Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Виктор Дёмин: «Качество кадрового потенциала  — качество российской экономики» №2(6), 2010 год

Нина Злаказова

На октябрьском форуме Союза директоров средних специальных учебных заведений, который прошёл в конгресс-зале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в Москве, самым интересным для собравшихся было общение с директорами департаментов Министерства образования и науки РФ. Часто оно проходило напрямую, люди писали записки и передавали их в президиум Форума, а управленцы тут же давали ответы. Ещё один вариант прямого общения — во время обеденного перерыва, когда можно лично подойти к руководителю департамента и задать ему наболевший вопрос. Возможность получения самой точной информации явно была привлекательна и для директоров, и для управленцев министерства. Президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского государственного колледжа Виктор Дёмин ответил на вопросы нашего корреспондента.

— Чего вы ждёте от Форума, собравшего директоров российских средних специальных учебных заведений? В сфере среднего профессионального образования существует множество проблем, которые требуют решения. Какое место в поиске этих решений займёт эта встреча?

— Это первый Форум, и директора, приветствуя друг друга, в шутку говорили: пусть он не будет последним! В условиях административной реформы, когда меняется система управления, меняются функции учредителя, руководителей учебных заведений профобразования волнует очень многое — и система управления финансами, и учебно-методическая, содержательная работы, и вообще статус учебного заведения. Поменялись принципы управления учебным заведением, изменились его функции. Естественно, директора, которые работали в режиме федерального агентства по образованию, с некоторыми трудностями воспринимают инновации современного стиля управления учебными заведениями непосредственно Министерством образования и науки РФ. Поэтому Форум призван сформулировать основные принципы, которыми будет руководствоваться министерство как учредитель в руководстве техникумами и колледжами. Это первое. Второе — учитывая особенности системы образования, ограничить эти функции только административными мерами явно недостаточно. Это вопросы содержания, качества подготовки специалистов, формирования учебных планов и программ, взаимодействия с социальными партнёрами, развитие ресурсной базы обучения — всего того, что в конечном итоге определяет содержание деятельности учебного заведения среднего профобразования. Предоставляется прекрасная возможность в рамках идей Государственного совета, состоявшегося 31 августа этого года, сориентировать учебные заведения в тех направлениях, которые будет предпринимать министерство в плане реализации поручений президента и председателя правительства, уточнить, какую роль должен играть директор учебного заведения и само образовательное учреждение в реализации этих требований. Проблемы профобразования достаточно серьёзны, потому что они выводят на проблемы качества развития экономики и социальной сферы страны в целом. Качество кадрового потенциала сегодня напрямую влияет на решение всех этих вопросов.

— Кому в первую очередь адресован Форум? Тому, кто руководит учреждениями среднего специального образования или руководящим сотрудникам департаментов Министерства образования?

— Знаете, это как день знакомств друг с другом. Встречи с руководством ведущих департаментов говорят о том, что здесь заинтересованы обе стороны. Директор заинтересован в понимании принципов, которые закладываются в основу управления, а департаменты заинтересованы в определении функций, которые они сформулировали, в понимании, насколько эти функции эффективны в условиях демократизации управления. Всё это и обусловило необходимость нынешней встречи. Сегодня Министерство образования и науки РФ, то есть наш учредитель, приближено к практике деятельности учебных заведений, и наша задача — заявить учредителю о некоторых позициях, проблемах и трудностях, которые сегодня есть в работе каждого техникума, колледжа или училища. 178 специальностей, 877 учебных заведений, разные профили, направления, разные масштабы,
и нужно найти верные подходы, которые обеспечивали бы единство требований, и в конечном итоге единство оценки результативности их деятельности.

— Раньше такое единство существовало, потом исчезло, и среднее специальное образование пережило тяжелый период полузабвения и полууничтожения. Пришло время собирать камни и вновь приходить к единству требований и подходов.

— Да, но сейчас быстро меняется нормативная база. Новый статус учебного заведения, 83-й Федеральный закон, государственный заказ, формулируются принципиально новые подходы к оценке учреждений через процедуры лицензирования и аккредитации, оценка качества работы. То есть появляются новые механизмы, которые должны быть обоснованы и поняты руководством учебных заведений. Этот тезис очень важен: зная требования, сколько и каких специалистов выпускать, формируется исходная точка, то есть цели, задачи, технологии, методы профессионального образования.

