Высшее образование в России: проблемы и пути решения №2(13), 2015 год

Анна Милова

Состояние и перспективы развития высшего образования в России обсудили участники парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной думе 18 февраля. В дискуссии приняли участие депутаты и члены Совета Федерации, руководители регионов, представители Министерства образования, Рособрнадзора и других ведомств, ректоры вузов.

Россия занимает первое место в мире по количественным показателям — числу людей с высшим образованием, однако часто за этими цифрами стоят не самые качественные вузы и образовательные программы, — сообщил модератор мероприятия, председатель Комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов, открывая слушания. Он выделил множество проблемных зон отрасли, касающихся прав студентов, условий для занятий и проживания, платы за обучение на коммерческих отделениях, доступности получения высшего образования в малых городах и сёлах, доступности образования для инвалидов, проблем качества и содержания образования. Немало вопросов также связано с финансированием отрасли, заработной платой профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, структурой учреждений высшего образования, слиянием университетов, подготовкой кадров высшей квалификации, «псевдообразованием», трудоустройством выпускников.

Качественное высшее образование является главным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики, убеждён заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов. Он сообщил, что Минобрнауке РФ удалось решить задачу доступности бесплатного высшего образования, и за последние четыре года каждый второй выпускник школы может бесплатно поступить в университет. Кроме того, существенно изменены процедуры распределения бюджетных мест, учтены пожелания 13 тыс. российских работодателей, определены 22 центра ответственности, участвующих в определении объёмов бюджетных мест и распределении квот по регионам. По прогнозам отраслевых министерств и объединений работодателей, к 2020 году будут востребованы такие направления обучения, как: педагогика, здравоохранение, инженерная подготовка, IT-технологии, ядерная энергетика, авиационная и ракетно-космическая техника, технологии кораблестроения. В связи с этим увеличен бюджетный приём на педагогические и инженерные направления подготовки. А вот объём мест, распределяемых на направления экономики, менеджмента, юриспруденции, из-за большого числа специалистов, выпущенных ранее, сократился. В 2017 году 60 % всех бюджетных мест придётся на инженерию (46 %) и педагогику (14 %). Замминистра отметил, что интерес к данным направлениям увеличился, и конкурс на них относительно прошлого года заметно вырос. По данным Рособрнадзора, заявления на участие в ЕГЭ по физике в 2016 году подали на 21 тыс. школьников больше, чем в прошлом году. Выросло число желающих сдавать другие предметы естественнонаучного цикла, например, ЕГЭ по химии сдало на 11 тыс. школьников больше, чем раньше. Свыше 80 % трудоустроенных в течение первого года после окончания вуза — это специалисты инженерных и технологических направлений, 77 % — педагоги, а самая низкая степень трудоустройства у экономистов.

Ежегодно растёт доля прикладного бакалавриата: за этот год на обучение принято в 1,4 раза больше студентов, чем ранее. Создано примерно 1600 базовых кафедр на предприятиях и в ближайшее время появятся ещё 400. С целью упрощения процедуры создания базовых кафедр подготовлены изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Активно реализуется проект «Новые кадры для организаций оборонно-промышленного комплекса», в рамках которого сегодня обучаются свыше 6 тыс. студентов-целевиков; также выделены средства и созданы 22 базовые кафедры на площадках предприятий ОПК. «Инфраструктурная поддержка и создание базовых кафедр осуществлялась только по тем образовательным организациям, которые реально взаимодействуют с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и не являются НИИ и федеральными университетами, потому что те получили достаточную поддержку в рамках программ развития образования. 11 вузов из регионов получат поддержку Минобрнауки РФ в размере от 100 до 150 млн. руб. в течение этого года», — уточнил Александр Алексеевич.

