Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Челябинский эксклюзив №3(3), 2009 год

Татьяна Тебенихина

Мы познакомились с челябинским инженерно-производственным центром на одной из выставок в Сокольниках. Форум был посвящён многочисленным аспектам российского образования. Стенды с учебной техникой были выставлены в зале, где многочисленные фирмы-производители развернули экспозиции со своим оборудованием. Посетители с интересом останавливались перед челябинскими изделиями. Кто-то образно сравнил их с уральскими самоцветами. Трудно было не согласиться с точностью метафоры. Беседа с генеральным директором центра Юрием Галишниковым стала праздником общения. Яркий, интересный собеседник, он рассказал о том, как единожды возникшая идея окрепла и воплотилась в перспективное производство. Выходит, вопреки досужему мнению, не только купля-продажа обеспечивает устойчивое финансовое положение, но и интеллектуальные начала способны материализоваться. По словам моего собеседника, коллектив центра нацелен и буквально «заточен» на решение конкретных проблем. Люди высокой умственной культуры, они способны генерировать идеи, логически продумывая алгоритм действий, и решать поставленную задачу.

Центр новаций

— В результате у нас на выходе мало стружки, — шутит Юрий Петрович. — Работы по созданию комплектов типового учебно-лабораторного оборудования нового поколения по электротехнике, электронике, электромеханике и электроэнергетике были начаты нами в 1993 году, ещё в недрах Челябинского государственного технического университета. В те годы многие вузы терпели бедствие. Надо было пересматривать систему организации учебного процесса, насыщать его практикой. Удачным решением проблемы была организация собственного производства. Работы выполнялись при содействии Российского научно-производственного объединения «Росучприбор» в рамках научно-технических программ «Учебная техника», «Индустрия образования» и «Научное, научно-методическое и информационное обеспечение системы образования» Министерства образования и науки Российской Федерации. В конце 2001 года родилось ООО «Учебная техника». Это было удачливое и любимое дитя, которое взрослело, набиралось сил и, возмужав, стало именоваться Инженерно-производственным центром «Учебная техника». Удалось применить на практике более полутора сотен НИОКРов, а это — бесценные новации. Сейчас я с интересом знакомлюсь с опытом производства учебной техники в Китае. Приезжаю в Поднебесную, посещаю вузы, предприятия, кое-что беру на заметку. Эта страна сегодня полна динамики и находится на пике научно-технического прогресса.

Сегодня инженерно-производственный центр сумел наладить производство и поставку учебно-лабораторного оборудования нового поколения по электротехнике, электронике, электромеханике и электроэнергетике для всех уровней профессионально-технического образования. Преподаватели сразу же оценили достоинства стендов: их гибкую модульную структуру; наглядность результатов, надёжность, безопасность, программно-методическое обеспечение, эргономичный дизайн и, конечно же, разумные цены.

Творческий коллектив разработчиков этой уникальной техники обладает в совокупности почти 100-летним опытом преподавания в вузах России и зарубежья. Успех учебной техники у потребителей предопределён, потому что её создатели — профессионалы, готовые творчески осмыслить и воплотить в жизнь все конструктивные предложения и пожелания пользователей. Чтобы полнее удовлетворять их запросы, в Центре разработана специальная анкета. Разработчики чутко прислушиваются к мнениям клиентов. Это прямо сказывается на качестве учебных стендов и оборудовании.

— Многие российские школы, колледжи и институты, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, доверили нам переоснащение своих лабораторий в соответствии с самыми высокими требованиями к образовательному процессу, — продолжает Юрий Галишников. — Каждый год число наших заказчиков практически удваивается. Образовательные учреждения, которые всерьёз задумываются о своём будущем и об уровне подготовки студентов, выбирают нашу продукцию, потому что мы отлично владеем темой и хорошо знаем, что делаем. Особое внимание уделяем разработке новой продукции. Это позволяет без промедления откликаться на запросы учебных заведений начального, среднего и высшего уровней профессионального образования. Качество исполнения определяет всё — и мы чётко понимаем это. Значительные средства вкладываются в развитие материально-технической базы производства и привлечение высококвалифицированных специалистов с опытом работы в оборонной промышленности.

Номенклатура выпускаемого учебного и лабораторного оборудования разнообразна, всего не перечислишь. Это всевозможные контрольно-измерительные, навигационные, локационные, метеорологические, геофизические приборы и запчасти к ним, аппаратура дистанционного управления, измерители электрических величин и ионизирующего излучения и многое другое.

