Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Зона совместной ответственности №2(2), 2009 год

Наталья Сафина

17 февраля 2009 года в Федеральном агентстве по образованию состоялось расширенное заседание коллегии, посвящённое подведению итогов работы Рособразования в 2008 году и задачах на 2009 год, на котором была дана оценка результатов проделанной работы, определены первоочередные задачи и направления, стоящие перед Рособразованием в 2009 году. Состоялся обмен мнениями по многим актуальным, требующим незамедлительного решения вопросам. В заседании коллегии принимал участие министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, а также представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, региональных органов управления образования, представители ректорского корпуса, руководители подведомственных Рособразованию учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, педагогическая и научная общественность.

Открывая заседание, глава Федерального агентства Николай Булаев подчеркнул: «То, что сделано за последние годы, позволяет утверждать, что образование стало национальным приоритетом не на словах, а на деле, поскольку никогда ещё не было таких масштабных изменений в сфере отечественного образования. И это даёт право говорить о том, что система образования способна эффективно работать и выполнять государственные задачи, несмотря на реалии, сложившиеся в условиях финансово-экономического кризиса».

Оценивая деятельность Рособразования по реализации задач, руководитель агентства вычленил несколько блоков вопросов, значимость которых в нынешних условиях определяется их насущностью: организация приёма на первый курс; сохранение контингента обучающихся, трудоустройство выпускников, введение в штатный режим единого государственного экзамена, опережающей подготовки и переподготовки кадров, лицензирование и сокращение количества филиалов вузов и другие.

По прогнозам, в результате так называемой демографической ямы, возникшей в стране в начале 90-х годов, уже к 2010 году число выпускников российских школ уменьшится на 250 тысяч. Именно такую цифру озвучил в своём докладе на расширенном заседании коллегии руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев. «Установление нижнего порога балла ЕГЭ также сократит число потенциальных абитуриентов, и в данной ситуации становится очевидным, что многие из наших региональных заведений высшего учебного образовательного эшелона рискуют остаться без конкурса в вузы даже на бюджетные места. А учебные учреждения системы начального и среднего профобразования (НПО, СПО) будут испытывать просто огромные сложности в формировании своего контингента», — сказал он.

С учётом этих факторов для успешной организации и проведения приёма на первый курс исключительно важным становится своевременное информирование абитуриентов об общих правилах приёма в 2009 году. До 1 февраля государственные и муниципальные вузы должны были обнародовать перечень предметов по всем специальностям, по которым объявляется набор (при этом русский язык и профилирующий предмет являются обязательными, а количество остальных экзаменов по специальности — преимущественное право самих вузов), и обнародовать всю информацию на интернет-сайтах. Но и многими учебными заведениями это так и не было выполнено; более того, руководители приёмных комиссий, вопреки приказам министерства, выставили на сайтах давно устаревшую информацию. «К тем вузам, которые не оценивают остроту ситуации и не выполняют Федеральный закон, будут применяться адекватные меры», — заявил глава Рособразования.

Где родился, там и пригодился

— В своё время, а если быть точными, то в 1995 году, по поручению правительства РФ было принято решение: в подведомственных вузах начать осуществление целевого приёма выпускников школ из республик Южного федерального округа на внеконкурсной основе. Молодые люди обучались в вузах Москвы, Петербурга и других крупных городов РФ. В 2008 году численность данного целевого приёма составила 2175 человек. Анализ и экспертные оценки показали, что только 15 процентов выпускников после окончания вузов возвращались в места прежнего проживания, остальные 85 — интегрировались в регионах обучения. Поскольку в последние годы ситуация в ЮФО значительно стабилизировалась, логично было рассмотреть вопрос о целесообразности такого приёма. Проблема рассматривалась на уровне руководства республик совместно с Рособразованием. В результате были найдены направления, которые позволяют решить задачу обучения местного населения непосредственно на территории проживания, — уточнил докладчик.

