Технологический колледж № 14 — Школа креатива №1(7), 2011 год
Победитель приоритетного национального проекта «Образование» Технологический колледж № 14 — одно из ведущих образовательных учреждений не только Москвы, но и России. Здесь готовят специалистов в области дизайна, экономики, рекламы, ресторанного бизнеса и коммерции. Начиная с 1995 года, колледж является экспериментальной площадкой Департамента образования города Москвы по отработке принципов практико-ориентированной среды в профессиональном образовании. В 2007 году принято решение правительства Москвы о присвоении учебному заведению статуса «Колледж будущего» и гранта Москвы в области образования. Также знаменательна победа, одержанная в 2008 году в городском конкурсе инновационных образовательных программ «Рабочие кадры». Директор колледжа Юрий Мироненко рассказал нашему корреспонденту об инновационной программе развития учебного заведения.
— Юрий Дмитриевич, что вы вкладываете в понятие «инновационное образование»?
— Инновационный колледж, как мы себя позиционируем, — это учебное заведение, использующее современные ресурсы: квалифицированные кадры, новые технологии, методические обеспечения, учитывающие запросы социальных партнёров. Добавьте также IT-технологии, визуализацию учебного процесса — всё это определяет понятие инновационного образования. Определяя колледж как инновационный, я делаю упор, прежде всего, на его ресурсы. У нас на сегодня сформирована уникальная ресурсная технологическая база, не отличающаяся от той, которой обладает конкретное производство (ресторан, рекламное агентство). Студент по заказу работодателя готовит продукт на высокотехнологичном оборудовании. Будущий специалист получает на студенческой скамье необходимые компетенции, участвуя в создании реального продукта. Одной из важных форм приобретения профессионального опыта в колледже стали реальные проекты, выполненные студентами по заказам социальных партнёров-работодателей. Наш работодатель получает специалиста, готового к созидательному и осознанному труду, начиная с первого дня самостоятельной деятельности. Иными словами, в стенах колледжа ведётся серьёзная теоретическая и, что важно, практическая подготовка специалиста. Мы стремимся к воплощению тезиса: «Изменяясь сами, несём изменения другим».
— Проиллюстрируйте, как работают новые технологии в применении различных специальностей.
— Наш колледж отвечает духу времени. Он получил статус «колледжа будущего». Это официальный статус, присвоенный правительством города Москвы. В столице этого звания, кроме нас, удостоен колледж автомобильного транспорта № 9. Экспериментальные инновационные технологии применяются по всем направлениям. Отвечая на запросы огромного мегаполиса, нуждающегося в хороших специалистах сервиса, мы готовим профессионалов, которые делают прекрасную рекламу и бизнес-планы для малых предприятий, обслуживают в ресторанах и гостиницах. Наши выпускники, без преувеличения, двигают вперёд экономику мегаполиса. На факультетах открываются новые специальности, вводятся новые формы подготовки, расширяется взаимодействие с социальными партнёрами. Для создания практико-ориентированной образовательной среды на основе моделирования в учебном процессе профессиональной деятельности, на факультетах создаётся ряд лабораторий и ведётся оснащение учебных кабинетов современным интерактивным, мультимедийным и технологическим оборудованием. Так, по проекту ведущего преподавателя, члена Союза художников Елены Грабенко оформляется «Лаборатория индустриальной базы гостиниц и туристских комплексов». Лаборатория «Минимаркет» предназначена для отработки первичных профессиональных навыков студентов, обучающихся по специальности «Товароведение» с одновременным освоением профессии «Коммерсант в торговле». Под руководством специалистов компании «ЭКРОС Балт» создаётся «Лаборатория качества» для проведения лабораторных занятий по осуществлению товарной экспертизы и качества товаров. Совместно с компанией «Ай Ти Скан» ведётся монтаж лаборатории «Логистический центр» для организации дополнительных образовательных услуг и переподготовки взрослого населения. Ведётся работа по созданию экспозиции «История русского магазина», которая расскажет о русских торговых традициях и их влиянии на развитие общества. На факультете «Ресторанный бизнес», совместно с компаниями «Звёзды общепита» и «Электролюкс», созданы лаборатории: Кулинарная студия, технологические лаборатории, приближённые к оснащению кухни ресторанов. Для рекламистов открыты цифровые фото-, видеостудии, минитипография. Дизайнеры творят в лабораториях, где фирмой «Джуки» установлено уникальное технологическое оборудование для создания шедевров одежды.
