Новая архитектура образования №1(13), 2016 год

Марина Масляева

Под таким названием в российской столице прошёл Московский международный салон образования. Отрадно, что в 2016 году по указу председателя Правительства РФ Д.А. Медведева салон получил статус ежегодного мероприятия. Нынешний, третий по счёту форум обмена опытом в сфере российской и глобальной систем образования и способах распространения наиболее успешного профессионального педагогического опыта стал уникальной выставочной площадкой. Он собрал 52 500 человек из практически всех регионов России и более чем 70 зарубежных стран.

Интерес к Московскому международному салону образования возник ещё до его открытия. Этому способствовала прошедшая в Международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» пресс-конференция. На ней заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, директор исполнительной дирекции ММСО-2016 Максим Казарновский и программный директор салона Наталья Чеботарь рассказали о том, каким будет салон в 2016 году. В частности, инициатор мероприятия Вениамин Каганов сообщил, что основной целью ММСО является консолидация усилий образовательных организаций, разработчиков технологий, представителей субъектов РФ, педагогов, российских и иностранных экспертов. Максим Казарновский обратил внимание представителей СМИ на то, что салон этого года вырос по сравнению с предыдущим в два с половиной раза, заняв 22 тысячи кв. метров выставочной застройки. Существенно расширилась и география участников. Так, одну из крупнейших экспозиций на салоне занял индийский производитель софта Extramarks; на выставочном стенде Didacta — холдинг немецких производителей оборудования, а из Франции на салон решили приехать представители ряда вузов. Число российских компаний-участниц увеличилось до 400.

Программный директор ММСО-2016 Наталья Чеботарь сказала: «В дирекцию пришло более 1000 заявок. Мы отобрали наиболее содержательные проекты, которые представляют все ступени образования — от дошкольного до корпоративного». Программный директор обратила внимание и на три основных формата выступлений на салоне: классические кейсы для всех ступеней образования, рабочие сессии экспертов по узким профессиональным вопросам и вдохновляющие выступления самых известных деятелей образования. Большой интерес у журналистов вызвало сообщение Казарновского и Чеботарь об Открытой приёмной на стенде Министерства образования и науки.

Хорошее открытие — половина успеха

На открытии салона участников приветствовали заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова. В своей речи Ольга Голодец в частности сказала: «Для всех нас и для Российской Федерации в целом салон — важнейший образовательный проект. Он проводится в третий раз и по числу участников и посетителей соответствует ожиданиям системы образования. Россияне уделяют очень много внимания всем аспектам этой темы: на салоне представлены и дошкольное, и среднее, и дополнительное образование, и «Пятая четверть» — программы летнего отдыха детей — и многие другие проекты».

В формате пресс-подхода министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов встретился с представителями СМИ и ответил на целый ряд их вопросов. Вот только некоторые из них:

— Каково ваше мнение по поводу собственности на землю Российского государственного аграрного университета МСХА им. К.А. Тимирязева?

— Всё, что связанно с имуществом вуза, крайне важно для его существования. В данном случае земли для опытных плантаций — обязательная составляющая учебного процесса будущих специалистов сельского хозяйства. Наша позиция состоит в том, чтобы все вопросы, связанные с изменением статуса этих земель, решались только при учёте и с опорой на мнение преподавателей и студентов этого университета.

— Говорят, юридические и экономические направления не будут изучаться в форме заочного обучения. Так ли это?

— Этот вопрос сейчас активно обсуждается специалистами и экспертами. Если наше министерство получит от учебно-методических объединений соответствующие рекомендации, то мы их самым внимательным образом проанализируем. Я думаю, что нам надо сделать всё, чтобы не было профанации, а обучение студентов на очном и заочном отделениях велось на высоком уровне.

— Что на ваш взгляд важнее — воспитание или обучение?

— В соответствии с законодательством РФ образование является единым процессом воспитания и обучения. И слово «воспитание» не случайно стоит на первом месте. Мы прекрасно понимаем, что в XXI веке не столько набор знаний определяет профессионализм человека, сколько его умение действовать, мыслить, решать задачи. Чрезвычайно важна также и гражданская позиция, способность участвовать в делах нашей страны. Это — самое важное, что будет стоять на повестке дня в ближайшие годы.

— А какой будет школа будущего?

— Это во многом зависит от квалификации преподавателей. Но не только. Так, сейчас активно ведётся воплощение в жизнь федеральной программы по строительству новых школьных зданий с абсолютно новым подходом к организации школьной образовательной среды, новыми технологиями, новым оборудованием, новыми подходами к обучению школьников.

— Какова репутация нашего образования на международном уровне?