Времена, в которые необходимо сокращать аппетиты

— Не менее острой сегодня представляется проблема сохранения контингента студентов, обучающихся по контракту, отсев которых, по информации отдельных вузов, становится заметным явлением. Данное явление затрагивает огромную массу людей, вкладывавших в обучение своих детей немалые денежные средства. В вузах, подведомственных Рособразованию, в настоящий момент на коммерческой основе обучается более 2 млн 300 тысяч человек. Нам бы не хотелось, чтобы из-за причин финансового характера кто-то из этих студентов не смог завершить обучение. Меры здесь нужны срочные и неординарные. Среди мер, которые предлагает ведомство, названы: перевод успешных учащихся с коммерческой на бюджетную основу, диверсификация цены за обучение и фиксирование её в рублёвом эквиваленте. Одновременно с этим стоит подумать о формах отсрочки выплат на основе соответствующих договоров. Это задача социально-политическая, а не финансовая, и многое в её решении зависит от самих вузов. В вопросе определения платы за обучение учебные заведения не подотчётны властям и по-прежнему могут устанавливать тарифы самостоятельно, однако отныне для сохранения общественного спокойствия они должны соответствовать возможностям семьи и быть адекватными ситуации, сложившейся на рынке труда. Есть времена, в которые приходится сокращать свои потребности и желания.

Нужно быть готовыми и адекватно реагировать на изменения финансовой ситуации, связанной и с внебюджетной деятельностью вузов. При тех внебюджетных ассигнованиях, которые поступали в течение последних лет, многие вузы могли бы изыскать внутренние резервы для покрытия необходимых расходов. Это значительно лучше и честнее, чем покупка сверхдорогих иномарок, при том что ректорский корпус обеспечен не самыми плохими автомашинами. А такие случаи зафиксированы, например, в вузах Саратова, Москвы, Сахалина. Данные факты вопиют о потере чувства социальной ответственности, не говоря уже о бесконтрольном расходовании бюджетных средств. С подобными безрассудными поступками Федеральное агентство уже разбирается, — заверил глава ведомства.

Есть новые ресурсы и возможности

В этом году дипломы высших учебных заведений получат примерно 700 тысяч человек. Опыт многих, большей частью технических, вузов, выстраивающих партнёрские отношения с профильными производствами, развивающими систему производственных практик и стажировок студентов, установление договорных отношений с работодателями, ещё до окончания вуза гарантирует своим выпускникам трудоустройство. Однако долг ректора каждого вуза страны — сделать всё возможное и невозможное для трудоустройства своих выпускников. Среди мер по преодолению безработицы, которые принимает Минобрнауки, — увеличение бюджетных мест в магистратуре в два с лишним раза (40 тысяч мест) — с тем, чтобы, решая главную задачу перехода к уровневому образованию, дать возможность молодым людям из числа способных студентов продолжить образование и тем самым сделать их более востребованными на рынке труда.

Не менее актуальна и проблема трудоустройства выпускников системы начального и среднего профессионального образования. Хотя ещё в прошлые годы процент невостребованных на рынке труда среди выпускников училищ, техникумов и колледжей не превышал 2,5–5%, то в этом году ситуация может оказаться более сложной.

Главной задачей в создавшейся социально-экономической ситуации, когда на рынок труда надвигается мощный шквал рабочей силы, в том числе выпускников вузов, является организация опережающего обучения. В этой связи распространение дополнительного профессионального образования станет одним из наиболее значимых направлений деятельности учреждений НПО и СПО. На программы подготовки и переподготовки кадров всех уровней образования (качество которых ещё предстоит оценить) выделено порядка 15 млрд рублей. Речь идёт о возможности переподготовки сотен тысяч человек, однако, по информации с мест, востребованность опережающего обучения пока чрезвычайно мала. Образовательные учреждения для генерации и продвижения направления должны широко заявить о своих возможностях и готовности к работе через местные СМИ и интернет-сайты.

