Элита омского образования №1(1), 2009 год
Открытие 1-й мужской классической гимназии состоялось по высочайшему указу генерал-губернатора Степного края 1 (13) июля 1876 года в специально построенном по проекту омского архитектора Э. Эзета здании. Учреждение её было связано с тем, что военные чиновники и местное дворянство нуждались в таком учебном заведении, после окончания которого их сыновья могли поступить в университет.
Организована она была в классическом духе — с преобладанием преподавания гуманитарных предметов. Изучались латынь, древнегреческий, старославянский, французский языки, а также закон Божий, гимнастика Сокольского, физика и математика, издавались журналы и сборники с материалами по русской словесности.
За воспитанниками осуществлялся строгий контроль не только в стенах гимназии, но и за её пределами.
В разное время из этих стен вышли известные деятели науки и культуры: писатель А. Сорокин, поэт Л. Мартынов, композитор В. Шебалин, академики И. Майский и М. Усов и др.
В 1920–1930-е годы преемником гимназии стала школа им. В.И. Ленина, в дальнейшем — школа № 19. Здесь учились поэт Р. Рождественский, профессор живописи С. Белов, композитор В. Успенский, династии медиков Чуловских и Масловых.
В годы Великой Отечественной войны помещение школы занимал эвакогоспиталь. На здании установлено несколько мемориальных досок. Сейчас в нём располагается известный всем омским преподавателям институт повышения квалификации работников образования.
К столетнему юбилею, в 1976 году, школа была удостоена ордена «Знак Почёта», и тогда же она переехала в новое типовое здание. В 1990 году решением Минобразования РФ ей был возвращён статус гимназии. Все исторические материалы бережно хранятся в музее гимназии. В настоящее время это одно из самых престижных учебных заведений Омска.
— С 1990 года, когда нам вернули статус гимназии, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Маргарита Васильевна Чешегорова, — наш коллектив уделяет особое внимание развитию творческой одарённости детей. В связи с этим изменён учебный план, внесены коррективы в программы курсов, введено преподавание нетрадиционных предметов.
Основными идеями функционирования и развития гимназии за все годы её существования были и остаются возрождение традиций российской интеллигенции, выявление наиболее одарённых детей и создание условий для развития их творческого потенциала, формирование общей культуры личности учащихся и адаптация их к жизни в обществе.
— Сегодня, — подключается к беседе директор Елена Валентиновна Денисова, — многое в гимназии определяется личностями предыдущих руководителей, ими заложено множество традиций, которые сейчас продолжаем мы. Пожалуй, именно традиции — тот стержень, который удержал гимназию на плаву в кризисное время. Впрочем, нельзя сказать, что, сохранив традиции, мы успокоились на этом. Нет, мы активно внедряем в образовательный процесс инновационные методики, ищем новые формы и методы работы. Об одном из таких направлений расскажет отличник образования СССР, отличник просвещения РФ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Людмила Алексеевна Макарова.
— Я всегда считала, что начальная школа — начало всех начал, — убеждена Людмила Алексеевна. — Наша начальная школа начинается с предшкольной подготовки. Я имею в виду центр раннего развития ребёнка (ЦРРР) при гимназии. Он существует уже больше 10 лет и работает по программе «Я познаю мир». Здесь кроме воспитателей работают психологи. Их задача — научить детей не только читать и писать, но и вступить в проблемный диалог с окружающим миром — чтобы ребёнок был успешным и умел заниматься исследовательской деятельностью. Вот лишь несколько дисциплин, с которыми знакомятся малыши: основы наук, гимнастика ума, мастерская слова, творческая мастерская. Все они даются в виде игр. И надо сказать, мы готовим детей не только для себя — многие из них пойдут учиться в другие школы города. Вообще сейчас ставится вопрос о том, чтобы к 2016 году такие центры действовали повсеместно.
Ещё один немаловажный аспект начальной школы — междисциплинарное обучение, программа «Одарённый ребёнок». Мы этим предметом очень дорожим, он многое даёт детям — это такой своеобразный интегрированный курс, который закладывает основы философских понятий. После ЦРРР ребята обучаются в начальной школе (гимназия I ступени), где за основу берётся усовершенствованная профессором Н.А. Чураковой программа теории общего развития академика Л.В. Занкова «Перспективная начальная школа». Она акцентирует внимание учителя на главных параметрах развития учащихся — умении мыслить, наблюдать, практически действовать и основана на следующих принципах: обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения учебного материала, ведущая роль теоретических знаний и осознание всеми учащимися необходимости процесса обучения. В основной школе (гимназия II ступени) большое внимание мы уделяем использованию различных технологий, особенно технологии проблемного обучения. Проблемное обучение (как вариант развивающего обучения) заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего.
В основной и старшей школе широко используются технологии развивающего и классно-урочного обучения, групповая технология, технология уровневой дифференциации, информационные технологии.
Старшая школа (гимназия III ступени) обеспечивает становление личности учащихся, их нравственных позиций, гражданского сознания, дальнейшего развития их интеллектуального и творческого потенциала, предоставляя возможности для самореализации личности. Здесь свою положительную роль играют профильное обучение в старших классах по индивидуальным образовательным маршрутам, изучение с 5-го класса второго иностранного языка, интегрированный курс преподавания мировой художественной культуры, а также введение компьютерных технологий в преподавание всех предметов. Заместитель директора по научно-методической работе, заслуженный учитель РФ Е.Я. Шумакова придаёт большое значение исследовательской деятельности гимназистов, поддерживая их творческие и научные изыскания по разным проблемам. Ею кропотливо прослеживаются успехи каждого ученика и делается всё возможное для создания ситуации успеха каждому ребёнку. Ведь выпускники гимназии должны иметь отличные знания, уметь самостоятельно мыслить и действовать, отдавая себе отчёт в результатах своих действий и проявляя максимум инициативы и самостоятельности.
— Впрочем, — замечает директор гимназии, — всё это относится и к преподавателям. У нас такие замечательные педагоги! Четверо из них получили гранты приоритетного национального проекта «Образование» — это Л.В. Гришмановская, И.Г. Горчакова, Е.В. Трофимова, И.Б. Лапшина. Среди наших коллег есть лауреаты премии фонда Сороса — И.Н. Павленко, Н.А. Епанчинцева, Т.В. Шашкина, Р.Н. Кузнецова; заслуженные учителя РФ — М.В. Чешегорова, Е.Я Шумакова, М.А. Банникова, Л.И. Чупринина, Т.Г. Сметкова.
Остаётся добавить, что, несмотря на общее снижение внимания к проблемам воспитательной деятельности, в гимназии № 19 во все годы делались акценты на формирование и развитие таких качеств личности, как интеллигентность, патриотизм, мотивация собственной деятельности, коммуникативность и успешность. Конечно, актуализация этих качеств в процессе обучения и воспитания решается здесь не в одной плоскости. Но при этом подчёркивается комплексный характер совместного развития способностей, интересов и нравственных качеств личности в урочной и внеурочной деятельности.
Одним же из главных средств развития и становления социального оптимизма учащихся здесь считают творческую деятельность.
И первый этап творческого процесса — это включение гимназистов в культурно-деятельностную среду, вызывающую стремление к творчеству и успеху. А этому способствует активная деятельность гимназической газеты «На трёх этажах», объединения «Городские цветы», летнего лингвистического лагеря, эстрадной студии и хореографических ансамблей. И, наконец, традиции и культура гимназии, сам её микроклимат являются той благоприятной средой, которая даёт личности все возможности раскрыть свои способности и поверить в себя.