— Как строятся ваши отношения с работодателями?
— Мы реально включаем работодателя в образовательный процесс, учитывая его мнение при формировании учебных планов, программ. Особенно это важно при переходе на новые образовательные стандарты. Всё, что мы делаем, — это наш ответ на требования работодателя, который хочет видеть другого специалиста. Мы опережаем время. Приведу пример. В классификаторе специальностей вначале не было строчек «дизайнер», «реклама», однако мы методически обосновали и реализовали на практике эти направления обучения. Используя международный опыт, мы вместе с работодателями описали ещё одну востребованную временем специальность — логистику, отвечая конкретным делом на запрос Департамента потребительского рынка и услуг. Мы провели большую работу, и все эти специальности попали в классификатор. Иными словами, мы отвечаем запросам времени. Практико-ориентированная среда, которую позиционирует колледж, приносит свои плоды. Если говорить конкретно, то всё, чему обучаются студенты, превращается в реальный продукт: дизайнеры создают коллекции одежды; экономисты — реальные бизнес-планы для малых предприятий; специалисты рекламы — сценарии пиар-компаний, повара — изысканные блюда для гурманов.
— Насколько активно вы применяете в учебном процессе IT-технологии?
— В нашем колледже давно реализуется программа «один студент — один компьютер». Компьютер — это составная часть IT-технологии, инструмент, посредством которого студент может быстро работать, проверять свои знания. Для каждого преподавателя оборудовано рабочее место — интерактивная зона, что позволяет ему эффективнее проводить занятия. Это не просто интерактивная доска, а целый комплекс с Интернет-камерой и оргтехникой, позволяющей мобильно оперировать заготовками, включающими мультимедийный продукт. Сегодня преподаватель может связаться с любым работодателем, визуализируя учебный процесс. У нас есть аппаратура, позволяющая с более чёткой разрешающей способностью, чем Skype, выйти на Интернет-страницу любого ресторана, дизайнерского бюро и воочию увидеть, как работает настоящий мастер, мэтр. Это — будущее образования.
— Есть у вас собственные «звёздочки», которыми вы гордитесь?
— Их у нас немало. Вот вы зашли в вестибюль — и увидели яркий стенд, на котором изображена прекрасная девушка «от кутюр». Это наша выпускница — Аревик Симонян, которая показывала свою коллекцию в Париже и получила Гран-при на Неделе высокой моды. Она открыла свой Дом моделей в Армении. Полина Пантюшина, победитель конкурса «Московский дебют», сейчас работает в Мексике, где открыла своё ателье-магазин. Это — яркий пример того, что способен сделать наш колледж. Студенты факультета «Дизайн» — дипломанты и призёры престижных российских и международных профессиональных конкурсов: «Московский дебют», «Русский силуэт», «Ассамблея моды», «Экзерсис». Наши выпускники работают художественными консультантами известного бренда «Dolce&Gabbana»; открыли в Лондоне модный бутик одежды; работают в Домах моды у В. Юдашкина и В. Зайцева, одевают известных поп-звёзд. Гордимся мы вышедшими из стен колледжа специалистами ресторанного бизнеса. Наш выпускник — Евгений Малютин, член Национальной гильдии шеф-поваров. У каждого факультета — своё неповторимое лицо и высокие достижения. А в целом, наш колледж уверенно смотрит в будущее. Мы переходим на новые условия, меняющие экономическую составляющую учебного заведения. Перед нами стоит серьёзная задача внедрения третьего поколения стандартов, для совершенно иной образовательной среды. У нас есть возможность самостоятельно наполнить её контент методическими и практическими наработками, вариативной частью содержания, тем самым подготовить востребованного специалиста.