Не административные меры, а задача профессионального сообщества

— По заключению ряда экспертов, реалии таковы, что практически половина учреждений образования, носящих звания академий и университетов, в настоящий момент просто не соответствуют своему статусу. Положение о государственной аккредитации утверждено постановлением правительства в июле прошлого года. В этом году готовятся новые критерии и показатели, согласно которым высшие учебные заведения будут получать или продлевать лицензии и аккредитации. Новые показатели должны начать действовать с начала учебного года. Для Рособразования как для учредителя это крайне серьёзный вопрос, и в этом направлении предстоит сделать необходимые шаги. Приоритетным направлением по оптимизации сети образования является обеспечение системной интеграции учреждений всех уровней путём укрупнения учебных единиц (как по горизонтали, так и по вертикали) в многопрофильные образовательные учреждения, которые становятся экспериментальными полигонами для отработки новых знаний и инновационных подходов с их генерацией и преобразованием в новый продукт услуг и технологий для подготовки кадров, востребованных в экономике. Что касается укрупнения вузов, то положительным примером здесь может служить опыт Кабардино-Балкарского госуниверситета, Томского нефтегазового университета, Орловского государственного технического университета и ряда других образовательных учреждений. На основе подготовленного в 2006–2008 годах пакета документов с предложениями по реорганизации, распоряжением правительства РФ решения приняты по 229 образовательным учреждениям. Мы будем следить за тем, насколько эффективным окажется объединение и не обернётся ли оно лишь поглощением менее мелких вузов, поскольку жизнь показывает, что подобные опасения не напрасны. И в этой связи можно привести примеры Российского государственного профессионального университета, Екатеринбургского профессионально-педагогического университета, которые практически ничего не сделали для перестройки учебного процесса, внедрения образовательных программ и подготовки специалистов, — подчеркнул Николай Булаев.

Особо следует сказать об актуальнейшей программе сокращения расплодившейся сети филиалов вузов, число которых с 2002 года выросло на 13,7% и достигло 1069 единиц с количеством студентов более 1 млн человек. При этом проведённая Рособрнадзором в 2007 году проверка деятельности 26 филиалов подведомственных вузов выявила в каждом втором из них серьёзные нарушения лицензионных условий, несоответствия технической базы содержания и подготовки студентов с требованиями государственных стандартов. Живым примером является работа Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, в котором уже закрыты 5 филиалов, 6 находятся на стадии закрытия, а также в различных регионах РФ ликвидированы 39 представительств данного университета. В течение 2009 года планируется сокращение не менее 300 филиалов вузов, занимающихся по сути псевдообразованием. Хотя предстоят большие изменения: структуризация, закрытие представительств и филиалов, новая оценка вузов — никакие изменения не являются самоцелью. Процесс оптимизации количества вузов будет проходить взвешенно и постепенно.

Перестройка высшей школы

Начало серьёзной работе по перестройке высшей профессиональной школы, отвечающей требованиям времени, положил приоритетный национальный проект «Образование », явившийся мощным катализатором давно назревшего процесса. Результаты внедрения инновационных образовательных программ, реализованных вузами в рамках ПНПО, позволяют говорить не только о достижениях, но и проблемах, связанных с эффективным использованием имеющихся ресурсов. Один из результатов, заявленных инновационными вузами, — резкий рост научных исследований по заказам реальных секторов экономики. Динамика роста оказалась гораздо ниже ожидаемой, а финансовые затраты — гораздо выше. Экспертные оценки склоняются к тому, что можно было достичь более заметного комплексного эффекта. Хотя понятно, что ожидаемые результаты отсрочены во времени, и есть надежда, что эффект от инновационных реализаций образовательных программ с каждым годом будет нарастать, но общий итог заставляет серьёзно размышлять об эффективности системы механизмов конкурсного отбора.

