Международная конференция ЕССЕ: актуальные темы дошкольного образования Свежий номер

В  МГУ им. М.В. Ломоносова прошла VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Это ключевое событие в области дошкольного образования и исследований детства собрало экспертов из 25 стран и 75 субъектов Российской Федерации. Мероприятие ежегодно проходит при поддержке Минобрнауки России, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Российской академии образования, Российского психологического общества, Всемирного банка, Общественной палаты РФ.

На торжественном открытии с приветственным словом выступили председатель Организационного комитета конференции, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, президент РАО Людмила Вербицкая, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина. Спикеры отметили возрастающую роль дошкольного образования в обществе, обозначили ключевые темы предстоящей работы.

Ежегодно одно из зарубежных государств становится страной — партнёром мероприятия. В 2017 году эту почётную роль взяли на себя Соединённые Штаты Америки. Конференцию официально поддержали Американская психологическая ассоциация (АРА) и Национальная ассоциация по обучению детей младшего возраста. Одним из результатов международного сотрудничества в рамках конференции стало подписание соглашений между Американской психологической ассоциацией и Российским психологическим обществом; Российским психологическим обществом и Испанской психологической ассоциацией.

Американскую делегацию на конференции возглавил президент АРА, доктор философии, профессор Антонио Пуэнте. Испанское психологическое сообщество представил профессор Франциско Сантояла Очандо. С российской стороны соглашения завизировал президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО, профессор Юрий Зинченко. «Подписание меморандумов — это действительно исторический момент», — отметил Юрий Петрович. В 2019 году состоится Европейский психологический конгресс, который Европейская федерация психологических ассоциаций впервые в истории проведёт в России, в Москве. Подписание не случайно прошло именно в рамках конференции по воспитанию и обучению детей младшего возраста. «Сегодняшняя совместная работа на конференции даёт возможность представить российскую психологию мировому сообществу и показать, как работают наши эксперты, на примере изучения небольшого, но значительного временного отрезка — дошкольного детства. Инвестиции в будущее — это изучение детства. Изучение детства — это и есть наше будущее», — сказал в заключение профессор Зинченко.

Конференция длилась четыре дня. Одной из ключевых тем стала проблема оценки качества дошкольного образования. В рамках специальной программы прошло Межрегиональное совещание с представителями региональных органов управления образованием из 62 субъектов Российской Федерации. На совещании было принято решение о создании Российской системы независимой оценки качества дошкольного образования (РосНОК ДО), а также о создании ассоциации, деятельность которой будет направлена на продвижение и распространение данной системы в России.

В рамках конференции прошло 17 научных секций по наиболее актуальным темам дошкольного образования с участием отечественных и зарубежных экспертов. На пленарном заседании представили доклады ведущие учёные России и мира.

Роджер Сальо из Швеции говорил о распространении информационных технологий и вызовах, встающих в этой связи перед обществом и системой дошкольного образования. «Существуют обширные возможности использования технологий в обучении — вернее сказать, образовательный процесс уже просто не может строиться без использования технологий». Как правильно внедрять технологии в начальной школе и каких успехов можно достичь, если эти технологии внедрять разумно, спикер объяснил, опираясь на положения теории Л.С. Выготского и опыт дошкольного образования стран Скандинавии.

Антонио Пуэнте представил результаты последних исследований в области нейропсихологии. Сильвия Коллер, ученица великого учёного — создателя экологического подхода в психологии Ури Бронфенбреннера, говорила о необходимости проведения междисциплинарных исследований в области дошкольного детства. Лариса Баянова, профессор Казанского университета, представила интересный доклад о балансе в таких тонких вещах, как освоение ребёнком правил и проявление креативности. Доклад известного немецкого специалиста Вольфганга Титце был посвящён проблеме оценки и развития качества дошкольного образования. Вне пленарного заседания прозвучали доклады и прошли секции при участии других, не менее интересных учёных современности: Элли Сингер (Голландия), Сони Шеридан (Швеция), Урсулы Штенгер (Германия) и др.

Обсуждение темы оценки качества образования продолжилось и в рамках научной работы. Учёные из Гётеборгского университета и Московского городского педагогического университета представили научному сообществу результаты новейших исследований качества дошкольного образования, проведённого в двух странах. Разговор получился особенно интересным, учитывая тот факт, что Швеция — страна с одной из лучших в мире систем дошкольного образования, законодательница мод в области воспитания и обучения.

Эксперты пришли к выводу, что самое важное — это совместная работа специалистов по оцениванию и сотрудников образовательных учреждений. Цель оценки качества образования — дать объективную информацию о сильных и слабых сторонах детского сада. Со стороны последних, в свою очередь, важна готовность расти и меняться в интересах ребёнка.

Ряд мероприятий был приурочен к проводимому в России Году экологии.

Вице-президент Европейского отделения Всемирной организации образования детей младшего возраста (ОМЕП) Нектариос Стеллакис представил на конференции доклад об экологическом воспитании и поделился опытом работы с российскими коллегами.

Под руководством профессора Московского городского педагогического университета, национального руководителя Международного проекта ОМЕП в России Натальи Рыжовой прошла научная секция «Экологическое образование детей младшего возраста в интересах устойчивого развития». По результатам работы секции были сформулированы предложения для включения экологической тематики в федеральные государственные образовательные стандарты и в образовательный процесс дошкольников.

В последний день конференции прошла Открытая образовательная программа для педагогов и родителей. Количество зарегистрировавшихся участников составило 2250 человек. Партнёры конференции, авторы ведущих образовательных программ, разработчики информационных и мультимедиа-ресурсов, практикующие психологи, методисты детских издательств делились с участниками наиболее интересными практиками на семинарах, лекциях, мастер-классах. Говорили о том, как эффективно готовить детей к школе, как приобщить к экологии, как использовать информационные технологии с пользой.

По мнению большинства участников Конференции-2017, программа мероприятия была удачно сбалансирована, удалось построить конструктивный диалог между всеми участниками образовательного процесса.

Конференция всегда проходит на двух языках: на всех научных заседаниях организован синхронный перевод (английский/русский).

Специализированная выставка-ярмарка «Современное дошкольное образование» традиционно сопутствовала конференции. На выставке 30 компаний представили инновационные разработки, технологии и методики в сфере дошкольного и начального школьного образования.

Участниками выставки 2017 года стали Школа счёта «Соробан», издательства «Мозаика-Синтез», «Дрофа-Вентана», «Просвещение», «Национальное образование», Clever, «Манн, Иванов и Фербер», Издательский дом МГУ им. М.В. Ломоносова; журнал KUTIS (Литва) и образовательный анимационный проект «Малышарики», методический центр «Разум»; инновационные конструкторы: Magformers, WavePlay, Bondibon; компании, специализирующиеся на производстве развивающих игрушек и оснащении предметно-пространственной среды детского сада: «Мозаика-Синтез», Дошколка.ру, «Росигрушка», «Монтессори-Питер», «Кубики Чаплыгина», «Игрушечный домик»; интерактивное оборудование и приложения: Fountain Digital с продуктом Virry, компании SAND STOL, NexTouch, «Инфомир»; детские тренажёры Moove&Fun и др.

Организаторы ЕССЕ уже приступили к подготовке следующего мероприятия, которое пройдёт в мае — июне 2018 года. Ведётся обсуждение кандидатов на роль страны — партнёра грядущего мероприятия. Возможно, наряду со статусом «страна-партнёр», будет введён новый статус «регион-партнёр», когда один из регионов России будет представлен расширенной делегацией и получит возможность познакомить международную научную элиту со своим уникальным опытом, лучшими практиками, результатами исследований.