают надёжную предпосылку для модернизации программ обучения.

— Как были освоены эти средства?

— На эти деньги мы приобрели современное оборудование, переоснастили мастерские колледжа. В итоге мы имеем современные суперкомплексы, на которых оттачивают мастерство будущие технологи. Это самая востребованная специальность. Студенты имеют возможность изучать компьютерную и электронную графику. Они создают в электронном виде деталь, разрабатывают технологию её производства. Во время защиты проекта демонстрируют на видеопроекторе эмуляцию — все стадии обработки детали. Затем виртуальная программа переключается с компьютера на станок, и комиссия получает уже готовую реальную деталь. Мы вывели нашего выпускника, специалиста в области технологии машиностроения, на такой высокий уровень подготовки, о которой я мог только мечтать, когда только начинал свою работу в колледже. В таких случаях говорят, что осуществилась голубая мечта.

— Получается, имея теперь такой технический арсенал, на выходе вы выпускаете специалиста, которого уже не нужно доучивать на производстве, как, к сожалению, зачастую происходит с выпускниками других ссузов?

— Да, у нас готовятся специалисты высшего класса. Каждый студент проходит трёхступенчатую практическую подготовку: сначала в наших мастерских на старых станках, потом — на нашем суперкомплексе, а затем и на высококлассном заводском оборудовании.

— Валерий Петрович, как деятель в сфере инноваций, своей основной задачей вы ставите кооперацию с социальными партнёрами. Что даёт такой вид сотрудничества?

 — Такое содружество как раз и обеспечивает практикоориентированную подготовку специалистов, востребованных рынком труда. Когда проводилась реорганизация колледжа, первым её этапом стало обновление материально-технической базы. Второй этап — практика на заводе. На производстве станки очень дорогие, но работодатель доверяет нашим студентам, так как они прошли правильную подготовку. Наши социальные партнёры выделили колледжу в аренду самые современные станки, которые и осваивают практиканты.

Кроме этого в рамках социального партнёрства выполнена совместная работа по подготовке проекта стандарта для специальности повышенного уровня «Производство летательных аппаратов».

— Будущее невозможно без прошлого. А мы знаем, что колледж славится богатой историей, уходящей корнями ещё в 19 век.

— Совершенно верно. Колледж является старейшим образовательным учреждением, начинающим свою историю с 1899 года, когда по указу императора Николая II было основано техническое училище. Хочу подчеркнуть, что у нас уникальное учреждение: из наших стен вышло 9 героев Советского Союза. Вряд ли какое-либо учреждение может гордиться такими фактами. Колледж носит имя известного авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова. Среди громких имён — первый на Дону дважды герой труда генерал-майор Литвинов, который внёс огромный вклад в развитие авиации Отечества. Многие наши выпускники работали в команде конструктора Королёва. Это Карпов — начальник отдела Ракетно-космической корпорации. Совсем недавно ушёл из жизни заметная личность М.В. Нагибин — генеральный директор Ростовского вертолётного завода. Все они когда-то учились в наших стенах. И этот список достойных славных выпускников можно продолжать. Мы гордимся этими людьми, этими именами.

— А сегодняшние студенты как себя проявляют?

— И сегодня у нас много талантливых ребят. Мы много внимания уделяем научно-техническому творчеству студентов, которые становятся призёрами соревнований, конкурсов и олимпиад на самом высоком уровне — Всероссийском и международном. Например, мы постоянные участники заочной студенческой конференции Российской академии естествознания, которая ежегодно проводится в зимнее время. Буквально три года назад мы смогли презентовать на это мероприятие около 
30 научных студенческих работ. И сейчас планируем достойно представить колледж. Более того наши студенты внесены во всероссийскую энциклопедию «Одарённые дети России», там отмечено 30 человек, кстати, а в раздел «Учитель» занесено порядка десяти человек из преподавательского состава.

— Акцент на развитие творческой личности — один из критериев современного российского образования. Сколько творчества в вашем коллективе?

— Буквально недавно мы провели большую акцию, которую приурочили к 113-летию колледжа, а также к 110-летию со дня рождения Георгия Михайловича Бериева, именем которого назван ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс». Это было мероприятие городского уровня. Был объявлен конкурс рисунков и плакатов, фоторабот, состоялась олимпиада по авиации. В мероприятие были вовлечены и школьники. Это было сделано для популяризации колледжа и приобщения подрастающего поколения к авиастроению. Итог нас удивил — после объявления конкурса нам принесли огромное количество работ: 280 рисунков, 30 плакатов, 40 фотографий, 30 творческих разработок. Интересными были результаты творчества в номинации «История моей семьи в истории авиации», когда дети, изучая семейное генеалогическое древо, описывали даже своих прадедов, которые также привнесли свой вклад в развитие отечественного самолётостроения.

— Какую задачу по инновационному плану ставите для себя на сегодня?

— Мы сейчас перешли на новые образовательные стандарты, поэтому необходимо правильно выстроить работу в этой связи. Главным образом подстроится под постоянно меняющиеся требования и условия работодателей. Сейчас стоит задача — найти точный механизм, который бы позволил оперативно находить общий язык с работодателями. Соответственно, оперативно находить ответы на вопросы: кого готовить, в каких масштабах и чему обучать.

— У вас уже есть опыт взаимодействия с работодателями, расскажите о первых и последующих шагах по пути построения двусторонних отношений: колледж — работодатель.

