«Встречи на Ильинке». Ольга Васильева: «У ТПП РФ и Министерства образования и науки есть много точек соприкосновения в развитии образования в России» №2(14), 2016 год

Департамент по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошёл первый в этом году деловой завтрак в рамках цикла «Встречи на Ильинке». Гостем на этот раз была министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Тема образования весьма актуальна для бизнеса, сказал во вступительном слове президент ТПП РФ Сергей Катырин. Работодателям нужны образованные, квалифицированные кадры рабочих и управленцев. Палата активно участвует в решении этих вопросов, работает Комитет по содействию профессиональному и бизнес-образованию (соответствующие комитеты есть и в территориальных ТПП), при Палате создан свой институт — Международный институт менеджмента объединений предпринимателей, занимающийся дополнительным профессиональным образованием, работает Совет по профессиональным квалификациям. По мнению Сергея Катырина, следует вести речь о более тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки, которое, безусловно, будет полезно для всех.

Далее выступила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Она рассказала о деятельности министерства, состоянии образования в стране, о планах и перспективах его развития. В частности, она отметила, что системой образования сегодня охвачено 30 млн. человек. Важнейшее место занимает школа, которая даёт базу для дальнейшего образования. При этом из 42 тысяч существующих школ более 20 тысяч — это школы сельские, построенные в основном 40–50 лет назад. Большая проблема с их наполняемостью, порядка 23 тысяч детей по стране обучаются в третью смену, и этот вопрос требует максимально быстрого решения.

Образование в школе — это обучение и воспитание, причём воспитание стоит на первом месте, поскольку речь идёт о формировании человека и гражданина. Наше образование, прежде всего предметное образование, славится и сегодня в мире своим качеством. Министр привела такой пример: в ЕС лучшей по образованию считается Финляндия, которая, будучи когда-то в составе Российской империи, применяла российскую систему образования и оставила её, став самостоятельной. Да, в стране были эксперименты, но их результат оказался весьма сомнительным, и страна снова вернулась к предыдущей системе образования, в основе которой лежит российская система.

Для формирования будущего специалиста важна личностная основа человека вне зависимости от того, будет ли он филологом или математиком, физиком, инженером.

Образование несёт педагог, и пришло время вернуть былой авторитет этой должности, этому званию. Надо улучшить подготовку, сделать упор на практические занятия, тщательнее готовить именно предметников.

Следует навести порядок с учебниками. Их по разным предметам сегодня 1276. Это слишком много. Учебники должны быть качественными и давать одинаковую трактовку предмета.

В вузовском образовании сегодня решаются три проблемы: доступность; практичность; качество. В этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест, причём 46 процентов из них отдано инженерным специальностям, как того требует экономика.

В этом году запускается целевой приём для всех вузов. По окончании выпускник должен будет отработать не менее трёх лет на предприятии.

В регионах создаются опорные вузы. Сегодня их 21. В текущем году количество должно возрасти почти в 2 раза. Создаются университетские центры инновационного технологического развития. К 2018 году их должно быть 40, а к 2025 — 100.

Говоря о новом в аттестации научных кадров, министр отметила выдачу разрешений Санкт-Петербургскому госуниверситету и МГУ им. М.В. Ломоносова на создание диссертационных советов, которые могут самостоятельно присваивать учёные степени.

В среднем профессиональном образовании наблюдаются определённые положительные перемены, хотя, безусловно, ситуация с материально-технической базой во многих случаях ещё не решена.

Проводится большая работа по переработке образовательных стандартов, созданию межрегиональных центров компетенций.

В целом же, как отметила министр, по многим вопросам взаимодействие с бизнесом развивается достаточно успешно.

Ольга Васильева ответила на многочисленные вопросы участвующих в деловом завтраке бизнесменов, представителей комитетов ТПП РФ, территориальных палат.

Председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Виктор Гришин затронул вопрос формирования руководителей малых и средних предприятий и включение с этой целью в программу курса «предпринимательское дело».

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков в своём выступлении затронул вопрос финансового обеспечения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Председатель Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Ольга Пелехатая затронула вопрос качества подготовки кадров в сфере специального профессионального образования. Она отметила, что подготовка специалистов по технологическим дисциплинам проходит по устаревшим учебникам 60–70-х годов, что необходимо менять.

Председатель Комитета ТПП России по транспорту и экспедированию Виталий Ефимов выразил озабоченность транспортного сообщества вопросом реорганизации Московского автомобильно-дорожного института. Был также затронут вопрос подготовки специализированных кадров юристов и экономистов в транспортных вузах.

Президент Волгоградской ТПП Александр Белицкий озвучил вопросы, связанные с организацией практики выпускников вузов на предприятиях города.

Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей Анна Палагина подняла вопрос возможности включения в образовательные программы СПО и ВО предметов «Финансовая грамотность» и «Предпринимательская деятельность».

Генеральный директор Ассоциации предприятий ОПК производителей медицинских изделий и оборудования Александр Смирнов затронул вопрос оснащения медицинских кабинетов общеобразовательных школ современным отечественным оборудованием.

Председатель Совета ТПП России по интеллектуальной собственности Иван Близнец в своём выступлении затронул вопрос системной подготовки инженеров-патентоведов, призванных защищать интеллектуальную собственность отечественных предприятий.

Президент Вятской ТПП Николай Липатников проинформировал министра и присутствующих о проводимой в области работе по подготовке рабочих кадров и ежегодном проведении выставки «Образование XXI века». Также он отметил, что необходимо обратить внимание на программу трудового воспитания школьников.

Евгений Богомольный, заведующий кафедрой управления недвижимостью, проблем землепользования и ЖКХ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, обратил внимание министра на проблемы подготовки кадров для ЖКХ, расширения бюджетных мест для приёма в высших образовательных учреждениях.

Вопросы целевого приёма и распределения в высших учебных заведениях были подняты президентом Московской ТПП Владимиром Платоновым.

Вопросы дуального образования и проведения эксперимента по обучению шахматам в общеобразовательных школах были озвучены депутатом ГД РФ Алексеем Кобилевым.

Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный предложил внести в программы обучения в школах и вузах вопросы антикоррупционного образования.

Президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев затронул вопросы разработки и внедрения стандартов подготовки специалистов по выставочно-ярмарочной деятельности.

В деловом завтраке «Встречи на Ильинке» приняла участие депутат ГД РФ Любовь Духанина, которая представила участникам проект Общероссийского Народного Фронта «Каждому ребёнку бесплатный кружок», который направлен на расширение охвата детей внеурочными формами образования.

Подводя итог встречи, Сергей Катырин отметил большое количество предложений, прозвучавших в ходе делового завтрака, и выразил уверенность в том, что многие инициативы можно успешно продвигать совместными усилиями.