— И тогда восстанавливается, наконец утраченная целостность цепочки: понимая, кто нужен государству, техникум или училище знает, что ему делать, зачем и как. Когда, на ваш взгляд, будет достигнуто такое единство?

— Вы знаете, у нас ведь очень опытный кадровый потенциал: каждый десятый директор — доктор или кандидат наук, это с точки зрения учёности, а с точки зрения опыта — свыше 90% руководителей отработали в системе профобразования более 15—20 лет.

— В директорском корпусе сомневаться не приходится. А вот как быть с кадрами, которые вы выпускаете, как разобраться с их реальной востребованностью в жизни?

— В конечном итоге всё, о чём мы говорим, направлено на тех, кого нет в этом зале — это студенты и их родители, рынок труда, работодатели, которые сегодня озабочены этой проблемой. Они тоже заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее пришло это понимание, и были запущены новые механизмы реализации подготовки кадров. Процессы обновления объективны, и объективно должно быть понимание быстроты их внедрения. Посмотрите — внимание к Форуму очень велико, все руководители департаментов участвуют в разговоре. И эта заинтересованность подчёркивает значимость системы профобразования, которая подчас вызывает сомнение у некоторых политиков:, а жива ли система среднего профессионального образования? существует ли она сегодня? Подобные необоснованные сомнения звучат от тех, кто или слабо знает эту систему, либо по каким-то конъюнктурным соображениям пытается принизить роль и значение системы среднего профобразования. А система развивается не вопреки обстоятельствам, как они думают, а объективно, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, и общественный спрос на неё велик. Сегодня конкурс в наши учебные заведения составляет от двух до пяти человек на место, для молодёжи по-прежнему востребован этот уровень образования.

— Почему, открывая Форум, вы сказали: «высшее образование правит бал»?

— Дело в том, что нам бы хотелось говорить о качестве абитуриентов. А, к сожалению, при высоком конкурсе всё-таки к нам поступает усреднённый контингент. Но сохранилось главное: востребованность самого уровня образования. Мы не говорим о каком-то антагонизме, об остроте конкуренции на рынке образования. Мы как можно раньше помогаем молодому человеку сделать профессиональный выбор, чтобы не было разочарований. Государственная задача очевидна: деформирована структура кадрового потенциала, переизбыток одних специальностей и специалистов и недостаток других и по уровню, и по профилям подготовки. И нужно найти такие механизмы, которые сделали бы этот стихийный процесс управляемым. Как бы ни была сложна эта задача, мы должны взять её выполнение на свои плечи. Государство создаёт условия для этого через культуру образовательной среды, через уровень и качество образования, через ресурсную базу как учебно-материальную, так и кадровую, с тем, чтобы молодой человек, поступив либо в вуз, либо в ссуз, понимал, что он получает профессию, во-первых, которая ему нравится, во-вторых, работать он будет по любимому профилю, а это всегда удовольствие.

— Скажите, Красногорский колледж, директором которого вы являетесь, решил для себя этот важнейший вопрос? Кадры, которые вы выпускаете, нужны в современных условиях?

— Вы знаете, мы, наверное, не исключение из общей картины. Работодатель сегодня очень неоднозначен, потому что есть очень разные предприятия. В связи с этим стоит сказать о том, что нынешний работодатель часто потребительски подходит к кадрам. И наша задача сейчас состоит именно в этом: как можно плотнее работать с работодателем с тем, чтобы он ценил наши кадры, знал, что к нему придут люди, которые колледж готовил именно для него. Поэтому мы работаем с конкретными работодателями, считаем это одной из важнейших наших задач.

Подробнее о проведении форума директоров ссузов, вы можете прочитать, пройдя по ссылке: www.ktovobrnauke.ru/news/2010/2/forum-direktorov-ssuzov-mdash-rabochaya-ploschadka-dlya-resheniya-trudnyh-zadach.html