— Нам в этом плане повезло, так как нашему колледжу и ещё двум учреждениям из Казани и Иркутска в 2008 году было поручено заниматься разработкой новых образовательных стандартов по самолётостроению. Казанские коллеги создали программу для базового уровня, а мы — для повышенного. Но главное — в работе по подготовке стандартов участвовали и работодатели. Организовалась рабочая группа, и во время обсуждения основных вопросов было принято решение о дальнейшем взаимодействии. Теперь у нас в Казани есть Межрегиональный отраслевой ресурсный центр (МОРЦ), который включает 7 НПО, 16 СПО и 24 вуза. Основных работодателей же представляет Объединенная авиационная корпорация (ОАК), и связанные с ней 12 открытых акционерных предприятий. Мы очень плотно работаем в такой связке.

— Любопытно, а какие последние диалоги воплотились в жизнь?

— Одним из последних результатов нашего общения стала разработка следующей модели по взаимодействию, она имеет системный характер. Как это выглядит на деле? Например, мы разработали модуль и внесли его в общую «копилку», а там сетевая система, то есть каждый вносит свои разработки и каждый может пользоваться получившимися наработками. То есть сейчас кто-то взял на апробацию наш модуль, мы тоже в свою очередь скопировали себе то, что подходит именно нам. Вот такой интересный вид взаимодействия. Своего рода плацдарм по обмену опытом.

Я много сил положил на проекты, которые не удалось реализовать. Так, хотели создать на базе авиационной кафедры Таганрогского радиотехнического университета и нашего колледжа Авиационный институт. Но из-за долгой бумажной волокиты эта идея так и не реализовалась. Ведь у нас на юге нет широкой кузницы для авиационных кадров.

Пытался я отстоять и федеральное подчинение колледжа, но также не удалось, хотя во всём есть и свои плюсы. Переход в региональное ведомство повлиял на уровень зарплат преподавателей — он заметно повысился.

— Валерий Петрович, сейчас много говорится о реформировании образования. Вы как новатор как относитесь к переменам?

— Хочу остановиться на одном из направлений реформы образования, связанным с соединением учреждений СПО и НПО. Многие профессиональные училища уже стали частью учебных заведений среднего профессионального образования. Конкретно нам не присоединили ни одного ПТУ. Но не исключено, что будет происходить объединение и по горизонтали. Жаль, что это не всегда делается достаточно продуманно. К примеру, в 2012 году был разговор о присоединении нашего учреждения к механическому колледжу. Официального подтверждения так и не последовало. Но, думается, что это был бы неидеальный вариант слияния — по ряду объективных причин: наш колледж считается лучшим в городе, тем более у нас такие исторические корни, мы не можем быть частью какого-то, не совсем органичного, целого. А если говорить в целом об объединении как факте, то с другой стороны зачастую это может стать хорошим примером объединения усилий, объединения кадров, объединения материальных баз — и это может дать свои плюсы, например, можно шире развернуться.

— Валерий Петрович, мне стало известно о вашей научной работе, которая посвящена акмеологии профессионального образования. Удалось ли вам применить это знание на практике?

— Да, основное направление моей научной деятельности — акмеология профессионального образования. Акмеология отвечает на вопрос: «Как человек становится Ломоносовым?» Другими словами — как человек умеет реализовать свою вершину, с древнегреческого языка — akme. Это ленинградская научная школа моей «научной мамы» Нины Васильевны Кузьминой. Всё это время, начиная с 90-х годов, я уделял большое внимание изучению этого знания. И вот в марте 2011 года межправительственный высший учёный совет Международного университета фундаментального обучения Оксфордской образовательной сети присвоил мне степень гранд– доктора философии в области акмеологии профессионального образования. В том же 2011 году я стал лауреатом Международного Конкурса «Современная психология, педагогика и акмеология» (ЮНЕСКО). В ноябре 2012 года я вышел на контакт с немецким издательством Lambert и отправил туда монографию «Система акмеологически ориентированного профессионального образования». В колледже мы внедряем элективные курсы акмеологической направленности, которые помогают раскрывать личностные возможности человека. Сейчас в действии порядка 10 таких курсов. Их цель — вырастить личность, способную достигать успехов.

— Валерий Петрович, у вас наивысшие успехи в профессии. В чём для вас выражается личное akme? И в чём секрет высокого признания?

— Я считаю, что у меня не одна вершина, а их несколько, в каждом направлении развития своя, мне лично удалось достичь определённых успехов во многих направлениях. Это помогает мне реализоваться как личности. А секрет успеха прост, нужно всегда стремиться быть первым, не отставать, не догонять, а именно — быть первым. И если что-то делать, то делать хорошо, тогда достигнешь успеха.

Таганрогский авиационный колледж
В Таганрогском авиационном колледже имени В.М. Петлякова обучается около 700 студентов, преподавательский состав — свыше 65 преподавателей во главе с директором — заслуженным работником науки и образования РАЕ, профессором Российской Академии Естествознания, кандидатом экономических наук Людмилой Прокофьевной Кисловой. Около 40 процентов преподавателей имеют производственный опыт.
Колледж проводит обучение студентов семи специальностям: «Производство летательных аппаратов», «Технология машиностроения», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Программирование в компьютерных системах», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», «Техническое регулирование и управление качеством», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Материально-техническая база: 64 учебных кабинета и лаборатории, учебные мастерские: слесарная, механическая, гараж-автомастерская, учебно-вычислительный центр, лаборатория CAD/CAM технологий моделирования узлов и деталей летательных аппаратов (и не только), участок станков с ЧПУ, актовый зал, библиотека с читальным залом, музей, спортивный тренажёрный зал, малый спортивный зал, открытая спортплощадка, военно-спортивный комплекс, электронный тир, полигоны вычислительной техники, технического обслуживания автомобилей, учебные склад и лаборатории логистики, товароведения и экспертизы и другое.