В рамках проекта по модернизации педагогического образования разработано 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ. Они прошли апробацию в 45 вузах из 30 субъектов страны, там обучилось более 6 тыс. студентов. «Сейчас ведётся серьёзная работа по сопряжению федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами. Свыше 800 профессиональных стандартов утверждены Минтрудом РФ, и в соответствии с законодательными нормами ведётся системная работа по актуализации требований федеральных государственных образовательных стандартов — их координации и синхронизации. Следующая серьёзная задача — концентрация ресурсов высшего образования, построение крупных научно-образовательных комплексов. Здесь мы опираемся на опыт, накопленный за последние годы в рамках создания федеральных университетов. Продолжается работа в соответствии с ФЗ «Об образовании» по мониторингу деятельности образовательных организаций, в том числе и высших учебных заведений. Ежегодно выявляются учреждения, не выполняющие пороговые уровни по четырём и менее показателям, в дальнейшем по ним проводятся дополнительные проверки Рособрнадзора РФ. Выявляются нарушения законодательства РФ в сфере образования, лицензионных требований, требований к содержанию и качеству подготовки выпускников. Серьёзное внимание ведомство уделяет развитию дистанционного и электронного обучения. Так, по инициативе ведущих университетов создан образовательный ресурс — национальный портал «Открытое образование». На нём размещено 62 курса, по которым проходят соответствующую систему подготовки свыше 70 тыс. человек. За последние годы Минобрнауки РФ планомерно занимается созданием благоприятных условий в вузах для получения образования инвалидов и лиц с ограничениями здоровья. Проводится системная работа по повышению среднего уровня оплаты труда», — доложил Климов. Напомним, что средняя зарплата профессорско-преподавательского состава вузов в стране за 9 месяцев 2015 года составила 46,4 тыс. рублей. В целом с 2014 года среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава вузов выросла на 8 %.

Заместитель председателя Комитета ГД по образованию Надежда Шайденко подняла тему подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре. «К сожалению, эта структура сегодня недостаточно прописана законодательно. Основные проблемные вопросы — это старение кадров, в частности, кандидатов наук, недостаточность эффективности аспирантуры, нежелание в перспективе заниматься научной деятельностью или заниматься ею не в рамках российских вузов или учреждений науки. Так, 39 % выпускников после обучения захотели уехать в Германию, Англию, Францию и Канаду. Ещё одна проблема — перекос научных направлений в сторону гуманитарных наук. Парадоксальность ситуации в сфере подготовки кадров высшей квалификации заключается в наличии спроса на учёную степень, и в то же время отмечается падение предложения на рабочие места в сфере науки. Неприятно осознавать, но учёная степень нередко становится атрибутом социального престижа, не связанного с дальнейшей исследовательской деятельностью. По сравнению с соискательством учёба предполагает больше усилий: конкурс, вступительные экзамены, промежуточная аттестация, регулярные циклы, итоговый экзамен и прочее, а преимущества выпускника-аспиранта, по сути, заключаются только в получении диплома «Преподаватель-исследователь». Необходимо повышать стипендию аспирантам, ведь человек должен иметь материальные возможности, не задумываясь о других видах занятий. Молодых людей также необходимо заинтересовывать выделением грантов в случае своевременной защиты диссертации», — сказала Надежда Анатольевна.

В свою очередь Вячеслав Никонов согласился со значимостью поднятой проблемы, сказав, что аспирантура в России не отвечает предъявляемым мировым научным сообществом требованиям, но в то же время он отметил и позитивную тенденцию: «В 2014 году впервые с 1991 года в стране увеличилось число учёных».

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Александр Бисеров проинформировал, что ведомство совместно с Минобрнауки РФ ведёт последовательную работу по улучшению качества высшего образования: «Она начинается с государственной итоговой аттестации в общеобразовательных учреждениях с проведением ЕГЭ — нам удалось добиться практически максимальной объективности проведения Единого госэкзамена. В вузах работа ведётся по двум направлениям: это контрольно-надзорные мероприятия и государственная аккредитация образовательной деятельности. Кроме того, проводится эксперимент по независимому оцениванию качества вузов: в этом году осуществлено около 600 проверок. Технологическая процедура качества вузов должна пройти максимально объективно, и тогда будет понятно, как двигаться в этом эксперименте дальше, какие рекомендации давать коллегам по вузам и как сделать так, чтобы промежуточная аттестация на ранних курсах проходила по единой независимой объективной процедуре».