Первые шаги по перестройке и укрупнению вузов уже начаты. Образованы два крупных учебных центра в Ростове-на-Дону и в Красноярске, где созданы Южный и Сибирский федеральные университеты, объединившие в себе несколько крупных вузов, а также ряд академических структур. Это начинание явилось схемой для дальнейшей реконструкции вузовского образования, на примере этих федеральных университетов будет осуществляться институциональная перестройка по объединению отдельных вузов и сил научно-исследовательских центров, что в свою очередь положительно скажется на процессах качества и науки и образования.

Кроме того, с целью интеграции науки и образования Рособразованием было принято решение о создании в структуре Агентства Управления научных исследований и инновационных программ, которое явится важной составляющей процесса подготовки специалистов и повышения квалификации научно-педагогических кадров.

Ресурсное обеспечение

— Основной ресурсной базой в области образования являются централизованные средства федерального бюджета, выделяемые как в виде текущего финансирования, так и по программно-целевому принципу путём финансирования отдельных проектов государственных и федеральных целевых программ. Вторая форма — более эффективная и соответствующая рыночному характеру экономики — занимает всё большую долю в общих объёмах финансирования и составляет в отчётном 2008 году около 82 млрд рублей. В последние годы наряду с бюджетным финансированием учреждения профобразования, прежде всего высшего, получили дополнительные доходы за счёт оказания платных образовательных услуг, научной и инновационной деятельности, аренды и других разрешённых законом источников. Исполнение федерального бюджета по Рособразованию, определённое на 2008 год в сумме 252 млрд рублей, обеспечивалось в полном объёме.

Говоря о финансировании отрасли с использованием программ целевых подходов, в первую очередь хочется сказать о приоритетном национальном проекте «Образование», который объективно, вопреки критике, стал одним из самых успешных, — подчёркивает докладчик. — Высокая результативность проекта объясняется и масштабом финансирования: всего за три года из федерального бюджета было выделено более 125 млрд рублей. И эффективным механизмом, позволяющим существенно изменить весь экономический аспект системы образования, внести в него элементы программно-целевого управления и планирования, а также привести в соответствие результаты образования с потребностями рынка труда, является реализация федеральных целевых программ в сфере образования.

Значительный объём расходных средств был освоен в рамках федеральных целевых программ (ФЦП): «Русский язык»; «Электронная Россия», «Социальное развитие села». В прошлом году в рамках реализации ФЦП, Государственной программы и общесистемных мероприятий, заказчиком которых являлось Рособразование, было проведено закупок на сумму 13 млрд 231 млн рублей.

Да и Москва не сразу строилась

Сложные задачи стоят перед Рособразованием по развитию имущественного комплекса подведомственных образовательных учреждений как в сфере инвестиционной деятельности, так и по повышению эффективности использования федерального имущества. Предварительные итоги реализации по отчётному году показывают, что объём освоенных госкапвложений по реализации проекта составил более 15 млрд рублей. Введено в эксплуатацию 400 тысяч квадратных метров площадей. В текущем году планируется ввести в эксплуатацию 58 объектов образования, в том числе и за счёт перераспределения средств между объектами разной степени готовности. С учётом сокращённых лимитов капитальных вложений в условиях углубляющегося кризиса это крайне сложная задача. Агентство будет выходить с предложениями в Минобрнауки, в МЭРТ, Минфин с просьбой о перераспределении ресурсов 2009 года между объектами с целью максимального обеспечения ввода объектов, на завершение строительства которых требуются неизмеримо меньшие средства.

Говоря о вынужденной корректуре федеральных целевых программ, глава правительства Российской Федерации подчеркнул, что выделенные средства должны быть сконцентрированы на тех направлениях, которые обещают наибольший эффект для развития экономики и поддержания социальной стабильности. В этой связи крайне необходимо провести тщательный и объективный анализ, уделив особое внимание общежитиям и другим объектам социальной направленности. Что касается общежитий, то Минобразованием совместно с другими министерствами проводится огромная работа, позволяющая оптимистично оценивать возможности завершения строительства 42 общежитий в два ближайших года.

