Проект «Профессиональная среда» в действии №2(13), 2015 год

Стать поваром, врачом или учителем, а может быть, строителем? Это вопрос, на который пытаются искать ответ подростки, задумываясь о взрослой жизни и о выборе своего пути. Самостоятельно найти ответ бывает сложно. Облегчить задачу помогает проект департамента образования города Москвы под названием «Профессиональная среда». Он действует уже несколько лет и продолжается в этом учебном году. 24 сентября в департаменте образования города Москвы состоялась пресс-конференция «Профессиональная среда: знакомство с будущей профессией», где были подведены некоторые итоги этого профориентационного проекта и сделан анонс предстоящих мероприятий.

Об этом журналистам рассказывали директор колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 г. Москвы Константин Афонин, заместитель директора по учебно-производственной работе образовательного комплекса сферы услуг Алексей Суров, психолог Центра дополнительного образования Светлана Скоробогатова и волонтёр проекта «Профессиональная среда» Роман Новичков.

Константин Афонин, выступая перед журналистами, акцентировал внимание на том, что в этом году запланировано 700 мероприятий, в которых примет участие 20000 школьников и ещё 1000 школьников будет проходить программу с повышенными образовательными возможностями. Всё это направлено на то, чтобы учащиеся школ делали осознанный выбор своей будущей профессии. Участники проекта будут разделены на две группы. В первую группу войдут ученики среднего звена, а во вторую — старших классов. Такое разделение сделано потому, что эти группы школьников интересуют разные вопросы: кем стать и куда пойти учиться? 

«В этом году точкой старта становится школа, — говорит Константин Афонин, директор колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 г. Москвы, руководитель проекта «Профессиональная среда», — когда в школах проходят презентации программы, ток-шоу с интересными людьми. Основная тематика: как состоялся выбор у этих людей. На мероприятиях школьники получают паспорт изучения специальностей, который даёт возможность принять участие в профориентационной игре. По средам и субботам школьники будут знакомиться с разными профессиями». 

Изучение профессий проходит в игровой форме по легендам. Одна из легенд предполагает, что через 4 года Москва окажется под угрозой исчезновения и участники игры должны будут восстанавливать инфраструктуру города в той профессии, которую они для себя выбрали. Встречи пройдут на различных площадках: ссузов, крупных работодателей, производителей оборудования и материалов.

Константин Афонин говорит: «Результатом мастер-классов станет освоение небольшой компетенции, проба, в результате которой школьники будут получать сертификаты, подтверждающие, что такое умение достигнуто». Программа проекта разбита на большие блоки. У каждого блока есть своё время старта.

  • Гостеприимство: туризм — 3 октября, гостиничный сервис — 10 октября, питание — 17 октября.
  • Экономика: бухгалтерия — 24 октября, финансы — 31 октября.
  • Образование: дошкольное образование — 7 ноября, школьное образование — 7 ноября, профессиональное образование — 14 ноября.
  • Медицина: фармацевтика — 21 ноября, оборудование — 28 ноября.
  • Наземный транспорт: техническое обслуживание — 5 декабря, транспорт для городских и междугородных перевозок — 12 декабря, логистика — 19 декабря.
  • Проектирование и обслуживание городской инфраструктуры: дизайн — 16 января, архитектура — 23 января, строительство — 30 января, ЖКХ (по поддержанию Москвы в надлежащем состоянии) — 6 февраля.
  • IT-рынок и телекоммуникации: визуализация — 13 февраля, компьютерные системы — 20 февраля, программное обеспечение — 27 февраля, связь и телекоммуникации — 12 марта, безопасность информации — 19 марта.
  • Обрабатывающая промышленность: автоматика и управление — 26 марта, энергетика и электротехника — 2 апреля, полиграфическая промышленность — 9 апреля, пищевая промышленность — 16 апреля, переработка природных ископаемых — 23 апреля, лёгкая промышленность — 30 апреля.

При подготовке плана организаторы ориентировались на востребованные в Москве специальности, также учитывали данные атласа потенциальных профессий.

Проект опирается на поддержку волонтёров. Это очень важное направление, поэтому ему уделено особое внимание и в этом году. Причём проект «Профессиональная среда» рассчитан на участие не только школьников, но и их родителей. Дополняя информацию об изменениях в проекте «Профессиональная среда», Алексей Суров, заместитель директора по учебно-производственной работе образовательного комплекса сферы услуг, сообщил: «В этом году будут немного изменены мастер-классы, они станут более содержательными. До их начала мы дадим школьникам информацию о профессиях, которые им представим. Только потом состоятся сами мастер-классы. В конце участникам выдадут сертификаты об их прохождении, чтобы в дальнейшем они могли для себя определить, на какую профессию ребята хотят пойти. Профессий в Москве очень много, а дети о них ничего не знают».

Светлана Скоробогатова, психолог «Центра дополнительного образования», обратила внимание участников пресс-конференции на то, что о выборе своей будущей профессии школьники должны начинать задумываться уже в 13–14 лет, но часто случается, что в этом возрасте они не готовы определиться самостоятельно. Для этого и нужны специалисты по профориентационной работе. Светлана Михайловна говорит: «Данную задачу способен решить консультационный центр по профориентированию, который является тем местом, где школьники и их родители могут получить практическую консультацию психолога по профессиональному ориентированию, узнать о площадках и колледжах г. Москвы, пройти тестирование, выявить склонности подростка к определённым профессиям». В работе используются простые тесты в виде опросника, помогающие увидеть предрасположенность школьника к освоению той или иной сферы деятельности. После получения результатов тестирования с учениками работают психологи, которые помогают процессу самоопределения подростка.

Проект «Профессиональная среда» масштабный, и ребятам он нравится. Об этом рассказал волонтёр Роман Новичков. Девятиклассник поделился своими впечатлениями о том, как впервые оказался на проекте: «Попал на проект случайно — предложили друзья. Я сначала стеснялся. Предложили поиграть — всё-таки решился. Узнал, какие есть профессии, что в них нужно делать. Стало интересно. Попросился попробовать себя в роли волонтёра. Попробовал, понял, что можно пойти не только на IT-специалиста или повара, могу стать и педагогом. На проекте встретили добродушно, много друзей приобрёл. Понял: когда есть большой коллектив, работать легче, чем одному».

После окончания выступлений спикеров журналисты задали интересовавшие их вопросы. К примеру, что даёт сертификат, который вручается после прохождения мастер-класса, и сколько таких сертификатов может быть. На этот вопрос Константин Афонин ответил, что сертификатов может быть столько, сколько мастер-классов пройдёт школьник, а пригодиться они могут при поступлении в вуз, когда проходит конкурс аттестатов, если абитуриенты набирают одинаковое количество баллов. 

Проект «Профессиональная среда» работает, и появляются его результаты. Постепенно изменяется мнение родителей и учеников об уровне профтехобразования столицы, увеличивается число желающих получить рабочие профессии. В этом году в перечень специальностей, по которым проводится профориентация, добавлены педагог и психолог. Будет усилено информирование целевой аудитории о проекте с помощью рассылок и соцсетей. Планируется продолжение сотрудничества с предприятиями. Проект «Профсреда» действует, развивается, набирает новые обороты, и его организаторы открыты для обмена опытом с регионами России.