Из знатного рода Кулибиных

Прежде чем продолжать рассказ о фирме и её делах, полезных для развития профессионального образования, вглядимся внимательнее в лица её отцов-основателей. Это даст полное представление о масштабе их деятельности и оригинальности разработок.

Юрий Галишников в слаженном творческом ансамбле — дирижёр. Учёный в нём проснулся рано. Золотой медалист, он поступил в Томский политехнический институт и получил квалификацию инженера-электромеханика по специальности «Электрические машины и аппараты». Затем была аспирантура, защита кандидатской диссертации на тему «Электродинамические свойства скользящего контакта и коммутация машин постоянного тока малой и средней мощности». Вслед за этим последовали годы преподавательской и научной деятельности в политехнических институтах Караганды и Челябинска. Юрий Петрович работал ректором Павлодарского индустриального института.

В начале семидесятых Юрий Галишников был направлен в творческую командировку в Англию. Там он изучал постановку инженерного электротехнического и электроэнергетического образования в Лондонском университете (Имперский колледж науки и техники) и других вузах Великобритании.

В 1981 году учёный защитил докторскую диссертацию «Сложные короткие замыкания турбогенераторов». Вслед за этим ему присвоили звание профессора по кафедре электротехники.

Уже в новое время, в конце девяностых, когда у многих соотечественников появилось желание жить по принципам рыночной экономики, учёный направился в США. Там он занимался по программе Фулбрайта в Университете штата Пенсильвания, разрабатывая тему творческих аспектов предпринимательства, основанного на технологиях.

— После возвращения на родину я убедился в основательности своих давних стремлений начать собственное дело. В успехе не сомневался. Не из-за излишней самонадеянности, а потому что в основе замысла лежали точный расчёт и знание проблемы, — вспоминает Юрий Петрович.

— Ещё в советские годы, стажируясь в Англии, я обратил внимание на многочисленные малые предприятия и фирмы, которые занимались разнообразной и очень полезной для экономики деятельностью. Меня заинтересовала их самодостаточность, лёгкая восприимчивость к техническому прогрессу, мобильность. Особенно привлекла внимание организация производства учебно-лабораторного оборудования. Какой на выходе получался качественный и ультрасовременный продукт! Я сделал себе «зарубку на память», подумав: «А вот бы…». Впрочем, тогда надежды на продолжение не было никакой. Однако жизнь изменилась, и та давняя зацепка пригодилась, воплотившись в практику.

Юрий Галишников, по собственному определению, сдержанный и трезвый оптимист. Эти качества необходимы каждому человеку, рассчитывающему на успех в бизнесе.

В 2001 году совместно с коллегой, кандидатом технических наук Павлом Сениговым они основали компанию, которая получила «при крещении» имя «Учебная техника». Позднее она переросла в инженерно-производственный центр по разработке, производству комплектов типового учебного лабораторного оборудования по электротехнике, электронике, электромеханике, электроэнергетике и автоматике.

Павел Николаевич — это «первая скрипка» ансамбля, технический директор Центра. Он с отличием окончил Челябинский политехнический институт. Был преподавателем вуза. Имеет более сорока авторских свидетельств на изобретения СССР и на полезные модели и патенты. В 2006 году решением оргкомитета международного форума «Потенциал нации» удостоен звания лауреата Российской общественной награды — почётного знака «Инженерная слава России» первой степени. В 2007 году технический директор инженерно-производственного центра «Учебная техника» включён в энциклопедию «Лучшие люди России» в рубрике «Надёжный бизнес-партнёр».

Все работающие в Центре принадлежат к знатному роду Кулибиных. Их роднит с известным отечественным изобретателем, само имя которого стало синонимом технических новаций, стремление… «изобрести велосипед». То есть посмотреть на известное явление с неожиданной стороны и придумать новое.

Старший научный сотрудник Центра, кандидат технических наук Николай Беглецов, директор по качеству Сергей Комиссаров, начальник группы сервиса Михаил Карпеш, как и другие сотрудники, имеют собственные ноу-хау.

