Ангарский автотранспортный техникум внедряет инновации в образование №1(8), 2012 год
«Ангарский автотранспортный техникум» образовался в октябре 2010 года путём слияния двух образовательных учреждений — Профессиональных училищ № 43 и № 8 города Ангарска, которые имеют многолетнюю историю. Поэтому, несмотря на то, что техникум образовался совсем недавно, в нём работает команда профессионалов, которые преданы своему делу. К тому же на базе ГБОУ СПО «Ангарский автотранспортный техникум» утверждена экспериментально-опытная площадка в рамках проекта «Образование и занятость молодёжи в России и за рубежом» приказом ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования г. Москва № 38 от 15 ноября 2012 года. Подробнее о работе автотранспортного техникума рассказала Нина Арганы, директор, руководитель высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения:
— В Ангарском автотранспортном техникуме реализуются программы начального и среднего профессионального образования. Преподаются специальности, которые востребованы на рынке труда. От нас выходят автомеханики с правом управления транспортным средством, машинисты крана (крановщики), стропальщики, штукатуры, маляры, плотники, электромонтёры, облицовщики-плиточники и многие другие востребованные специалисты. В учебном заведении обучается более 500 студентов. В техникуме реализуются программы начального и среднего профессионального образования. Выпускники уровня НПО имеют возможность продолжить образование на уровне СПО.
— «Ангарский автотранспортный техникум» с 2010 г. является инновационным образовательным учреждением.
— Действительно, — это так. В рамках проекта «Профессиональное образование в условиях перехода на ФГОС нового поколения» (приказ Министерства образования Иркутской области № 376 мр от 03.06.2010 г.) в нашем учреждении проводится обучение по новой методике, под названием: «Организационно-педагогические условия концентрированного обучения в профессиональном образовании». У нас организована система учебного процесса, при которой осуществляется концентрация энергии и рабочего времени обучающихся и педагогов на более глубоком изучении предмета. Это происходит за счёт объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение дня и недели. Сущность концентрированного обучения в непрерывности процесса познания и его целостности. Идёт единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение. Также происходит сотрудничество педагогов и учащихся между собой. И в целом за период внедрения эксперимента наблюдается профессиональный рост педагогов-исследователей. Педагоги активно участвуют в НПК, проблемных семинарах, конкурсах, занимают призовые места, повышают уровень своего профессионализма.
— Студенческая жизнь предполагает и разнообразный досуг. Как проходит внеурочная жизнь обучающихся?
— В техникуме активно развивается художественное творчество студентов. Коллектив педагогов и студентов живёт интересной жизнью. Традиции, заложенные в училищах, продолжаются в техникуме. Студенты нашего техникума активно участвуют в городских мероприятиях и занимают призовые места. Так, на соревнованиях региона по мини футболу среди учреждений СПО и НПО наша сборная команда заняла 1 место. Мы участвовали в городской военно-патриотической игре Полигон, также соревновались на городском конкурсе по пулевой стрельбе. И это далеко не все мероприятия, в которых принимают участие студенты. Также у нас существует совет студентов. Цель которого — содействовать росту социальной и учебной успешности каждого обучающегося, развитие инициативы и лидерских качеств, способствующих социальному, нравственному и творческому росту личности.
— Нина Фёдоровна, расскажите, пожалуйста, о здании техникума.
— В ГБОУ СПО «ААТТ» имеется: 22 специализированных кабинета по общеобразовательной и профессиональной подготовке студентов, 3 специализированных мастерских, спортивный и актовый залы, тренажёрный класс, две закрытых площадки по подготовке водителей транспортных средств категории «В» и «С». Также у нас есть столовая, общежитие.
— Перед учреждениями профессионального образования сегодня стоят задачи по интеграции профессионального образования с рынком труда. Сотрудничаете ли вы с предприятиями?
— Взаимодействие с социальными партнёрами Ангарского автотранспортного техникума можно представить в виде следующей схемы: предприятия города — работодатели; общеобразовательные школы, Профессиональные образовательные учреждения, Ангарский Центр занятости населения, физические лица.
Среди предприятий бизнеса активными партнёрами являются: открытые акционерные общества «Ангарское управление строительства» и его подразделения, «Водоканал», Ангарские электрические сети, Иркутскэнерго, «Электрокомплект», «Благоустройство», «Думкар», «Таврия», Автоколонны 1948 и 1950, Управление автомобильного транспорта АУС, «Ангарский трамвай».
Как показывают результаты мониторинговых исследований, большинство руководителей предприятий выражают желание активно участвовать в решении проблем подготовки рабочих кадров. Интерес работодателя к более высокому уровню подготовки рабочих вполне закономерен. Если суммировать их ожидания, то современный рабочий видится работодателям как имеющий полное среднее образование, высокий разряд, владеющий дополнительными профессиональными навыками или смежной профессией.
Предложенная нами модель взаимодействия образовательного учреждения с предприятиями бизнеса по формированию профессиональных компетенций, конечно же, не решает всех проблем, но в свете современного уровня производственных отношений и требований работодателей отрасли непременно является перспективной.
По нашему глубокому убеждению, только активное взаимодействие всех заинтересованных структур: службы занятости населения, организаций системы образования и работодателей — будет способствовать достижению необходимого баланса между спросом и предложением на рынке труда.
— В завершение беседы хотелось бы узнать об основных планах и перспективах развития техникума.
— Перед нами стоит одна из важнейших задач — обеспечить современный рынок труда квалифицированными специалистами. Поэтому в нашем техникуме проводятся и будут проводиться в дальнейшем исследования и разработки инновационных программ, которые, несомненно, дадут в развитии системы профессионального образования положительный результат.