Роберт Уразов: «Как в системе подготовки чемпионов, так и в передаче опыта преподавания ключевым элементом является человек, транслирующий знания» Свежий номер

Пресс-служба Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

23–24 января на площадке Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» состоялась вторая стратегическая сессия по проекту «Центральный институт труда 2.0», в рамках которой участники мероприятия проанализировали результаты реализации проекта ЦИТ 2.0 в 2016 году и спроектировали направления разворачивания проекта в 2017 году.

Во вступительном слове директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков затронул глобальные проблемы технологий упреждающей подготовки кадров: «Чем больше мы входим в технологическую революцию, которая бросает вызовы современной экономике, политике и обществу, тем меньше времени у нас остаётся на принятие решений и тем более масштабными эти решения должны быть. В эпоху наступающей сингулярности любые наши решения должны быть сверхмассовыми, сверхдешёвыми и сверхбыстрыми. И это главное входящее требование ко всему, что мы делаем, с точки зрения мирового контекста».

В 2016 году основными направлениями работ Союза по проекту ЦИТ 2.0 были подготовка будущих чемпионов в составе национальной сборной WorldSkills Russia и массовое повышение квалификации мастеров по программам Базового центра.

«Идея, заложенная в центр проекта, звучит максимально просто: для того чтобы нам быть конкурентоспособными в мире, нужно быть лучшими в мире. Мы должны построить такую систему, которая позволит нам не только заимствовать лучшие практики, но и создавать их самим, причём не на конкурентной основе, а в коллаборации», — рассказал участникам сессии генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия) Роберт Уразов.

Затронув тему анализа подготовки российских чемпионов движения WorldSkills, которые в 2016 году подарили родине рекордное количество медалей и первое место в балльном зачёте европейского чемпионата, Роберт Уразов предложил участникам проекта тест на эффективность социального взаимодействия: «Если мы посмотрим, как готовят того или иного участника, доподлинно сказать, что повлияло на его победу, всё равно окажется невозможным. Каждый элемент подготовки чемпиона сработал благодаря объединению людей, и это — социальная технология. Если существует образец системы подготовки участника соревнований, то потенциально можно сделать такую же систему подготовки преподавателей, чтобы ретранслировать этот опыт. Это станет самым массовым каналом подготовки мастеров, когда преподаватели смогут, в первую очередь, мотивировать своих учеников. Как в системе подготовки чемпионов, так и в передаче опыта преподавания ключевым элементом является человек, транслирующий знания».

В рамках блока подготовки мастеров были представлены итоги работы Базового центра в 2016 году — пилотного проекта подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования.

Эффективность тиражирования лучших практик обучения мастеров и преподавателей в массы стало возможным проверить на практике с введением демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в процедуру государственной итоговой аттестации в колледжах и техникумах.

«Массовое обучение мастеров и наставников мы сможем померить не результатами участников на чемпионатах, а результатами массовой подготовки молодых специалистов на демонстрационном экзамене. Если преподаватель или мастер умеет правильно что-то делать, то он сможет подготовить всех в среднем на хороший результат, а не одного человека на труднодостижимый чемпионский», — объяснила заместитель генерального директора по подготовке кадров Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Светлана Крайчинская.

В рамках сессии состоялась лекция президента некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого» Петра Щедровицкого о концептуальных основаниях и перспективах развития ЦИТ 2.0. Лекция была посвящена продуктивному действию и логике его формирования, а также истории развития русской школы продуктивного действия.

По итогам сессии её участники определили направления дальнейшей реализации проекта ЦИТ 2.0, в том числе — интегрированные программы интенсивной подготовки чемпионов, программы подготовки мастеров высокой квалификации, развитие сети специализированных центров компетенций для формирования профессиональной грамотности и операционных навыков, «чемпионатное» образование для развития компетенций будущего.

Справка

Центральный институт труда (ЦИТ 2.0) — сетевой проект, являющийся площадкой для исследований и экспериментов по анализу процессов трудовой деятельности и разработке механизмов повышения производительности труда в современной экономике.