Дело мастера боится

— Каждый год число наших заказчиков практически удваивается, — говорит Юрий Петрович. — Образовательные учреждения, которые всерьёз задумываются о своём будущем, выбирают наши изделия, потому что мы хорошо знаем, что делаем. Особое внимание уделяется разработке новой продукции. Это позволяет нам без промедления откликаться на запросы учебных заведений начального, среднего и высшего уровней профессионального образования. Качество исполнения определяет всё — и мы чётко понимаем это. Значительные средства вкладываются в развитие материально-технической базы производства и привлечение высококвалифицированных специалистов с опытом работы в оборонной промышленности. Наши деловые партнёры убедились на практике, что мы поставляем необходимое им учебное лабораторное оборудование в нужные сроки, доставляя буквально «от двери до двери».

— Комплекты регулярно участвуют во всероссийских выставках, их разработчики становятся лауреатами, получают дипломы. Если проанализировать потребительские качества нашего оборудования, то можно выделить десять пунктов, положительно характеризующих его. Начнём? — И Юрий Петрович поочерёдно загибает пальцы. — Это прежде всего универсальность, что позволяет воспроизвести всё многообразие процессов в электрических и электронных цепях, а также в электромеханических и электроэнергетических системах. Второе — гибкость модульной структуры и, как следствие, лёгкая компоновка электрических цепей нужной конфигурации. Третье — наглядность результатов экспериментирования, обеспечиваемая реальными аналоговыми, цифровыми, а также виртуальными измерительными приборами. Представляемые модульные высокотехнологичные комплекты учебно-лабораторного оборудования покрывают лабораторные потребности целого ряда учебных дисциплин по направлениям «Электротехника», «Электроника», «Электромеханика» и «Электроэнергетика». Четвёртое — надёжность. Защита от перегрузок, коротких замыканий и неумелого обращения. Пятое — безопасность. Компоненты комплексов обеспечены защитой от поражения электрическим током и устройством автоматического отключения. Шестой плюс — наличие широкого спектра прикладных программ программного обеспечения. И, наконец, разумные цены, современный дизайн с учётом требований эргономики, инженерной психологии и эстетики, соответствие государственным стандартам. И последний аккорд — промышленное, а не кустарное, изготовление. Мы даём гарантии и обеспечиваем авторское сопровождение в течение года.

Серьёзные модели

Что же представляет собою продукция, изготавливаемая Челябинским центром? Аппаратная часть включает в себя в совокупности более 120 модулей или агрегатов. Это спроектированные с учебной целью натурные модели — аналоги реальных электротехнических, электронных и электромеханических устройств. Блочная структура обладает серьёзным преимуществом, которое заключается в том, что состав приобретаемого комплекта можно сформировать самостоятельно, исходя из назначения лаборатории.

Модули размещаются на составных лабораторных столах с рамами, могут быть скомпонованы сообразно целям эксперимента и соединены в общую электрическую цепь с помощью гибких защищённых проводников. Аппаратная часть комплекта наибольших размеров, питаемая от трёхфазной электрической сети 380 В с нулевым рабочим и защитным проводниками, потребляет не более 1000 ВА мощности.

По желанию заказчика, можно предусмотреть автоматизированное управление комплектами, которое осуществляется с помощью персонального компьютера, оснащённого платой ввода-вывода данных фирмы National Instruments. Это позволяет реализовывать управление отдельными модулями или группами модулей, производить измерение и отображение параметров их режимов виртуальными приборами и осциллографами.

Программная часть состоит из ряда прикладных программ, среди которых виртуальные измерительные приборы — вольтметры, амперметры, ватти варметры магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем, виртуальные осциллографы нескольких видов, панель виртуальных графопостроителей и цифровых индикаторов. Имеется также набор виртуальных пультов автоматизированного управления электроприводами, а также виртуальные пульты управления моделью электрической системы.

Прикладные программы построены с использованием графического языка программирования в среде LabVIEW фирмы National Instruments, а также в среде Delphi. Программы поставляются в виде, готовом для автономного использования.

И, наконец, методическая часть включает в себя ряд руководств, предназначенных для подготовки базовых экспериментов. Каждый комплект типового учебно-лабораторного оборудования сопровождается руководством по эксплуатации. Компьютеризованные версии комплектов снабжаются руководством по эксплуатации платы ввода-вывода данных, а также пособиями по программированию в среде LabVIEW. Сама среда в комплект поставки не входит, её можно приобрести у дистрибьюторов компании National Instruments в России.