Игра с огнём чревата последствиями

Одним из важнейших и сложных направлений по развитию материально-технической базы образовательных учреждений является реализация инвестиционных проектов с привлечением соинвесторов. Данная работа требует колоссальной степени ответственности. Анализ реализации инвестиционных договоров, а также материалы выборочных проверок в целом ряде образовательных учреждений: в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде и других городах — показали, что значительная часть инвестиционных договоров имеет серьёзные нарушения как в части соблюдения порядка их заключения, так и в определении имущественных прав РФ на результаты реализации таких проектов. Эта важная и нужная работа должна проводиться в рамках законов и нормативно-правовых актов, регулирующих этот род деятельности. Руководству образовательных учреждений, реализующих инвестиционные проекты, необходимо разработать и осуществить меры по взаимодействию с Рособразованием и Росимуществом по приведению инвестиционной деятельности в соответствие с законодательством. Всё, что касается перечисленных вузов, то их деятельность граничит с наказанием по статьям уголовного кодекса. За грубые нарушения в части реализации инвестиционных договоров освобождён от занимаемой должности ректор Российского геологоразведочного университета, серьёзные наказания понесли и руководители ряда других вузов.

Результаты и проблемы, которые очевидны

С докладами на коллегии выступили: ректор Сибирского федерального университета Евгений Ваганов; ректор Национального исследовательского технологического университета Дмитрий Ливанов; ректор Бийского педагогического государственного университета Валерия Никишаева; ректор Пермского государственного университета Владимир Маланин; ректор Иркутского государственного технического университета Иван Головный, которые познакомили коллег с приоритетами научно-технической политики своих учебных заведений, особенно в части подготовки специалистов и преподавателей соответствующих отраслей. В их выступлениях прозвучали высказывания о том, что, несмотря на серьёзный сдвиг на мировом рынке образовательных услуг, в нашей стране по-прежнему наблюдается отставание и отсутствие системной интеграции между образованием, исследователями и бизнесом. Ответом на это может и должна явиться концентрация ресурсов на тех направлениях, которые способны реализовать конкурентные преимущества в работе вуза, тем самым внося существенный вклад в развитие системообразующих отраслей экономики России. Докладчики рассказали также о том, каким образом сегодня университеты включаются в масштабные государственные и корпоративные программы технологической модернизации и оснащения российской экономики квалифицированными кадрами.

По мнению директора Каменск-Уральского политехнического колледжа Евгения Тетерина, директора Ивановского промышленно-экономического колледжа Нины Соколовой, директора Томского профессионального техническо-коммерческого лицея № 1 Валентины Бельковой, за последние годы система начального и среднего профессионального образования накопила такой потенциал, который позволил учебным заведениям активно и без большого напряжения включиться в работу национального проекта «Образование», участие в котором дало положительный результат и импульс к развитию по всем направлениям деятельности.

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, председатель совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Владимир Васильев предложил вынести на суд участников предстоящую проблему перехода вузов на уровневую систему высшего профобразования, которая предполагает изменение федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательные законы есть, но основная программа не является единой для всех учебных заведений, поскольку должна учитывать развитие вуза, регион развития, рынок труда. По словам ректора, в этом направлении необходима совместная работа Минобрнауки, Рособразования, учебно-методических объединений, профессорско-преподавательского состава вузов, которая должна быть воплощена в методическое обеспечение.