— Если говорить о российских школьниках, то они устойчиво показывают хорошие результаты в международных исследованиях качества образования и по математике, и по естественным наукам, и по умению читать и понимать тексты. Что касается высшего образования, то в 1990-е годы оно переживало непростое время, которое сопровождалось некоторым снижением качества образования. Однако сейчас ситуация заметно улучшается. Так, если вузы не могут предоставлять качественное образование, они закрываются. Это, как правило, негосударственные учебные заведения или многочисленные филиалы. Одновременно с этим наши вузы-лидеры, напротив, активно развиваются и повышают свою международную репутацию.

Процесс пошёл…

Первый день салона был посвящён вопросам международного сотрудничества в сфере образования. Событием глобального масштаба стало совещание министров образования стран ЕАЭС. На нём были достигнуты договорённости о создании сетевого университета ЕАЭС, согласованы механизмы развития сотрудничества в сфере образования и науки. На ключевой пленарной дискуссии этого дня своё мнение по поводу развития образования высказали митрополит Иларион, президент Французской лиги образования Жан-Марк Руаран, президент ассоциации Didacta из Германии Василиос Фтенакис, президент Европейского экономического института из Италии Джеймс Вейлер, международный эксперт, писатель из США Марк Пренски и старший директор по странам Восточной Европы и СНГ компании «Майкрософт» Регина Мюррей. В этот же день началось заседание международной группы форума «Азия — Европа» (АСЕМ). Участие в нём приняли старшие должностные лица профильных министерств и послы 59 стран. Они обсудили реализацию совместных инициатив в рамках приоритетных направлений образовательного сотрудничества АСЕМ.

Большой интерес у участников мероприятия вызвал круглый стол «Перспективы развития образовательного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств». А ещё в этот день заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов открыл робототехнический фестиваль «Робофест», который уже не первый год патронируется фондом «Вольное дело». В этом мероприятии приняли участие более 800 команд. Свыше 3500 участников из 69 регионов России соревновались за право быть награждёнными.

В числе самых ярких выступлений в деловой программе салона были доклады ведущего научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Марины Пинской, ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Семёнова, руководителя отдела дистанционного образования Новосибирского государственного университета Ольги Ечевской, директора школы профессий будущего Crush Pro Наргиз Асадовой, ректора университета «Иннополис» Александра Тормасова, основателя и исполнительного директора The Global Future Education Foundation and Institute Марка Пренски, профессора и руководителя Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталия Куренного.

Приоритетной темой второго дня работы ММСО-2016 стало всё, что касается дизайна образовательных пространств, разработки современных программ обучения, новых педагогических профессий. Большое внимание было уделено инклюзивному образованию. Так, было представлено несколько успешных проектов, уже внедрённых в практическую деятельность. В частности, уникальный детский сад для детей с ограниченными возможностями и программа работы со слепоглухими учениками, разработанная на принципах тифлосурдопсихологии. В рамках деловой программы выступили разработчик образовательных программ, автор книги «Scratch For Kids», основатель ассоциации Instruction Design & Educational Media Association (IDIEM) Дерек Брин, президент Ассоциации «Дидакта» Вассилиос Фтенакис, преподаватель специальности британского высшего образования Graphic Design & Illustration БВШД Дмитрий Карпов, соучредитель креативного digital-агентства Red Kids и основатель школы «ИКРА» Василий Лебедев, руководитель сектора нейропсихологии ЦТР «Гуманитарные технологии» Никита Хохлов, сооснователь и главный редактор портала «Занимательная робототехника» Динара Гагарина. В ходе дискуссий докладчики обсудили необходимость совершенствования не только программ обучения, но и образовательных пространств.

«Система разработки образовательной программы, или педагогика, или вопросы пространства, в котором развиваются новые образовательные модели, очень похожи на всех ступенях образования — от детских садов до дополнительного и корпоративного образования. И возможность с разных сторон это увидеть, услышать своих коллег из других сфер очень обогащает опыт каждого участника салона», — отметила программный директор ММСО-2016 Наталья Чеботарь.

Также в рамках ММСО состоялась встреча в формате открытой приёмной Министерства образования и науки РФ для регионов.

Третий день работы салона был посвящён маркетингу в образовании, игровому контенту, онлайн-образованию и инклюзивному обучению. Площадку, на которой обсуждались вопросы инклюзии, посетили более 300 человек. А ещё состоялось торжественное открытие Федерального ресурсного центра на базе МППГУ по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей. Открыли центр министр образования Российской Федерации Дмитрий Ливанов и заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов. «Я убеждён, что ресурсный центр станет ключевой площадкой, которая коренным образом изменит ситуацию», — заявил замминистра.