Потребитель — лучший эксперт

— Мы приобрели четыре комплекта типового лабораторного оборудования, изготовленных в центре «Учебная техника», — говорит А. Мосин, начальник Челябинской технической железнодорожной школы. — Благодаря этому занятия по теории электрических цепей и основам электроники проводятся наглядно и ярко. Решающим при выборе оборудования именно этого изготовителя стало то обстоятельство, что такие ведущие вузы, как Уральский государственный университет путей сообщения, Самарская академия инженеров железнодорожного транспорта, Воронежский филиал Российского государственного открытого университета путей сообщения, давно приобрели продукцию этой фирмы и успешно используют её в учебном процессе. Это очень хорошая рекомендация. Оборудование мы получили со скидкой 20% против рыночной цены, сразу после подписания договора.

Специалисты Центра «Учебная техника плюс» не только смонтировали оборудование, но и провели подробный инструктаж с преподавателями школы. Мы сразу же оценили отличный дизайн, высокое качество изготовления, а также широкие возможности учебного оборудования. Надеемся, что с его помощью нам удастся существенно повысить качество подготовки кадров по электротехнике и электронике.

Центр строит свои взаимоотношения с клиентами на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве. Был заключён такой договор и с Южно-Уральским государственным университетом. Преподаватели и студенты по достоинству оценили качество оборудования. Вот что говорит на эту тему профессор Юрий Хохлов, заведующий кафедрой «Системы электроснабжения»:

— Мы закупили пять учебно-лабораторных комплексов «Модель электрической системы с узлом комплексной нагрузки и силовой электроникой». Один комплекс нам предоставили бесплатно, а остальные — со значительной скидкой. Комплексы работают безупречно. Они успешно используются на занятиях по ряду специальных электроэнергетических дисциплин.

Учебно-лабораторное оборудование нового поколения обладает рядом неоспоримых достоинств: гибкой модульной структурой, наглядностью результатов экспериментирования, надёжной защитой от перегрузок, коротких замыканий и неумелого обращения. Следует также отметить, что это единственное в нашей стране предприятие, которое специализируется на разработке и производстве учебно-лабораторного оборудования по направлению «Электроэнергетика». Наша кафедра планирует использовать в учебном процессе такие новейшие разработки Центра, как стенды «Релейно-контакторное управление асинхронным двигателем», «Измерение электрической мощности и энергии», «Исследование качества электроэнергии».

Не только технические вузы и колледжи используют это учебное оборудование. Недавно на имя генерального директора Центра пришло письмо от ректора Ставропольского государственного аграрного университета, профессора, доктора наук Владимира Трухачёва.

— Уважаемый Юрий Петрович! Руководство и коллектив нашего университета благодарят вас за благотворительную поставку лабораторного оборудования на факультет электрификации сельского хозяйства, — говорится в нём. — Это оборудование позволило за короткое время поднять качество учебного процесса по ряду дисциплин.

Лабораторный стенд используется в научно-исследовательской работе студентов, экспериментальная база позволяет моделировать большинство электротехнических процессов, что находит своё отражение в аспирантских исследованиях и при выполнении выпускных квалификационных работ. Мы готовы к дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству. Желаем вам реализации ваших замыслов и успехов на благо процветания России.

По заслугам — и честь

Серьёзное и нужное дело челябинских изобретателей стало заметным явлением. Эксклюзивные комплекты учебно-лабораторного оборудования регулярно участвуют во всероссийских и международных выставках, форумах и становятся дипломированными лауреатами в различных номинациях. Звание надёжного бизнес-партнёра — эта одна из граней общественного признания.

О том, что инженерно-производственный центр включён в один из выпусков энциклопедии «Лучшие люди России», мы уже говорили. А коллектив, добившийся столь весомых результатов, был удостоен медали участника энциклопедии. Это высшая общественная награда за заслуги в области укрепления российской государственности, развития федерализма, усиления культурной, экономической и военной мощи Российской Федерации.

Факты
Сертификат ISO 9001. Компания «Учебная техника» успешно прошла сертификацию системы менеджмента качества применительно к разработке, производству и поставке типового учебного лабораторного оборудования по электротехнике, электронике, электромеханике, автоматике и электроэнергетике. Полученный компанией сертификат удостоверяет, что система менеджмента качества соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000).
Факты
В составе WORLDDIDAC. В октябре 2007 года «Учебная техника» вошла в состав Международной ассоциации WORLDDIDAC, объединяющей издателей, производителей и дистрибьюторов учебных материалов и оборудования со всего мира.
Тел.: (351) 725-77-02, 725-79-27,
факс: 725-77-02
info@electrolab.ru
www. electrolab.ru