Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Лучшие в своей сфере №3(3), 2009 год

Наталья Кириллова

Всероссийский проект «Эффективное управление кадрами» — это мероприятия, направленные на реализацию задач, поставленных президентом и правительством Российской Федерации по развитию России как свободного и демократического государства, развитию личности и гражданского общества в целом. Основной идеей Всероссийского проекта «Эффективное управление кадрами» является поддержка стремлений прогрессивно настроенных граждан Российской Федерации и мирового сообщества приложить свои усилия к комплексному развитию российской экономики, укреплению национальной промышленности, содействию их модернизации на принципах добросовестной конкуренции, социальной ответственности, рыночных отношений, защиты частной собственности, свободы предпринимательства, деловой этики; развитию и поддержке деловой активности, укреплению социальной роли и позитивной репутации национальных проектов и программ. Среди лауреатов Всероссийского проекта «Эффективное управление кадрами» — ФГОУ СПО «Благовещенский торгово-экономический колледж». Сегодня на страницах журнала мы представляем это учебное заведение и его руководителя, Лидию Бухарову.

Лидия Бухарова — заслуженный работник торговли РФ, почётный работник СПО РФ. Награждена орденом Русской православной церкви святой равноапостольной княгини Ольги 3-й степени. Родилась в 1949 году, трудовую деятельность начала в 1966 году. В 1973 году окончила Дальневосточный институт советской торговли по специальности «Товароведение и организация торговли промышленными товарами». С 1974 года работала в колледже преподавателем, заведующей отделением, а в 1982 году была переведена в аппарат управления торговли Амурской области начальником отдела. С 1989 года — директор Благовещенского торгово-экономического колледжа. Лидия Константиновна умело сочетает в управлении принцип единоначалия и коллегиальности, оперативна в принятии решений, требовательна к себе и подчинённым. Это создаёт положительный имидж колледжа в Дальневосточном регионе.

В 2008 году Л. Бухаровой присвоено почётное звание лауреата Всероссийского проекта «Эффективное управление кадрами». Подготовка компетентного, эффективного специалиста и гармоничной личности понимается Лидией Константиновной как главная задача коллектива колледжа. Для её решения она осуществляет продуманную кадровую политику, направленную на сохранение опытных, творческих педагогов и привлечение молодых кадров, специалистов-практиков. Оптимизация учебного процесса в колледже осуществляется за счёт обновления содержания образования, внедрения инновационных форм и методов обучения, развития социального партнёрства.

— Лидия Константиновна, Благовещенский торгово-экономический колледж готовит специалистов по…

— …восьми специальностям: Экономика и бухгалтерский учёт, Правоведение, Товароведение, Менеджмент, Государственное и муниципальное управление, Туризм, Технология продукции общественного питания, Организация обслуживания в общественном питании. Выпускники колледжа работают на предприятиях туризма, торговли, общественного питания Амурской области и Дальневосточного региона. Руководители фирм признают, что наши выпускники — лучшие в своей нише. Спросите, как удалось среднему учебному заведению стать элитным и максимально приблизить обучение к реалиям современного бизнеса? У нас есть всё для успешной деятельности: новейшие учебники, программное обеспечение для проведения учебных занятий, презентаций, разработки рекламной продукции; преподаватели колледжа участвуют в международных конференциях, семинарах-практикумах, мастер-классах, систематически повышают квалификацию в ведущих университетах Благовещенска, Хабаровска, Владивостока, в Финансовой академии при правительстве РФ совместно с фирмой 1: С в Москве. В отличие от высших учебных заведений, мы основной упор делаем на практические умения и навыки, формирующие профессиональные компетенции, которые сегодня так ценят работодатели. Производственная практика организована в известных фирмах и на предприятиях, причём не только муниципальных, но и частных, более 80 из них являются социальными партнёрами колледжа. Во время учёбы по своей специальности студенты параллельно осваивают другую или получают дополнительные рабочие профессии. Поэтому, приходя на рабочее место, выпускники готовы к выполнению не только всего объёма работы по своей специальности, но и других функций.

— Насколько востребованы ваши выпускники?

— Считаю, что востребованы. Многие студенты находят себе работу уже в ходе производственной практики. И пусть сейчас нет прежнего государственного распределения — даже тех, кто сам не определился с местом работы, колледж не бросает на волю обстоятельств. Мы создали свою Службу содействия трудоустройству студентов и выпускников. И надо сказать, что работодатели с интересом отнеслись к нашей инициативе. Собран банк данных предприятий, заинтересованных в наших выпускниках. Их представители участвуют в форумах и ярмарках по распределению выпускников. В ходе презентаций и взаимного знакомства многие студенты находят работу. Большой спрос на специалистов по туристским услугам. На территории региона есть уникальные природные парки, которые необходимо развивать, рекламировать их инфраструктуру. У нас есть возможность безвизового посещения Китая, где студенты специальности Туризм проходят языковую стажировку в филиале Харбинского педуниверситета, что даёт дополнительные стартовые возможности в их карьере.

— На Дальнем Востоке не много подобных учебных заведений. А каков спрос на ваших выпускников в других городах?

— Могу смело сказать: у нас лучшие кадры для малого и среднего бизнеса. По данным мониторинга Службы содействия трудоустройству студентов и выпускников во всех районах Амурской области, 42% работающих в сфере торговли и общественного питания — это выпускники нашего колледжа. По заявкам администраций районов Амурской области мы ежегодно аттестуем работников торговли и общественного питания разных уровней, повышаем их квалификацию. Кроме того, в 2008 году разработана программа обучения основам ведения бизнеса, консалтинговых услуг для начинающих предпринимателей — «Школа предпринимателей от А до Я». Колледж сотрудничает с Советом по малому и среднему предпринимательству при правительстве Амурской области.

— Лидия Константиновна, я знаю, что вы уделяете внимание не только обучающему процессу, но и нравственным аспектам.

— Считаю, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание формирует в молодом человеке те необходимые качества, тот настрой, с которым он начнёт трудовую жизнь, в том числе желание созидать, а не разрушать. В течение года студенты участвуют в Рождественских и Православных чтениях, в благотворительной акции «Шаг навстречу добру» по сбору игрушек, книг, одежды для оказания помощи нуждающимся, в трудовых акциях по покраске детских площадок и др. На конкурс социальных проектов «Студент года — 2009», проводимый в колледже, студенты подготовили конкурсные работы по разнообразным темам, в том числе «Подарим детям радость общения», «Дети-сироты», «Жизнь бесценна», «Собачье дело». А проект «Зелёные вертикали» занял 3-е место на Всероссийском конкурсе молодёжных проектов «Моя страна, моя Россия» среди 5000 участников.