Формируем колледж будущего Свежий номер

Всероссийская проектно-аналитическая сессия «Модели управления современным колледжем» состоялась 19 июля 2018 года в Красногорском колледже Московской области. В мероприятии приняли участие директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства просвещения РФ И.А. Черноскутова, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, межрегиональных центров компетенций, экспертного сообщества.

С приветственным словом к коллегам обратился президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского колледжа В.М. Дёмин: «Сегодня Министерство просвещения, Союз ректоров вузов России продолжает серию семинаров, связанных с подготовкой программ развития учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) регионов Российской Федерации для реализации задач, обозначенных в майских указах президента В.В. Путина 2018 года». Он пригласил коллег к деловому, практическому обсуждению.

Начальник отдела Министерства просвещения Г.Л. Ким напомнил, что уже не в первый раз проводится мероприятие, посвящённое теме выполнения поручений президента, связанных с вопросами модернизации образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО для устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров на уровне профессиональных образовательных организаций. Высказав признательность Совету директоров во главе с В.М. Дёминым, Красногорскому колледжу, а также всем участникам данного мероприятия, он выразил надежду, что «сегодняшняя работа завершится формированием конкретной задачи, посвящённой вопросам организации образовательных организаций и моделям управления современных колледжей».

Подробнее о вопросах, которые предстояло решить участникам проектно-аналитической сессии, сообщил руководитель Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета А.Ю. Овчинников. «Сейчас формируется новая повестка развития системы СПО. В майских указах президента поставлены задачи профессиональной ориентации школьников, профессиональной переподготовки взрослого населения, а главное — прорывного развития базовых отраслей экономики. Безусловно, всё это связано с кадровым потенциалом.

Государство планирует и далее масштабно поддерживать развитие системы СПО. Мы подводим итоги по распределению 1,5 миллиарда рублей, выделенных на гранты в 2018 году. Уже заложены в бюджет Министерства просвещения гранты на следующие годы. В 2018-м губернаторы впервые под программу развития выделили 8,5 миллиардов рублей из региональных бюджетов на модернизацию материально-технической базы учреждений СПО».

По словам докладчика, существующие программы развития колледжей не могут устроить министерство, поскольку написаны по-разному, многие из них не сориентированы на федеральную повестку. «Поэтому мы решили, с одной стороны, продолжить работу с региональными министерствами образования». С другой, поскольку «регионы, как правило, инвестируют в 3–5 базовых колледжей», мы видим, что «программа развития региона сильно коррелируется с проектами модернизации данных учебных заведений».

При этом, отметил он, под словом «колледж» «иногда скрываются совершенно разные объекты. Поэтому и возникла данная классификация, пока носящая условный характер. Мы распределили колледжи на 4 группы. У них есть некий единый каркас развития. При этом они сильно отличаются друг от друга, и «ставить всем им одинаковые задачи развития не совсем оправданно и эффективно». Поэтому следующим шагом министерства стала выработка рекомендаций, на которые при определённой унификации могло бы ориентироваться каждое из этих учебных заведений.

Выступающий выразил надежду, что итогом совещания станет «методическое письмо, которое мы направим нашим министрам в регионы, для того чтобы сориентировать их при подготовке программ развития к новому учебному году». «Перед нами поставлена амбициозная задача: сделать так, чтобы все 4 тысячи наших колледжей имели свои программы развития, — подчеркнул выступающий. — Должно быть общее понимание того, куда движется система СПО».

Далее Овчинников по просьбе коллег рассказал о проекте Департамента образования Москвы под названием «Эффективный учебный план», позволяющем реально модернизировать систему подготовки рабочих кадров в столице. «С 1 сентября мы будем запускать 4 пилотных блока. Первый — профессии будущего (Future Skills)». В течение двух месяцев каждый колледж выбирал для себя тот профессиональный модуль с новой компетенцией, который предполагается к реализации. Далее у нас прошёл конкурс, в рамках которого мы отобрали 10 самых перспективных предложений. Среди них — модули по сити-фермерству, 3D-печати в строительстве, молекулярной кухне и другие. Эти 10 колледжей теперь будут в свою программу подготовки обязательно вставлять один такой модуль, дающий навык по новой технологии.