В тематических залах выступили руководитель направления по связям с общественностью МФТИ Елена Брандт, эксперт ИИТО ЮНЕСКО Кристиан Штраке, основатель компании Nival Сергей Орловский, руководитель службы информационно-коммуникационных технологий ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» Константин Бирюков, другие эксперты. «Сегодня много говорили о новых технологиях в образовании. Нам приятно, что в залах было много студентов и молодых специалистов, которые следят за тем, куда движется мир», — отметил директор салона Максим Казарновский.

В третий день на деловой программе Московского международного салона образования выступили генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран и заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Цянь Тан. В рамках салона также прошла первая встреча нового сезона «Литературных гостиных» с участием директора Государственного Литературного музея Дмитрия Бака, ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргариты Русецкой, литературоведа, доктора филологических наук Эльмиры Афанасьевой.

В этот же день состоялось торжественное открытие Федерального ресурсного центра на базе МППГУ по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей. На церемонии открытия министр образования РФ Дмитрий Ливанов пообещал новому центру постоянную поддержку и содействие. «Наша задача — анализ лучших практик уже существующих институтов, работающих с особенными детьми, коммуникация с ними и широкое распространение новых моделей образования», — отметил Дмитрий Ливанов. А заместитель министра образования России Вениамин Каганов сообщил о важности объединения регионального опыта для всех, кто помогает детям с аутизмом. «Я убеждён, что ресурсный центр станет ключевой площадкой, которая коренным образом изменит ситуацию», — сказал Каганов.

Завершился третий день салона праздничным студенческим балом. Его организовал Российский союз молодёжи и Московский строительный университет. Бал так понравился присутствующим, что было решено сделать его традицией салона.

Важные итоги

Итак, на площадках Московского международного салона образования было проведено более 400 конференций, круглых столов, мастер-классов, дискуссионных панелей, на которых прозвучало более 1000 докладов. В мероприятиях салона активное участие приняли педагоги, методисты, руководители образовательных организаций, а также представители федеральных и региональных органов управления образованием, предприниматели, студенты, школьники и их родители. Основными темами ММСО-2016 стали: профориентация и профессии будущего, игровые технологии и маркетинг в образовании, инклюзия и онлайн-обучение, дизайн образовательного пространства и многое другое.

Генеральный директор ЮНЕСКО по вопросам образования Цянь Тан отметил масштабность события и рассказал о состоявшейся встрече с министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым, в ходе которой обсуждались возможности образования для предотвращения экстремизма. «ЮНЕСКО собирается провести большую работу в этой области, и я надеюсь, что мы сможем добиться большей толерантности, чтобы в будущем эффективно бороться с существующей агрессией», — сказал Цянь Тан.

На протяжении всей работы салона в качестве модераторов и ведущих, докладчиков, участников открытой приёмной МОН принимали участие заместители министра образования и науки РФ Александр Климов, Екатерина Толстикова, Людмила Огородова, руководители департаментов Николай Тойвонен, Евгений Сильянов, Александр Страдзе, Сергей Салихов, Анна Усачёва, а также многие сотрудники и специалисты Минобрнауки. С участием министра образования РФ на полях салона прошло заседание Совета Минобрнауки по образованию инвалидов и детей с ограниченными возможностями, Межведомственного совета по социальному партнёрству в сфере образования, защиты детства и молодёжной политики.

На фоне обширной деловой программы для участников мероприятия были доступны экспозиции и презентации более 400 компаний, издательств, образовательных организаций, проектов в области образования и поддержки талантов. Масштабная программа финального дня была открыта для посещения и предусматривала разнообразные мероприятия для всех, кому интересна тема образования. 70 учебных заведений на своих выставочных стендах представили подробную информацию о себе и своих образовательных возможностях.

Важным событием салона стал конкурс научно-технического творчества «НТТМ-2016», в котором приняли участие начинающие инженеры, учёные и изобретатели из более чем 40 регионов России. Лучшие участники получили дипломы, денежные премии и призы от компаний-спонсоров, а лучшие экспоненты и проекты удостоились медалей ММСО-2016. Среди них оказались и экспозиции Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства образования Московской области.

Подводя итоги салона, заместитель министра образования РФ Каганов отметил: «По мнению всех участников, и российских и зарубежных, всего за год салон сделал гигантский шаг вперёд. Пожалуй, по масштабу, по уровню участников и организации у него немного конкурентов в Европе и мире. ММСО-2016 помог выявить лучшие педагогические технологии, консолидировать усилия тысяч специалистов, разработчиков, работодателей. Салон убедительно доказал нашим зарубежным партнёрам, что система образования России может быть прекрасным партнёром для совместной работы. Всё это удалось сделать благодаря согласованным усилиям федеральных и региональных органов власти и представителей бизнеса, а также грамотной работе исполнительной дирекции и, конечно, энтузиазму участников».