Аудитор Счётной палаты Российской Федерации Александр Назаров сообщил, что за три года на реализацию ПНПО направлены не только средства из федерального бюджета, но и привлечены значительные объёмы средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также других источников, отметив, что реализация приоритетного национального проекта «Образование» в сравнении с предыдущим проектом проходит наиболее удачно и нарушения, допущенные в ходе реализации проекта, устраняются в короткие сроки. Вместе с тем было замечено, что реализация ряда мероприятий и контроль их выполнения не обеспечены в должной мере нормативными правовыми актами — так, конкурсы, объявляемые Рособразованием, требуют внимательного подхода и более качественной подготовки.

В ответ на кризис

Руководитель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин, говоря о реализации направлений ПНПО, особо отметил направление, связанное с поддержкой подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для высокотехнологичных производств. Уточнив, что если на реализацию проекта из федерального бюджета изначально были предусмотрены средства в размере 1 млрд 800 млн рублей, то в прошлом году за счёт средств ПНПО дополнительно выделено около 3 млрд рублей. В результате поддержки программы в сети начального и среднего профобразования сегодня функционируют более 250 ресурсных и методических центров, оснащённых самым современным оборудованием.

— На пленарном заседании Комитет ГД по образованию намерен поставить вопрос о необходимости системы квотирования рабочих мест на предприятиях для молодых специалистов — выпускников этого года. Другая антикризисная мера, предлагаемая комитетом по образованию, — вернуться к практике включения в трудовой стаж периода обучения в заведениях среднего и высшего образования, а также отменить систему залогов и поручительств, которые требуются абитуриенту при получении кредита. Кроме того, установить нижний предел срока погашения кредита, который после получения диплома обеспечит социальную защиту молодым людям, — уточнил Григорий Балыхин.

У Роструда появится новый стратегический партнёр

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец: «В конце декабря прошлого года правительством принято постановление о мерах по снижению напряжённости на рынках труда и утверждены относительно новые дополнительные мероприятия, поскольку в середине 90-х годов Федеральная служба по труду и занятости уже реализовывала программы опережающего профобучения, развития временных и общественных работ, самозанятости и программу переезда безработных для трудоустройства в другие места. Большие надежды возлагаются на программу опережающего профессионального обучения, направленную на поддержку людей, находящихся под риском увольнения. В этом плане нашими стратегическими партнёрами в текущем году могут выступить органы образования и учебные заведения, готовые включиться в работу, на реализацию которой выделено 43,7 млрд рублей. Сегодня между Рострудом и регионами уже заключено 11 и сейчас готовятся ещё 8 соглашений.

Все работы хороши, но не все востребованы

«Ближайшие 2–3 года для системы образования будут очень сложными», — отметил на заседании коллегии глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Если же говорить о концептуальных заявлениях министра, то на коллегии он заверил, что объективное финансирование системы образования уменьшаться не будет, «но и не будет расти теми темпами, к которым все привыкли за последние годы». «Мы привыкли, что оно растёт, и поэтому снижение темпов роста само по себе уже создаст проблему», — считает министр. Обращаясь к присутствующим, Андрей Фурсенко заявил о необходимости переориентирования абитуриентов на получение востребованных профессий. Образование должно быть профильным, качественным и в первую очередь соответствовать нуждам экономики. «Нам не всё равно, чему они будут учиться», — сказал министр, комментируя ситуацию вокруг данной темы. «Сейчас в России около 7,5 млн студентов, из них 1 млн 800 тысяч — экономисты и менеджеры, около 800 тысяч — юристы, 650 тысяч — педагоги. Такое количество молодых специалистов не соответствует потребностям рынка труда. Даже успешное окончание учёбы не является гарантией того, что эти люди найдут себе работу. Обеспечить рабочими местами всех выпускников данных специальностей в ближайшее время в России не представляется возможным. У нас нет рабочих мест для этих ребят», — заявил министр. По его словам, на рынке труда страны востребованными являются профессии в области строительства, информационных технологий, геологоразведки и энергетики.

Как будем проходить испытания?

