Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Секреты успешной работы Министерства образования Ростовской области. Инициатива. Творчество. Поиск. №4(4), 2009 год

Борис Сумин

Ростовская область занимает одно из лидирующих мест в России по реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого общеобразовательные школы пополняются комплектами учебного оборудования за счёт федерального и областного бюджетов, многие из них стали победителями конкурса среди активно внедряющих инновационные образовательные программы и получили средства государственной поддержки на своё развитие. В учебном процессе используются информационные технологии — все школы региона подключены к сети Интернет. Можно привести ещё немало примеров, характеризующих развитие образовательной деятельности в области как более качественное по сравнению с этим направлением во многих других регионах. Что способствует достижению высоких результатов в работе, какие приоритеты выдвигаются на первый план — об этом наша беседа с министром образования Ростовской области Игорем Гуськовым.

— Игорь Александрович, не секрет, что показатели работы в сфере образования в Ростовской области по многим параметрам выгодно отличаются от среднероссийских. Поэтому для наших читателей немаловажно ваше мнение о том, каким приоритетам вы отдаёте предпочтение в вопросах стратегического направления развития образования в Российской Федерации в целом и в вашей области в частности.

— Думаю, что в этом плане моя точка зрения не расходится с позицией большинства представителей педагогической общественности страны. Отправным моментом для многих из нас стало предложение президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, сформулированное им в послании Федеральному собранию Российской Федерации, по разработке и реализации национальной образовательной стратегии — инициативы «Наша новая школа». Президент сделал основной акцент на развитие имен-, но школьного образования, так как оно является одним из определяющих этапов жизни человека, решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

Президентская инициатива «Наша новая школа» родилась не на пустом месте. Она подготовлена трёхлетним опытом реализации приоритетного национального проекта «Образование», ориентированного прежде всего на поддержку лучших учителей и лучших школ России. Кроме того, в ней объединены многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Если же говорить конкретно о Ростовской области, то у нас работа по обновлению структуры и содержания общего образования имеет давние традиции. С 2001 года 32 учреждения в 17 муниципальных образованиях области участвовали в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. С 2004 года в 43 муниципальных образованиях действовали 143 пилотные площадки по введению государственных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана. В 2008–2009 годах завершён организационный переход на базисный учебный план 2004 года во всех общеобразовательных учреждениях области. В итоге 33 процента от общей численности учащихся средних общеобразовательных школ области охвачено программами профильного обучения, 53 процента обучающихся на ступени основного общего образования — программами предпрофильной подготовки, 6 процентов школьников обучаются по индивидуальным учебным планам.

— Ростовская область одной из первых включилась в эксперимент по введению единого государственного экзамена. В этом году он стал обязательным во всех регионах РФ, и в Ростовской области результаты по ЕГЭ оказались опять же выше среднероссийских. Однако споров и разговоров вокруг единого госэкзамена было немало. А как вы, Игорь Александрович, оцениваете его итоги?

— Общее впечатление от них, разумеется, положительное, наши выпускники по результатам ЕГЭ показали достаточно высокий уровень подготовки. Единый государственный экзамен в нашей области проводился в текущем году по 14 предметам, в том числе по русскому языку и математике — в обязательном порядке. Выпускниками выполнено более 85 тысяч тестирований. Шестьдесят пять выпускников получили по результатам ЕГЭ 100 баллов по различным предметам, в том числе шесть человек — по двум предметам.

Однако в отдельных случаях итоги единого госэкзамена поставили перед нами определённые проблемы, которые необходимо будет решать начиная с этого учебного года. Например, невысокие результаты ЕГЭ по информатике: средний тестовый балл — 52,8 (при среднероссийском значении 56,1); 15,6 процента выпускников не преодолели нижний пороговый балл. Это значит, что из 1172 выпускников, выбравших ЕГЭ по информатике, 187 человек не справились с поставленной задачей. В масштабах области это не так много, однако необходимо провести всесторонний анализ причин, посмотрев с точки зрения программы, учебного плана, кадрового обеспечения образовательного процесса по этому предмету.

Не достигли нижнего порогового балла в общей сложности 65 процентов выпускников вечерних школ. Следовательно, нам нужно подвергнуть анализу полученные результаты в разрезе каждой вечерней школы, рассмотреть перспективы закрытия части школ с переводом обучающихся на экстернатную форму обучения в наиболее сильных школах муниципальных образований. Вечерняя школа не должна превратиться в учреждение по выдаче аттестатов, требования к уровню подготовки выпускников едины для всех.

— Одно из пяти направлений государственной поддержки и развития школьного образования, положенных в основу проекта «Наша новая школа», — обеспечение условий для развития здоровья детей. Как в Ростовской области решаются вопросы комфортности и безопасности пребывания детей и подростков в школах?

— В этом направлении в области в течение ряда лет ведётся планомерная работа. Только за 2006–2008 годы проведён комплексный капитальный ремонт более 500 объектов образования. В текущем году из областного бюджета выделено на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений свыше 874,6 миллиона рублей. Эти вложения позволят провести комплексный капитальный ремонт 45 объектов образования.