Другой «пилот» — ускоренная подготовка. Мы попытались сократить сроки обучения в рамках существующих нормативов, на что согласилась половина столичных колледжей. Этот эксперимент также будет запускаться с 1 сентября.

Следующий проект — Digital Skills — компетенция цифровой экономики. Мы разделили его на несколько составляющих. Первая — сквозная для всех 54 колледжей под названием «Цифровая грамотность» представляет собой трансформацию предмета «Информационные технологии (IT)». Кроме того, каждый колледж выбрал себе софт, необходимый для своих специальностей (сварщики — 3D-моделирование сварных швов и так далее). Учебные заведения, которые готовят специалистов по IT-технологиям, вошли в отдельную группу.

Последний, третий блок — английский язык, по которому мы переходим на европейскую систему уровня оценки: все выпускники должны соответствовать уровню В1. Именно такой уровень принят для рабочей силы в Евросоюзе.

Москва полностью переходит на английские учебники. В конце августа — начале сентября будут организованы курсы повышения квалификации для учителей английского по методике преподавания. Также идёт работа над тестами. На усмотрение колледжа за счёт эффективного учебного плана добавляются часы на английский язык, достигая 180 и выше. Планируется, что 7 из 10 выпускников должны сдать данный экзамен на уровень В1, что в среднем выше, чем по российским университетам», — заключил своё выступление А.Ю. Овчинников.

Руководитель отдела разработки систем обеспечения качества профессионального образования Национального фонда подготовки кадров Г.В. Сафонов, отметив, что ФПК является ключевым исполнителем и монитором по большинству контрактов, связанных с СПО, подробно остановился на описании моделей управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей. «Разные колледжи выполняют различные задачи. У моего отдела был перед глазами опыт работы межрегиональных центров компетенций, региональных ресурсных центров. Так появилась опорно-стратегическая модель, когда профессиональная образовательная организация становится инновационным хабом системы СПО как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Есть колледжи, которые обеспечивают региональную экономику и работодателей широкого круга отраслей: торговля, сфера услуг и так далее. Это базовая модель.

Есть учебные заведения, работающие, к примеру, при таком холдинге, как Челябинский трубопрокатный завод. Они нацелены на конкретное производство или отрасль, и это ресурсно-отраслевая модель.

Наконец четвёртая, очень важная и серьёзная группа — социальная. Здесь работают с трудными подростками, лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивают подготовку сельской молодёжи. Например, в Тверской области есть небольшой посёлок, в нём 3 тысячи жителей. Там находится колледж, в котором максимум 80 студентов. Если его закрыть — посёлок исчезнет с карты России. Поскольку учебное заведение здесь — и спорт, и культура, и развитие.

На сегодняшний день уже начался федеральный эксперимент по апробации данных четырёх моделей управления. В нём участвуют 15 образовательных организаций из 8 регионов России. Коллеги, сегодня на нас с вами лежит особая миссия. В качестве экспертов сегодня присутствуют руководители межрегиональных центров компетенций. Мы должны обсудить пути, которыми нам предстоит идти дальше. И по итогам нашей работы и всего федерального эксперимента стоит задача подготовить федеральные методические рекомендации по реализации моделей управления СПО», — подчеркнул Г.В. Сафонов.

В рамках мероприятия прошла работа в параллельных группах и обмен мнениями по темам: «Модели управления колледжами: ситуации, вызовы, проблемы», «Вопросы формирования программ модернизации на уровне образовательной организации: план работ, ключевые решения, принципы».

Также состоялось подведение итогов сессии.

Справка

Красногорский колледж в течение многих лет является не только лидером в рейтинге образовательных организаций СПО Московской области. Именно он стал экспериментальной площадкой Министерства образования и науки России, РАО в области современных педагогических технологий.