Министерство образования и науки РФ в ближайшее время планирует внести изменения в порядок приёма абитуриентов в высшие образовательные учреждения. Об этом сообщил заместитель, выступая на заседании коллегии. «Абитуриенты, которые окончили школу до 1 января 2009 года, будут приниматься на вечернюю и заочную формы обучения по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно», — сказал заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. Таким образом, выпускники школ прошлых лет, которые планируют поступать на заочное или вечернее отделение, получат право не сдавать Единые госэкзамены (ЕГЭ). Как уточнил заместитель министра, ещё одно важное новшество — это то, что не только победители, но и призёры всероссийских и международных олимпиад школьников принимаются в вузы без экзаменов.

Подводя итоги

Подводя итоги, Николай Булаев заявил, что определённые позитивные сдвиги, о которых много говорилось на коллегии, являются результатом командной деятельности и решение многих непростых вопросов развития отрасли было бы невозможным без повседневной деловой помощи со стороны Министерства образования и науки, департамента Федеральных органов государственной власти, поддержки со стороны Совета ректоров, педагогических сообществ. В заключение, поблагодарив всех присутствующих за участие в работе коллегии, глава Рособразования подчеркнул, что, несмотря на все проблемы и трудности, с которыми системе придётся столкнуться уже в ближайшие два года, есть все предпосылки для успешной реализации всех планов и изменений в сфере общего профессионального образования, науки и инноваций, которые позволят нашей стране обновиться и стать лидером в экономике знаний, сформировать эффективную национальную инновационную систему, —, но для этого прежде надо много поработать.

Нина Соколова — директор ГОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж», кандидат экономических наук.

— В нашем колледже работают наблюдательный совет, совет по управлению качеством, центр качества и прогноза развития, ресурсный центр, федеральная экспериментальная площадка, центр информационных технологий и другие структурные подразделения, без которых невозможно представить дальнейшую работу. Изменения структуры подготовки специалистов в учебном заведении получили поддержку как в правительстве, так и в областной службе занятости. Ежегодный анализ сведений о трудоустройстве выпускников показывает, что примерно 62% молодых людей востребованы рынками труда всех близлежащих областей и других регионов страны.

Согласно реалиям разработана программа развития антикризисных мер и новые механизмы взаимоотношений учебного заведения с работодателями. В настоящее время работа по решению вопросов трудоустройства выпускников осуществляется в формате круглого стола, в рамках которого принимаются решения и заключаются трёхсторонние договоры колледжа с социальными партнёрами и работодателями. Наличие собственной внушительной материальной базы, состоящей из ткацких и швейных цехов, мастерских, гаражей, позволяет создавать вакансии и внутри самого ссуза.
Валерия Никишаева — ректор Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина, автор 100 научных и научно-методических работ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, отличник народного просвещения, почётный работник высшего профессионального образования России, заслуженный работник высшей школы РФ.

— Хорошо осознавая запросы Восточного образовательного округа и края, в стенах вуза мы готовим педагогов со второй специальностью плюс дополнительной подготовкой по внеучебной деятельности. Такая парадигма образования предполагает обеспечение студентов не только суммой знаний, но и набором ключевых компетенций, позволяющих свободно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, тем самым открывая дорогу выпускникам на рынок труда не только в различных районах края, но и в масштабах страны. Нам удалось отладить механизм трудоустройства прежде всего сохранением обязательного распределения. Большинство выпускников работает по профилю. На протяжении всей 70-летней истории вуз практически не получал рекламаций на качество подготовки специалистов.

В ноябре 2009 года мы готовимся пройти комплексную оценку по новым правилам аккредитации и лицензирования и, естественно, устремлены к тому, чтобы войти в научное сообщество и образовательное пространство в качестве высшего учебного заведения.

Я пришла в вуз 45 лет назад, и с той поры для меня университет — это всё: дом, отечество, родня. У нас в коллективе в ходу замечательная фраза: «Мой университет — отечество моё…» А будет он именоваться университетом или институтом — это не принципиально.