Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Общественный характер управления общеобразовательным учреждением: школа как социокультурный центр №2(2), 2009 год

Тамара Кобцева, директор МОУ «СОШ № 28», г. Астрахань

Тамара Анатольевна Кобцева, директор МОУ «СОШ № 28», заслуженный учитель РФ. Родилась в 1953 году. В 1973 году окончила АГПИ. Директором ОУ работает с 2002 года. Общий педагогический стаж 36 лет.

Семь лет Тамара Анатольевна — директор МОУ «СОШ № 28». Возглавляемая ею школа стала образовательным учреждением нового типа, конкурентоспособным ОУ в городе, имеющим хорошую репутацию. Здесь создана домашняя обстановка; очень уютно, тепло и светло: мягкие ковры и дорожки, фото с достижениями учащихся и педагогов, исторические, литературные и математические стенды, несущие огромный информационный потенциал; зелёные уголки, где поддерживается порядок самими учащимися, уголки отдыха для учеников и учителей. А также значительно наполнена материально-техническая база школы.

В течение ряда лет в ОУ реализуется социальный проект «Школа — центр культурной и общественной жизни микрорайона Бабаевского», в рамках которого благоустраивается «Аллея героев», доводится до уровня парковой зоны «Школьный двор», предоставляются по потребностям услуги как детскому, так и взрослому населению микрорайона. С 2002 года в общеобразовательном учреждении функционирует культурно-оздоровительный комплекс досуга детей и молодёжи МОУ «СОШ № 28».

Директор школы обладает прекрасными организаторскими способностями, владеет передовыми методами управления коллективом, умело работает с учащимися и родителями.

Школа моя!
Я связан навеки с твоею судьбой.
И в дождик, и вьюгу,
Зной летний и холод —
Всегда, где б я ни был,

Всем сердцем с тобой!

Владимир Ерофеев

В центре микрорайона Бабаевского в 1996 году была сдана в эксплуатацию новая школа № 28. Микрорайон Бабаевского имеет статус так называемой городской окраины, спального района. С основания школы и по сегодняшний день в микрорайоне ведётся активное строительство жилья, первоначально предназначенного для газовиков, однако в настоящее время являющегося средоточием большого числа мигрантов из разных регионов страны: Казахстана, Средней Азии, Кавказа.

Большинство родителей учащихся школы работают на предприятиях Астраханьгазпром, Бургаз. Некоторые родители являются работниками железной дороги, автотранспортных предприятий, другие имеют собственный бизнес; есть семьи, где родители не работают. Многообразен этнический состав учащихся: русские, татары, казахи, лезгины, украинцы, азербайджанцы, чеченцы, а также башкиры, евреи, армяне, немцы, даргинцы, табасаранцы и другие — всего представлено 36 национальностей. На 1 сентября 2008 года в школе приступили к обучению 1914 человек, составляющих 78 классов-комплектов.

В связи с тем, что микрорайон крайне отдалён от города и в нём практически отсутствует своя социальная инфраструктура, школе пришлось решать и такие проблемы, как организация досуга детского и взрослого населения микрорайона, организация дополнительного образования детей в соответствии с их потребностями и интересами; обеспечение социальной реабилитации «трудных детей», формирование толерантного поведения и отношений не только в пределах школы, но и в микрорайоне. Именно поэтому в течение нескольких лет (2002–2008) сотрудниками школы было организованно системное изучение ценностных ориентиров населения, потребностей школьного социума, в результате которого определилось ранжирование приоритетов деятельности образовательного учреждения. Так, после рассмотрения обозначенных проблем на заседании Городской думы муниципального образования «Город Астрахань» с 2003 года начал функционировать комплекс досуга детей и молодёжи на базе МОУ «СОШ № 28», основными задачами которого являются переход на инновационные методы развития ОУ, на новые стандарты развития ребёнка, на новые государственные стандарты обучения. Комплекс досуга реализует следующие направления кружковой работы: танцевальное, музыкальное, спортивное, художественное, техническое, литературно-краеведческое, биологическое, лингвистическое, музейная педагогика. Кроме того, в школе существует своя телевизионная студия, которая ежемесячно помещает на сайте школьные новости, репортажи.

