ММСО: отвечать современным вызовам №2(14), 2016 год

Лариса Токарева

Пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» была посвящена Московскому международному салону образования (ММСО), который пройдёт в четвёртый раз с 12 по 15 апреля в 2017 года на ВДНХ. Его организатором является Министерство образования и науки Российской Федерации.

В работе ММСО примут участие более 1000 экспертов. Среди 400 экспонентов — ведущие российские и международные образовательные и научные организации, крупнейшие предприятия-работодатели и компании-партнёры, производящие учебное и техническое оборудование, создающие программное обеспечение, оказывающие различные услуги в сфере образования. В дни работы салона в 75-м павильоне ВДНХ ожидается около 60 тысяч посетителей.

Тема ММСО 2017 года — «Новая экосистема образования». По словам директора салона М. Казарновского, «будет выстроено 8 кластеров, соответствующих любому уровню образования, от дошкольного до непрерывного». Это позволит представить весь спектр образовательной отрасли: не только программы лучших государственных и коммерческих школ и вузов, но и частные инициативы и стартапы, корпоративные курсы и инновационные технологии в инклюзивном обучении.

Казарновский также рассказал о четырёх ключевых спецпроектах ММСО: международное образование (включая гранты для студентов и школьников); «Пятая четверть»; профориентация (выстраивание карьерных траекторий для абитуриентов-старшеклассников); образ будущего в образовании. Участники профессионального диалога будут искать ответ на вопрос о том, как должно быть выстроено взаимодействие между образовательными учреждениями, бизнесом и НКО, родительским сообществом, педагогами и учениками.

Председатель программного комитета ММСО, заместитель министра образования и науки РФ В. Каганов отметил, что именно «на пересечении разных подходов к образованию рождается что-то новое». Посетители салона смогут убедиться, что «те вещи, которые казались делом далёкого будущего, уже становятся возможными в ближайшее время, причём не только в самых продвинутых образовательных организациях, а по всему миру».

В этом году ММСО впервые пройдёт под патронатом ЮНЕСКО. Планируется, что участие в мероприятиях примут 30 стран-участниц выставки, 50 зарубежных делегаций, 35 зарубежных министров образования, 100 международных экспертов.

Председатель программного комитета ММСО напомнил, что в рамках салона пройдёт Министерский форум ЮНЕСКО, на котором «будут обсуждаться очень важные вопросы, связанные с ролью системы образования в формировании устойчивости обучающихся к радикальным идеологиям и экстремизму». Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня «актуальна для многих стран, — считает он. — Мы сейчас озабочены не только уровнем знаний, но и гражданской позицией. У нашей страны есть большой опыт в этом направлении». ММСО «позволит представить нашим коллегам из других стран все преимущества российской системы образования. Общие у нас и проблемы. А сформулированная проблема — это уже наполовину решённая задача», — уверен Каганов.

Участник пресс-конференции директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Т. Чжань обратил внимание присутствующих на необходимость расширения возможности цифрового образования на протяжении всей жизни.

Ректор НИТУ «МИСиС» А. Черникова также считает тезис «образование через всю жизнь» насущной необходимостью и в этой связи придаёт большое значение межвузовскому сотрудничеству и возможности дополнительного изучения английского в качестве языка международного общения на всех уровнях обучения.

Тему непрерывного образования продолжила заместитель начальника Управления научной политики и организации научных исследований МГУ имени М.В. Ломоносова А. Энговатова: «Современный университет должен сопровождать человека по жизни, уметь доводить идеи до воспринятых рынком продуктов. В этом — точка роста региональных глобальных экономик».

В рамках пресс-конференции состоялся видео-мост Москва — Симферополь. Директор Международного детского центра (МДЦ) «Артек» А. Каспржак рассказал, как реализация артековцами проекта «Пятая четверть» помогла им разработать собственные инновационные проекты и технологии. «Мы говорим о новой экосистеме образования. Изменять экосистему внутри старых институтов достаточно сложно. МДЦ может задать новый вектор в её развитии, — убеждён Каспржак. — Мы взаимодействуем с государственными, негосударственными учреждениями, представителями высшего образования легче, чем все остальные. У нас порядка 80 партнёров, которые представляют собой все существующие направления образования, за исключением дошкольного». Директор «Артека» подчеркнул, что только созданием новых образовательных институтов «мы способны отвечать современным вызовам».

В дискуссии и ответах на вопросы журналистов также приняли участие заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России И. Терёхина, вице-президент Объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана» А. Соловейчик, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ С. Косарецкий, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Т. Волосовец, руководитель дирекции образовательных программ Департамента культуры Москвы Е. Калачикова и другие.

Было выражено общее мнение, что ММСО — центральное событие года в сфере образования, которое способно объединить чаяния детей, их родителей и специалистов по совместному устремлению в будущее.