Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Работа на опережение №1(1), 2009 год

Анастасия Мешкова

Земли Полтавского района Омской области были освоены сравнительно недавно — в конце XIX века, но словно самой судьбой было назначено этой плодородной земле стать житницей омского края, и издавна населяют район работящие, умелые люди… С 20-х годов прошлого века здесь динамично развивались и производство, и сельское хозяйство, и в 1981 году было принято решение основать Полтавское среднее профессионально-техническое училище № 74, где велась бы подготовка кадров, в которых нуждался район. За время своего существования училище подготовило более двух с половиной тысяч специалистов, большинство из которых и сегодня трудится на предприятиях Полтавского района. С 1998 года пост директора училища занимает Сергей Заковенко.

— Сергей Иванович, вы возглавили учреждение, имея за плечами солидный опыт практической работы. Отразилось ли это на вашей преподавательской деятельности?

— Безусловно. Оценивая потенциал студентов с позиций не только учителя, но и руководителя, я сделал всё возможное, чтобы придать процессу обучения максимальную практическую направленность — снизить срок адаптации молодых специалистов на производстве и наладить профессиональные связи с ведущими предприятиями и хозяйствами района и области.

Результаты такого подхода не заставили себя ждать: сегодня Полтавское БОУ НПО «ПУ № 64» считается одним из лучших учреждений начального профессионального образования в Омской области, а наши выпускники востребованы далеко за пределами района.

— Какие профессии получают обучающиеся в стенах училища? Где будущие специалисты проходят производственную практику?

— Мы готовим специалистов для агропромышленного сектора и сферы обслуживания по таким направлениям, как тракторист-машинист, мастер сельскохозяйственного производства, повар-кондитер, пекарь-мастер, продавец, контролёр-кассир, сварщик, социальный работник, коммерсант в торговле, портной, изготовитель хлебобулочных изделий.

Обучающиеся проходят практику на базе ведущих хозяйств и предприятий района, где они имеют возможность осваивать новые технологии производства, использовать в работе образцы новейшей техники. Молодые специалисты, прошедшие такую серьёзную подготовку, крайне востребованы на рынке труда, что подтверждается фактами: все наши обучающиеся находят хорошую практику, многие выпускники прошлых лет сегодня возглавляют крупные хозяйства, являются главными специалистами различных предприятий и организаций, руководителями среднего звена и хорошими механизаторами.

— Сергей Иванович, постоянно меняющиеся запросы рынка труда накладывают особую ответственность на учреждения профессионального образования. На ваш взгляд, удаётся ли ПУ № 64 следовать за этими изменениями?

— Задача, поставленная перед учреждениями образования губернатором Омской области Леонидом Полежаевым, заключается в том, чтобы не только следовать за изменениями, но и работать на опережение. Именно поэтому мы делаем ставку на высокие технологии и инновационные формы обучения.

Процесс обучения компьютеризован, в работе обучающиеся используют электронные учебники, данные сети Интернет. В 2008 году стартовала программа дистанционного обучения, разработанная совместно с Омским автотранспортным колледжем, второй год ведётся работа по реализации программы непрерывного образования, в которой приняли участие уже более 60 человек.

Из наших последних достижений следует отметить участие в 2008 году в XX Юбилейном всероссийском форуме «Образовательная среда — 2008», в федеральном конкурсе, проходившем в рамках национального проекта «Образование» с инновационной программой «Подготовка многоуровневых кадров массовых профессий для АПК». За эту разработку руководитель программы был награждён медалью. А в марте этого же года на прошедшей в Новосибирске выставке «УчСиб — 2008» учреждение было награждено малой золотой медалью за поддержку студенческой сельской молодёжи.

Помимо профессиональных достижений мы можем гордиться и спортивными результатами: уже второй раз училище выходит в финал всероссийского смотра физической подготовки учащейся молодёжи в рамках ФСОО «Юность России».

— Сергей Иванович, такой высокий уровень организации учебного процесса требует значительных денежных вложений. Расскажите, как решается вопрос финансирования учреждений, удаётся ли вам опереться на национальный проект «Образование»?

— Деятельность профессионального училища финансируется из трёх источников: областной бюджет, внебюджетная производственная деятельность и спонсорская помощь наших социальных партнёров. Помогает и администрация района; в безвозмездное пользование училищу были переданы здания и производственные сооружения на общую сумму более 15 млн рублей.

Модель, совмещающая обучение с реальным производством, позволяет учреждению реализовывать сельскохозяйственную продукцию на сумму до 6 000 000 рублей ежегодно. В рамках производственной деятельности учебного хозяйства выращиваются и проходят испытание новые сорта масличных и зерновых культур, ежегодно выпекается более 70 тонн хлеба, который реализуется через собственный магазин и сеть социальных учреждений района. Вырученные средства мы расходуем в первую очередь на обновление материально-технической базы училища: покупку компьютеров, автомобилей, тракторов, комбайнов. И здесь для нас неоценима помощь социальных партнёров, таких как компания «Енисей-Сервис», ОАО «Агрокомплект», база снабжения «Карбышевская». ООО «Колос», которые поставляют училищу технику и оборудование с отсрочкой платежа, оказывают иные виды спонсорской помощи.

К сожалению, финансирование начального профессионального образования в рамках национального проекта «Образование» пока осуществляется только после победы в общероссийском конкурсе инновационных проектов. В 2007 году мы приняли участие в этом конкурсе с весьма достойным результатом, и теперь перед нами стоит новая цель — одержать победу. И я уверен, что задача эта по силам и нашим преподавателям, и нашим обучающимся.