В июне 2015 года состоялось совместное заседание Комитета ГД по транспорту и Комитета ГД по образованию по вопросам создания национально-исследовательского университета на базе ФГБУ «Московский государственный университет путей сообщения», отметил статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. «Вопрос создания университета поднимается с 2012 года, и мы хотим видеть многопрофильный транспортный научный комплекс. Хотим законодательного закрепления отраслевой подготовки как самостоятельной формы образования, придания особого статуса транспортным вузам с наделениями прав утверждённых образовательных стандартов, создания системы финансовой поддержки транспортных вузов, продолжения реформы системы транспортного образования в соответствии с потребностями отрасли. Актуальные вопросы, беспокоящие нас, — отсутствие достаточного финансирования отраслевых образовательных организаций, в частности, мы не имеем бюджетного финансирования на научную деятельность, капитальное строительство, развитие материальной базы. Всё это делается, но за счёт заказчиков», — проинформировал он.

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяна Семёнова сообщила, что в настоящий момент в системе медицинского образования 46 образовательных организаций высшего профессионального образования имеют ведомственную принадлежность к Минздраву России, среди них есть две ведущих — это Национально-исследовательский университет и один университет, который входит в программу «5–100». В связи с территориальной разрозненностью и значительными объёмами подготовки обучающихся ведомство пришло к модернизации сети, и в конце прошлого года приказом министра были утверждены территориальные образовательные научно-медицинские кластеры. Их 11, и в каждом разработана программа и стратегия дальнейшего развития с определениями целевых индикаторов и показателей на ближайшие 5–10 лет. По мнению спикера, необходимо создать механизм ограничения внебюджетного приёма. «Сегодня по укрупнённой группе специальностей здравоохранения «Медицинские науки» в России учится 267 тыс. 14 студентов, из них 78 % (208 тыс. 217 человек) учатся в вузах Минздрава, а 22 % (58 тыс. 797 человек) — ещё в 52 организациях иной ведомственной принадлежности. 88 % из всех бюджетников, т. е. 147 тыс. человек учатся в ведомственных вузах, в то же время у нас учатся 120 тыс. внебюджетников, и какими они выйдут, неизвестно. Поэтому хотелось бы предусмотреть механизм законодательного ограничения коммерческого приёма в разрезе специальностей. Если государству нужно 3 тыс. врачей-стоматологов, а оно выпускает 3 тыс. за счёт бюджета и ещё 8 тыс. вне бюджета, то завтра будет напряжение на рынке труда, потому что стоматолог не может работать терапевтом или хирургом», — заявила Татьяна Семёнова. В ответ на это обращение Вячеслав Никонов сказал, что данное предложение не имеет простого решения, поскольку молодёжь всё равно будет получать именно то образование, которое хочет, и если не в России, то за рубежом.