Культурно-оздоровительный комплекс досуга детей и молодёжи не только создаёт условия для развития и воспитания детей, но и расширяет спектр связей образовательного учреждения с другими организациями и учреждениями, что особенно благотворно сказалось на микроклимате общеобразовательного учреждения. Появилась взаимодополняющая основа учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования, которая создаёт условия, предоставляющие детям, подросткам, молодёжи, населению микрорайона в целом выбор практической деятельности, круга общения, соответствующего их интересам, добровольное участие в занятиях, сотрудничество со взрослыми, организацию активного творческого досуга.

Проблема свободной жизнедеятельности и связанный с ней вопрос организации свободного времени детей выходит за рамки школьного обучения. Формально за их решение «отвечает» система внешкольного, дополнительного образования. Тем не менее использование свободного времени школьниками накладывает отпечаток на существование и деятельность любого образовательного учреждения, и задача взаимодействия со средой свободной жизнедеятельности, в которой происходит важнейший процесс культурной социализации, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане.

В учебно-воспитательном, культурно-оздоровительном процессе ОУ воспитание и обучение органически соединены. Для развития творческой личности есть все объективные условия:
• добровольность участия каждого в занятиях (и отсутствие каких-либо отметок); выбор им дела по душе;
• сотрудничество ребёнка и взрослого;
• организация занятий в индивидуальном темпе и объёме;
• возможность составить для каждого свой образовательный маршрут;
• свободное общение в разновозрастном коллективе;
• организация дружеских и деловых отношений по горизонтали и вертикали.

Особенность этой сферы состоит в признании приоритета такой ценности, как свобода личности, выбора и волеизъявления. Отношения, возникающие в этой сфере, зажигаются на признании личности, её способностей и личных качеств, а не на формальном статусе, пусть даже высоком. Складывающиеся группы, компании, коллективы выбирают своих лидеров неформальным, демократическим путём, учитывая их организаторские, деловые и личные качества.

Для нас очень важна та оценка, которую даёт ребёнок, обучающийся в школе, то есть его мнение по поводу организации и проведения учебно-воспитательного, культурно-оздоровительного процессов в школе. Школа, конечно, должна быть создана и работать для детей, и, безусловно, школа станет лучше, если в ней будет комфортно не только педагогическому коллективу, но и, в первую очередь, каждому ребёнку. Ярким показателем является то, что ребёнок с удовольствием идёт в школу. Принцип очень простой, и это должно быть в любой школе — мы должны понять, нужны ли мы школе, детям, потому что ребёнок должен попадать в состояние успеха с первой минуты.

Нельзя не сказать о педагогическом составе, стараниями которого формируется досуговая деятельность учащихся. Замечательный педагогический коллектив является гордостью ОУ. Многие педагоги имеют звания «Заслуженный учитель РФ», «Отличник народного просвещения». Кроме того, многие учителя являются обладателями грантов губернатора Астраханской области и мэра города Астрахани: С.Х. Сафарова, Д.Ф. Джаналиева, И.В. Зима, О.М. Старцева, Е.Н. Донская, Д.Т. Джалелов, Г.П. Карпов, Л.Н. Осминкина, Н.А. Дубровина (а также директор школы Т.А. Кобцева. — Прим. редакции). Здесь в основном работают учителя первой и высшей категорий. Именно высокий кадровый потенциал и стремление к инновациям позволили учреждению стать социокультурным центром. Педагогический коллектив совместно с учащимися проводит мероприятия, не оставляющие без внимания участников Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, просто пожилых людей, которые проживают в микрорайоне Бабаевский. Мероприятия такого рода стали уже традиционными. Приятно, что к ним не остаются равнодушными депутаты Государственной думы Астраханской области.

Конечно же, именно традиции и культура школы, сам её микроклимат являются той благоприятной средой, которая даёт личности все возможности раскрыть свои способности и проверить себя.