Основа для конструктивного диалога и оптимальных решений №1(13), 2016 год

Лариса Токарева

Итоговое заседание коллегии Министерства образования и науки открылось выступлением заместителя председателя Правительства Российской Федерации. Ольга Голодец сообщила о положительных результатах в области реализации программы развития инфраструктуры дошкольного образования, где за последние три года дополнительно появилось более миллиона мест. В подавляющем большинстве регионов эта проблема для детей от трёх до семи лет решена. Сложившаяся демографическая ситуация, по мнению Ольги Юрьевны, диктует также необходимость создания в течение десяти лет 6,5 миллиона новых мест в школах. Развивается программа поддержки вузов.

Сегодня в фокусе нашего внимания — все виды образования, отметила в своём выступлении Ольга Голодец, и прежде всего это развитие дополнительного и среднего профессионального образования. «Задачи трудные, но у нас есть всё, чтобы успешно их решать», — заключила заместитель председателя Правительства Российской Федерации.

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов главной из таких задач назвал доступность и качественность образования на всех уровнях.

Среди нерешённых проблем в области дошкольного образования он отметил обеспечение местами в дошкольных учреждениях детей до трёх лет, а также необходимость контроля уровня родительской платы, рост которой не должен превышать уровень инфляции.

Многое сделано для повышения доступности качественного общего образования, считает Дмитрий Викторович: «проведён капитальный ремонт зданий, организован подвоз детей в базовые школы, классы оснащены современным оборудованием». Кроме того, «не только начальная школа, но и все пятые классы учатся по новым стандартам, где большое внимание уделено личностным результатам: вопросам воспитания, формирования гражданской идентичности».

«Мы услышали, — продолжил министр, — мнение педагогического сообщества о том, что для обеспечения единого образовательного пространства необходима конкретизация требований к результатам образования. Соответствующие уточнения вносятся в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Уже приняты концептуальные документы, определяющие общие рамки предметного содержания школьных курсов по математике и отечественной истории. Разработан проект концепции филологического образования. В 2016 году предстоит работа по уточнению и конкретизации содержания всех предметных областей. Усовершенствован порядок формирования федеральных перечней учебников. Современный учебник теперь должен включать специальную книгу для учителя, иметь электронную версию. Запускается проект «Электронная школа», который готовится совместно с лучшими российскими учителями. Этот открытый ресурс с полным школьным курсом, безусловно, окажет помощь всем учащимся, в особенности тем, кто занимается дома».

За последнее время, считает Д.В. Ливанов, «нам удалось кардинально изменить отношение к итоговой аттестации и единому экзамену в сознании выпускников, родителей и всего образовательного сообщества. По большинству предметов исключена тестовая часть с выбором ответа, в перечень обязательных предметов добавляются экзамены по выбору. Однако нельзя оценивать работу школы и учителей, опираясь только на их результаты». В ближайшие три года в ЕГЭ не будет серьёзных изменений. А предложения — такие, например, как интегрированный экзамен по естествознанию с частями по физике, химии, биологии, географии, — нужно обсуждать.

Одна из насущных задач — преодоление дефицита школьных мест. Правительством принята программа о поэтапном её решении, чтобы к 2015 году обеспечить каждому школьнику обучение в одну смену.

Показатель доступности внутришкольного дополнительного образования (около 60 процентов), по словам министра, «сегодня находится на таком же уровне, как в советские годы», что особенно важно для сельской местности. «Сегодня растёт популярность кружков и секций, связанных с техникой и естественными науками. Участие в этой работе наших ведущих университетов даёт возможность технически одарённым школьникам начиная с начальных классов включаться в серьёзные проекты».

Важная роль отводится и негосударственному дополнительному образованию. В рамках ФЦП планируется субсидировать как регионы в целом, так и некоммерческие организации, которые реализуют конкретные проекты в данном направлении. Этому будет способствовать и переход к нормативно-подушевому финансированию.

«Особое внимание, — подчеркнул Д.В. Ливанов, — мы должны уделить доступности качественного образования для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), поскольку без образования невозможна их позитивная социализация». В этом году вступят в силу ФГОСы начального общего образования для детей с ОВЗ, детей с интеллектуальными нарушениями. Утверждены специальные требования для реализации ФГОС основного и среднего общего образования для детей с ОВЗ. Для них разработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы. В 20 процентах школ сегодня созданы все условия для инклюзивного обучения. При этом важно поддерживать и развивать сеть специализированных образовательных организаций.