Директор Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ Елена Метелькова осветила образовательную ситуацию в подведомственной отрасли. По словам Елены Ивановны, сегодня подготовку кадров для агропромышленного комплекса (АПК) осуществляют 54 вуза Минсельхоза России и 38 вузов Минобрнауки РФ. «В целом система аграрного образования может обеспечить АПК в стране квалифицированными кадрами различного уровня. Наиболее востребованными являются специалисты в области технического обеспечения аграрного производства. Распоряжением Правительства РФ к приоритетным направлениям модернизации технологического развития российской экономики отнесена подготовка педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Технологии, средства механизации и энергетическое обслуживание в сельском, лесном и рыбном хозяйстве». Приказом Минтруда России специальность среднего профессионального образования «Механизация сельского хозяйства» включена в перечень 50 профессий, наиболее востребованных на рынке труда. Вузы, подведомственные Минсельхозу России, в большинстве своём являются «градообразующими» для малых городов и сельских поселений. На них возложена роль не только региональных центров по подготовке необходимых отрасли кадров, но и центров единой общероссийской вертикально интегрированной системы поддержки и устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий через развитие человеческого потенциала. На их базе организована система взаимодействия с отраслевым бизнесом, планирования и прогнозирования кадрового потенциала сёл. В настоящее время Минсельхоз России разрабатывает Стратегию развития аграрного образования на период 2016–2025 годов и «дорожную карту» по её реализации. Предъявляя всё более высокие требования к качеству подготовки, прогнозируется дальнейшее развитие аграрных вузов как предпринимательских, где студенты уже в процессе обучения постигают азы малого и среднего бизнеса, выходят на рынок сформированными коллективами специалистов, которым отрасль уже может оказывать поддержку как малому бизнесу. При Минсельхозе РФ создан совет по профессиональным квалификациям в АПК, в который вошли руководители ведущих отраслевых союзов и ассоциаций. Он призван определить потребности отраслевого рынка в специалистах разного уровня, обеспечить координацию усилий АПК и системы аграрного образования по повышению качества подготовки кадров, обеспечению соответствия кадров потребностям отрасли. Советом запланирована профессиональная общественная аккредитация всех профессиональных образовательных программ в отрасли. Основой для профессиональной общественной аккредитации послужат профессиональные стандарты. В настоящее время уже утверждены Минтрудом России 41 профессиональный стандарт, ещё 9 запланированы для разработки в текущем году, что поможет нам решить проблему с непрофильными направлениями подготовки. Профессиональные стандарты, разработанные для специалистов сквозных профессий, работающих в системе АПК: экономистов, юристов, специалистов в сфере туризма и других, — позволят предъявлять требования к содержанию профессиональных образовательных программ таким образом, чтобы стала очевидна их отраслевая принадлежность, и вопрос о непрофильности решался бы на основе этих критериев. Вузы, успешно прошедшие аккредитацию, смогут гарантировать студенту, что после обучения он будет востребован рынком труда и агропромышленными предприятиями», — говорилось в докладе.

Елена Метелькова предложила внести изменения в положения о целевом приёме, предусмотрев возможность участия в нём предприятий аграрного бизнеса, как это было раньше. Она считает, что необходимо придать вузам, имеющим в своей структуре учебно-опытные хозяйства, статус «Сельскохозяйственный производитель», что дало бы им право на получение государственной поддержки в виде субсидий, а специальности «Зоотехния», «Агрономия», «Ветеринария» включить в перечень приоритетных. Кроме того, при составлении рейтингов университетов необходимо учитывать, что абитуриентами аграрных вузов являются выпускники сельских школ. И хотя принимаются максимальные усилия для повышения качества обучения сельских учеников, разрыв в образовании городских и сельских детей до конца не преодолён. Поэтому низкий балл ЕГЭ у этих абитуриентов не свидетельствует об отсутствии таланта у детей, заверила докладчик.

Заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Брызгалина обратила внимание собравшихся на вопрос аттестации профессорско-преподавательского состава: «Хотелось бы поддержать автономию вузов в определении тех критериев, по которым будет оцениваться профессорско-преподавательский состав конкретных учебных заведений. Основная проблема аттестации — поиск баланса между качественными и количественными критериями. В чём оценивать воспитательные усилия?! Мы понимаем, что роль академического сообщества в оценке преподавателей в этом аспекте должна возрастать, а мониторинг качества преподавания с участием студентов не должен стать инструментом манипуляций. Оценка качества преподавания с точки зрения процесса и результата всегда различается, ведь заработать высокие баллы можно отнюдь не высокими показателями профессиональной деятельности, важно не упустить реальную работу педагогов. Надо создавать условия, чтобы преподаватель на своём рабочем месте в разных аспектах деятельности имел возможность проводить государственную образовательную политику».

В ходе слушаний выступили десятки представителей профильных ведомств и разных высших учебных заведений. Большинство спикеров сошлись во мнении о размывании профильной подготовки в отраслевых вузах. Так, например, в сельскохозяйственных и транспортных университетах более половины приёма производится на непрофильные направления обучения. При этом аналогичные программы реализуются в расположенных рядом университетах. Отметим, что в прошлом году было реорганизовано (в форме присоединения) 21 учреждение высшего образования, подведомственное Минобрнауки России.