Открытое пространство образования как фактор социального развития региона №2(13), 2015 год

Лариса Токарева

2 ноября 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялась Межрегиональная конференция «Современная система образования — открытое пространство». 

 Заседание открыла председатель комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Российской Федерации Л.Н. Духанина. Она отметила, что прозрачность образования является одним из направлений деятельности комиссии с 2007 года. Сегодня этот принцип закреплён в новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевым стал доклад министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования г. Москвы И.И. Калины. Подчеркнув, что многое из того, что сегодня делается в столице, в своё время было подсмотрено в регионах, он предложил собравшимся рассмотреть социально-педагогические эффекты системы модернизации московской системы образования.

«…Я никогда бы не назвал это реформой. Я сказал бы, что это развитие, которое опирается на огромный многолетний опыт столичной школы. Многие процессы, которые стали массовыми в последние 5 лет, берут своё начало ещё в 90-х годах. Тогда не все из них получили развитие. Причина этого — финансово-экономические обстоятельства. Задача любой воспитательной системы, будь то школа, семья, или другой коллектив — помочь ученику вырасти полезным для своей страны, города, общества, семьи, наконец, для себя самого. Но пять лет назад у нас была «школа просящая»… Какие социально полезные качества она в таком случае могла воспитать у будущих поколений?..

В 2010 году московскому образованию была поставлена стратегическая задача: помочь школе стать авторитетной, заслуживающей доверия, самодостаточной, свободной и ответственной за свою свободу, а также надёжной для всех своих партнёров.

Цель модернизации московского образования — рост вклада системы образования в глобальную конкурентоспособность столицы — недостижима без решения двух важнейших задач: максимального развития способностей каждого москвича и сохранения консолидации городского сообщества.

Пять лет назад финансирование образовательных организаций Москвы зависело от их статусов. Для большинства из них финансовый норматив составлял 63000 рублей на одного обучающегося в год, в то время как лицеи и гимназии получали средств в 3–5 раз больше.

Серьёзные организационно-структурные изменения начались с приходом в 2011 году так называемого нормативно-подушевого финансирования. Хотя вернее было бы его назвать формульным, поскольку в его основе заложены нормативы и простейшие формулы расчёта. Новое логико-финансовое обеспечение стало мощным мотивирующим инструментом всех последующих изменений, потому что в системе, ориентированной на ученика, финансирование становится катализатором роста качества образования. Следствием перехода системы образования Москвы на формульное финансирование стало повышение заинтересованности школы в работе с каждым учащимся.

Зачисление детей в первые классы сейчас осуществляется через портал государственных услуг. Если школа расположена в микрорайоне проживания, то зачисление в первый класс гарантировано. А для ребят из дошкольных групп при этом же образовательном учреждении достаточно просто заявления родителей.

Сегодняшний директор школы — это стратег, занимающийся организацией работы управленческой команды, которая, в свою очередь, обеспечивает деятельность педагогического коллектива. В такой ситуации перед каждой школой возникает задача оптимизации ресурсов для собственного дальнейшего развития.

Увеличение финансирования образовательных организаций в сочетании с финансово-хозяйственной самостоятельностью, более рациональным подходом к использованию кадровых ресурсов обеспечивает значительный рост заработной платы педагогических работников, включая поощрительные выплаты по результатам труда.

Формульное финансирование способствовало выведению за пределы системы образования непрофильных функций. Изменились и принципы управления образовательной организацией. С 2011 по 2015 годовой фонд оплаты руководителя и его заместителей сократилась с 15,1 до 6,3 %. В настоящее время только от самой школы и её педагогического коллектива зависит, поведёт туда москвич своего ребёнка или нет. То есть, если детям в школе хорошо — коллективу выгодно. И сейчас это — главная формула московского образования.

Абсолютная прозрачность и равнодоступность финансирования образовательных организаций позволили открыто сравнивать результаты их деятельности. С 2013 по 2015 год число московских школ, вошедших в ТОП-25 лучших школ России, выросло с 7 до 12, а в ТОП-500 — с 89 до 139.

В Москве проводятся разнонаправленные диагностики образовательных достижений школьников. Участие в них является добровольным. Если в 2010 году в таком тестировании принимали участие 36 тысяч школьников, то в 2015 — 900 тысяч. С созданием независимого центра тестирования появилась возможность освободить учителя от трудновыполнимой обязанности быть объективным в отношении своих учеников.

Современная образовательная система г. Москвы — профессиональная среда для роста управленческих кадров нового поколения. На сегодня 931 человек из числа заместителей директоров, завучей и педагогов прошли аттестацию на соответствие должности руководителя. Деятельность же самого руководителя оценивается по объективным результатам работы образовательной организации, хранящимся в городских информационных системах и таблицах самоанализа.

Длительное время большое внимание со стороны общественности уделялось вопросам объединения московских школ, что никогда не было нашей целью, а стало следствием формульного финансирования, открытости, рейтинга. Большая школа имеет большие возможности. Наличие нескольких учителей по каждому предмету создаёт условия для формирования учебной мотивации школьников. При наличии большого количества учащихся в одной параллели появляется возможность открывать классы разного профиля. Уникальные образовательные программы, которые раньше реализовывались наиболее сильными столичными центрами, лицеями и гимназиями, сохранились в полном объёме в виде специализированных программ обучения «внутришкольных» лицеев. В результате доля московских школ, реализующих более трёх программ профильного обучения, в 2015 году составила 90 % (в 2010 — чуть больше 1 %). Да, у детей — разные программы, и это — основа их развития. Но они в одной школе, и это — основа консолидации московского сообщества.

Таким образом, изменения финансирования повлекли за собой изменения в структуре московского образования. На смену 4–5 тысячам маленьких школ и детсадов пришли крупные, финансово устойчивые образовательные организации, предоставляющие своим воспитанникам широкий спектр образовательных программ, обеспечивающие полную нагрузку педагогическим работникам и большие возможности для их профессионального роста, широко использующие возможности уникальной социокультурной среды города. Сегодня в столице работает 632 многопрофильные школы, реализующие программы как общего, так и дополнительного образования.

В крупных школах появилась возможность развития и так называемого инклюзивного образования, по программе которого сегодня учится более 8 тысяч детей. В этом году 214 детей-инвалидов набрали 63 балла и выше по результатам ЕГЭ, а 5 человек стали призёрами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

С 2013 года департамент образования совместно с восемью вузами, расположенными на территории города, реализует пилотный проект. В вузах открываются профильные 10-е и 11-е классы, финансируемые городом, в которых старшеклассники, помимо основных предметов, изучают специальные курсы, занимаются практическими работами в лабораториях, учебно-исследовательскими проектами, участвуют в научных студенческих объединениях. В этом году так обучается уже 3 тысячи ребят, в том числе 19 детей-инвалидов и 502 ребёнка из социально незащищённых семей.

В сотрудничестве с военными вузами и соединениями Вооружённых Сил России школы открывают кадетские классы (144), совместно с Департаментом здравоохранения и Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова — медицинские (более 50). Технические вузы помогают формировать классы будущих инженеров (50). Очень важно, чтобы в стенах одной школы сочетались разные направления, разносложные программы.

Сегодня не менее 70 % учащихся занимаются дополнительным образованием на территории своей школы. Более трёх четвертей таких образовательных услуг реализуется на бесплатной основе.

На базе московских колледжей мы открываем кружки технической направленности. Проект подкреплён высокотехнологичным оборудованием, современными программами обучения. Такие обновлённые станции юных техников действуют в 53 колледжах. Уже в этом году они привлекли 15,5 тысячи ребят.

Главное — возрос общий уровень образовательных учреждений. Если в 2010 году школ, способных воспитать лауреата или призёра олимпиады, было 74 из 1700, то сейчас таких школ 181 (из 632). В 28 % из них есть победители и призёры Всероссийской олимпиады, а в 96 % — её регионального этапа. Если в 2012 году образовательное учреждение в своём микрорайоне выбирало 32 % родителей, то в 2015 — 77 %. То есть благодаря кардинальным изменениям в структуре московского образования сегодня город предоставляет возможности для успешно развития каждого ребёнка в каждой школе».

Начальник управления экономического анализа Департамента образования г. Москвы А.В. Муратов рассказал о новой системе показателей деятельности школ, разработанной для их руководителей.

Остальные выступления — министра образования Московской области М.Б. Захаровой, первого заместителя губернатора Псковской области В.В. Емельяновой, ректора Саратовского государственного технического университета имени Ю.А Гагарина И.Р. Плеве и других спикеров — были посвящены теме модернизации и открытости систем образования различных регионов России.

Все присутствующие поддержали надежды Л.Н. Духаниной на то, что озвученные в рамках конференции идеи будут восприняты «как предложения к реализации и через некоторое время тоже станут частью государственной политики в области образования в Российской Федерации».