В соответствии с соглашением между Федеральным агентством по образованию и администрацией области о предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений Ростовской области выделена субсидия в размере более 98,9 миллиона рублей. Эти средства направлены на завершение капитального ремонта шести общеобразовательных школ — в Октябрьском, Ремонтненском, Цимлянском районах, в Ростове, Шахтах и Батайске.

Коллегией администрации Ростовской области одобрен проект разработанной министерством областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010–2012 годы», в рамках которой запланированы мероприятия, направленные на капитальный ремонт и снижение доли аварийных объектов образования. На проведение капитального ремонта областных и муниципальных образовательных учреждений запланировано около 2,3 миллиарда рублей на три года реализации программы.

Важным условием безопасности пребывания детей в школьных стенах является пожарная и антитеррористическая безопасность. Этим вопросам в последние годы уделялось существенное внимание. В настоящее время муниципальные образовательные учреждения, оборудованные автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре, составляют 95,5 процента от общего количества. Это значительный результат, ещё три года назад этот показатель составлял всего 43 процента. В 45 муниципальных образованиях все школы оснащены автоматической пожарной сигнализацией, до конца 2009 года эта работа будет завершена в оставшихся десяти муниципалитетах. На оснащение автоматической пожарной сигнализацией муниципальных образовательных учреждений области выделено в 2009 году 54,4 миллиона рублей, почти на 30 миллионов больше, чем в предыдущем.

— В этом году новое направление приоритетного национального проекта связано с начальным и средним профобразованием. В связи с этим хотелось бы узнать, какое внимание в Ростовской области уделяется НПО и СПО — в частности, организации трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений.

— Это как раз одна из тем, на которой сосредоточено самое пристальное наше внимание. Для принятия своевременных мер по трудоустройству вчерашних студентов минобразования Ростовской области проводит ежемесячный постоянный мониторинг прогнозируемого трудоустройства выпускников очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в разрезе укрупнённых групп специальностей. По состоянию на 20 мая 2009 года общее количество выпускников учреждений профессионального образования составляло 42 789 человек. Риск не быть трудоустроенными имели:
— выпускники государственных образовательных учреждений начального профессионального образования — 732 человека (6 процентов от общего числа выпускников);
— выпускники государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования — 932 человека (7,3 процента от общего числа);
— выпускники государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования — 1 546 человек (8,6 процента от общего числа).

Исходя из этой статистики общее количество выпускников 2009 года, имевших риск не быть трудоустроенными, составило 3 210 человек (7,5 процента). При этом наиболее подвержены этому риску были выпускники учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Министерством проводится работа не только в разрезе укрупнённых групп специальностей, где наибольшее количество выпускников, имеющих риск быть нетрудоустроенными, наблюдается по специальностям Экономика и управление, Гуманитарные науки, Сфера обслуживания, но и с каждым учреждением образования в отдельности. За период с января по май текущего года министерством проведён ряд совещаний по вопросам трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.

В целях обеспечения занятости нетрудоустроенных выпускников, а также обеспечения кадровой потребности экономики области в посткризисный период минобразования Ростовской области ведёт работу по следующим направлениям:
— усиление взаимодействия с работодателями по реализации договоров и выполнению заявок в вопросах трудоустройства и закрепления выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
— создание необходимых условий для переобучения выпускников на ускоренных курсах подготовки и переподготовки по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда, на базе государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Для реализации этих направлений спланирован и проводится ряд мероприятий. Совместно с управлением государственной службы занятости населения по Ростовской области нами определён перечень образовательных учреждений, имеющих необходимые условия для осуществления краткосрочной подготовки и переподготовки высвобождающихся кадров, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, имеющих риск не быть трудоустроенными. Дополнительно лицензируются профессии и специальности, а так- же дополнительные образовательные программы, востребованные на региональном рынке труда, в том числе программы обучения начинающих предпринимателей, переподготовка по которым может быть предложена и выпускникам учреждений профессионального образования. Региональный заказ на подготовку рабочих кадров в 2009 году формируется с учётом текущей социально-экономической ситуации региона и перспектив его развития в посткризисный период. В сравнении с прошлым годом региональный заказ на подготовку рабочих кадров в 2009 году увеличен на 1,1 тысячи человек и составляет 12,3 тысячи человек.

Следует добавить, что вузы и ссузы области также активизировали работу в этом направлении. Учреждениями ВПО и СПО созданы более 40 центров содействия трудоустройству выпускников. Планируемое в области дальнейшее формирование служб содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений с предоставлением спектра консультационно-информационных услуг, в том числе на базе региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации, поможет выпускникам учебных заведений, в том числе НПО, в выборе дальнейшей жизненной траектории.

Кроме того, большие надежды мы возлагаем на принятие областного закона «О взаимодействии образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов», проект которого уже вынесен на рассмотрение Законодательного собрания Ростовской области в первом чтении. А разработан он был именно в целях повышения качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям работодателей, и эффективности их трудоустройства по инициативе нашего министерства.