Министр обратил внимание на ещё одну категорию детей, которым необходима особая забота государства, — это сироты. Приоритет Минобрнауки отдаёт семейным формам их устройства. В 2015 году семьи приняли 70,7 тысячи таких детей. Сокращается социальное сиротство. При этом в действующих детских домах создаются условия, приближенные к жизни в семье. В каждом регионе утверждён план по реформированию таких организаций. «На сегодняшний день, — сообщил Д.В. Ливанов, — 74 процента из них соответствуют новым требованиям».

Растёт интерес к среднему профессиональному образованию. Сейчас уже 40 процентов выпускников девятых классов идут в техникумы и колледжи. Повышается престиж рабочих профессий. Министерство будет оказывать помощь тем регионам, которые активно развивают эту образовательную отрасль.

Планируется расширять сеть конкурсов профессионального мастерства молодёжи WorldSkills. Будет создано несколько региональных центров, оснащённых самым современным оборудованием.

На протяжении всех последних лет для выпускников российских школ сохраняется доступность бесплатного высшего образования. По словам министра, «для каждого второго выпускника одиннадцатого класса преду-сматривается бюджетное место в вузе. В контрольных цифрах приёма на будущий год учтены пожелания 13 тысяч ключевых российских работодателей».

Сейчас к вузам предъявляются повышенные требования. Не все высшие учебные заведения, особенно негосударственные, получают аккредитацию. «Во всех подобных случаях, — напомнил Д.В. Ливанов, — студенты получают возможность доучиться на тех же условиях в других вузах».

Благодаря новой системе оценки трудоустройства каждый год информация по выпускникам вузов соотносится с данными Пенсионного фонда о страховых отчислениях работодателей. «В результате, — заключил министр, — мы получаем уникальные сведения о том, трудоустроены или нет выпускники того или иного вуза, обучавшиеся по конкретным образовательным программам. Так, мы увидели, что сегодня наибольший спрос предъявляется на выпускников технических, медицинских, педагогических институтов. А половина всех нетрудоустроенных — это выпускники экономических и юридических направлений».

Поэтому развитию инженерного и педагогического образования уделяется особое внимание: внедряются программы практико-ориентированной направленности в бакалавриате и технологической магистратуре; 21 университет будет участвовать в проекте повышения международной конкурентоспособности, действие которого рассчитано до 2020 года.

Сегодня выпускников одиннадцатых классов в два раза меньше, чем пять лет назад, и многие региональные институты рискуют остаться без студентов. Поэтому министерством запущена программа по созданию опорных вузов, которые будут организованы к 2020 году в большинстве регионов.

«Наука и технологии, — напомнил глава министерства, — ключевой ресурс развития экономики. Нам важно обеспечить интеллектуальное лидерство нашей страны в мире».

По состоянию на начало 2016 года доля публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, возросла на 2,3 процента.

Наблюдается и рост финансирования на научные цели. В 2014 году внутренние затраты на исследования и разработки составили около 850 миллиардов рублей. Преобладают здесь бюджетные расходы (порядка 70 процентов). Вместе с тем в последние годы именно негосударственные затраты на науку растут опережающими темпами. Приоритеты — поддержка фундаментальных и поисковых исследований. С 2012-го по 2015 год расходы на эти цели возросли на 15 процентов, до 100 миллиардов рублей. Значительная доля бюджетных средств выделяется на грантовой, конкурсной основе через научные фонды.

Впервые за 25 лет мы отмечаем в нашей стране рост числа исследователей. Университеты стали центрами научной деятельности в регионах. По доле научных публикаций они уже опережают институты ФАНО России.

В целом, резюмировал министр, нам «предстоит перейти от управления затратами, то есть сметного финансирования, к управлению результатами; по существу передать значительные ресурсы тем учёным и научным коллективам, которые способны и могут работать на современном уровне».

В конце своего выступления Дмитрий Викторович остановился на проблемах молодёжной политики.

«Министерство постоянно взаимодействует с общественными институтами. Ясность и понятность действий федерального ведомства обеспечивает основу для конструктивного диалога и оптимальных решений», — сказал Д.В. Ливанов в заключение.

С докладами и замечаниями также выступили руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре В.М. Кресс, заместитель председателя правительства Ульяновской области — министр образования и науки Е.В. Уба, первый заместитель председателя правительства Московской области О.С. Забралова, генеральный директор АО НПП «Исток» имени А.И. Шокина» А.А. Борисов, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки России Е.А. Ямбург, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы Российской Федерации по образованию О.Н. Смолин, президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая.